5 августа 2022 г.

Рис. 1. Кривая цикла зрелости технологий digital-рекламы (Ожидания — Стрела времени), июль 2022 г. Источник: Gartner

Gartner обозначил четыре новые технологии в своей Кривой цикла зрелости, которые будут оказывать трансформирующее влияние на сегмент цифровой рекламы в 2022 году: это искусственный интеллект для маркетинга, эмоциональный ИИ, инжиниринг влияния и генеративный ИИ.

«Ускорение фрагментации цифровых медиа создает трудности для маркетологов в области рекламы, побуждая их формировать список партнеров и технологий для оптимизации и расширения своих рекламных кампаний, — пишет в пресс-релизе Майк Фрогатт (Mike Froggatt), старший директор-аналитик маркетинговой практики Gartner. — В частности, использование ИИ начинает охватывать таргетинг, замеры, распознавание личности, управление согласием и предпочтениями и даже, в некоторых особых случаях, создание креативного контента с использованием инструментов генеративного ИИ».

«Внимание и инвестиции направляются также на другие новые каналы и технологии, такие как медиасети ритейлеров, „чистые комнаты“ данных (DCR), промо-NFT и стриминговая телевизионная реклама (OTT), — пишет далее Фрогатт. — Все они приближаются к Пику раздутых ожиданий (см. рис. 1)».

ИИ для маркетинга

Маркетинговый ИИ — это системы, меняющие поведение маркетинговой платформы без непосредственного программирования, исходя из собранных данных, анализа использования и других наблюдений. Для этих целей используются технологии машинного обучения, системы, основанные на правилах, оптимизация, обработка естественного языка и методы построения графов знаний.

«Мощь ИИ в маркетинге очевидна, поскольку дипфейки, чат-боты и аватары метавселенной демонстрируют способность синтезировать правдоподобные сущности, — пишет Фрогатт. — Аналогичным образом, скрытие персональных данных в маркетинге наряду с развитием ИИ для анонимной оценки контекстной реакции меняет основы использования данных для рекламы и контент-маркетинга».

Существуют три конкретные реализации этой технологии, которые начинают использовать маркетологи: искусственный интеллект эмоций, инжиниринг влияния и генеративный ИИ.

Искусственный интеллект эмоций

Технологии эмоционального ИИ, также называемые аффективным программированием (affective computing), используют методы ИИ, чтобы анализировать эмоциональное состояние пользователя с помощью компьютерного зрения, голосового/аудиоввода, датчиков и/или программной логики. Такой ИИ может инициировать ответы, выполняя определенные персонализированные действия, соответствующие настроению клиента. Эмоциональный ИИ рассматривается как трансформационный, поскольку преобразует атрибуты человеческого поведения в данные, оказывающие существенное влияние на все аспекты цифровой коммуникации.

Доступ к данным об эмоциях дает маркетологам и рекламодателям ясное представление о драйверах мотивации, помогая тестировать и оттачивать контент, адаптировать цифровой опыт и строить более тесные отношения клиентов с брендами.

«Недостаточно транслировать релевантный и персонализированный меседж рекламы в отграниченной экосистеме, поэтому директора по маркетингу прибегают к искусственному интеллекту эмоций, чтобы находить и таргетировать потребителей и бизнес-покупателей в широком масштабе, — пишет Фрогатт. — Однако вопросы прайвеси, субъективность и вариации в модальностях остаются главными препятствиями для рекламодателей, поэтому для принятия может потребоваться еще 10 лет».

Инжиниринг влияния

Эмоциональный ИИ — лишь часть более широкого тренда инжиниринга влияния, то есть создания алгоритмов для автоматизации элементов цифрового опыта, направляющих выбор пользователя, на основе изучения и применения методов науки о поведении.

Привычные методы персонализации теряют актуальность на фоне требований прайвеси, а новые источники данных и возможности машинного обучения позволяют создавать новые системы влияния. Достижения в таких областях, как распознавание эмоций, генерация контента и периферийные вычисления, позволяют автоматизировать различные аспекты влияния при взаимодействии, к лучшему это или к худшему.

Организации нуждаются в инженерии влияния как новой форме корпоративного управления, чтобы направлять разработку и внедрение программ развития ИИ для влияния на поведение клиентов в широком масштабе. Gartner ожидает, что эта практика выйдет на мейнстрим на горизонте 5-10 лет.

Генеративный ИИ

Генеративный ИИ учится на существующих объектах, чтобы генерировать новые реалистичные объекты, такие как видео, нарративы, речь, синтезированные данные и дизайн продуктов, отражающие характеристики данных обучения, но не повторяя их. Gartner ожидает, что эта технология достигнет широкого принятия в digital-рекламе в течение ближайших двух-пяти лет.

Перед лицом нежелательности использования сторонних данных генеративный ИИ может помочь выявить ключевые характеристики клиентов и таргетировать их через кастомизированный контент, соблюдая при этом требования прайвеси. Генеративный ИИ может быть также использован для обучения моделей покупательского поведения медиасетей и отсечения рискованного контента, такого как ложная информация и дипфейки.

«Руководители маркетинга могут продемонстрировать ценность рекламы, оценив жизнеспособность этих технологий в своих организациях и в условиях возможной рецессии», — заключает Фрогатт.

Источник: Пресс-служба компании Gartner