10 октября 2022 г.

Увеличить
Рис. 1. ТОП-5 специальностей 2021 - 2022
Увеличить
Рис. 2. Опыт 2021 - 2022
Увеличить
Рис. 3. Навыки 2021 - 2022
Увеличить
Рис. 4. Регионы сокращения ЗП
Увеличить
Рис. 5. Регионы повышения ЗП

Компания «Телфин» совместно с онлайн-платформой hh.ru провели анализ популярности профессий на телеком-рынке. Наибольшую группу вакансий за последние два года составляют специалисты в сфере продаж — продавцы-консультанты или продавцы-кассиры.

Исследование проводилось на базе данных hh.ru в период с 2021 года по настоящее время. Отдельно рассматривался временной слот сентября 2022 года. Всего в исследовании было проанализировано более 165 тыс. вакансий в телеком-компаниях. Так, в 2021 году в телеком-бизнесе было открыто более 128 тыс. вакансий, в среднем 10,6 тыс. вакансий в месяц. В сентябре 2022 года компании опубликовали 16,8 тыс. вакансий.

Наиболее востребованные специальности в телеком-бизнесе

Аналитики «Телфин» подготовили обзор Топ-5 наиболее популярных специализаций в телеком-отрасли. В перечень вошли следующие позиции — продавец-консультант или продавец-кассир, менеджер по продажам или менеджер по работе с клиентами, сервисный инженер или механик, оператор call-центра или специалист контактного центра, программист или разработчик. Однако распределение долей вакансий по этим специальностям отличается в 2021 году и в сентябре 2022 года.

Так, лидерами по количеству опубликованных вакансий остаются продавцы-консультанты и менеджеры по продажам. Спрос на этих специалистов был высоким в 2021 году и продолжил расти в сентябре 2022 года. Более чем вдвое выросла доля вакансий для операторов Call-центров — с 5% до 11%. При этом в сентябре 2022 года заметно сократился спрос на более дорогих специалистов из сферы телеком. Под сокращение числа опубликованных вакансий попали специальности сервисных инженеров и программистов.

Таким образом мы видим, что в 2022 году фокус работодателей сместился с сервиса и поддержки в сторону продаж. Эта тенденция может быть объяснена частичным насыщением телеком-рынка и снижением динамики его роста. К примеру, по данным «ТМТ Консалтинг», рынок IP-телефонии продолжает расти, но с 2019 года несколько замедляет свой рост по числу новых подключаемых компаний. Это стимулирует предприятия в условиях обостряющейся конкуренции усиливать отделы продаж. (Рис. 1)

Какой требуется опыт для работы в телеком-компаниях

Один из ключевых показателей при устройстве на работу — это опыт. Однако, исследование выявило, что работодатели готовы брать специалистов даже без опыта работы в телеком-бизнесе. И в 2022 году эта тенденция укрепилась, по сравнению с 2021 годом. Так, до 57% вакансий не требуют опыта работы в телеком — приоритет отдается другим профессиональным качествам специалистов: умению вести переговоры, грамотной речи и способности работать в команде.

Если в 2021 году 39% работодателей были готовы рассматривать кандидатов с минимальным опытом в телеком-бизнесе от 1 года до 3 лет, то в 2022 году требования к соискателям упростились. Сейчас только 32% компаний обращают внимание в своих вакансиях на наличие стажа у специалистов.

Вероятнее всего, тенденция найма менее опытных кадров свидетельствует о желании вырастить с нуля собственных специалистов под конкретные задачи, связанные с особенностями той или иной организации. Также причиной может быть рост спроса на специалистов с менее серьезной профессиональной подготовкой для работы в call-центрах и отделах продаж, как было выявлено в предыдущей части исследования. Сейчас в фокусе внимания должности, где отраслевая специализация и опыт не столь значительны. Основным навыкам в телеком-отрасли можно научиться достаточно быстро, особенно если компания нанимает молодого специалиста и готова инвестировать в его развитие. (Рис. 2)

Какие навыки важны для работы в телеком-отрасли?

Описания вакансий в ИТ и телеком-бизнесе чаще всего строятся по единому шаблону и с едиными требованиями к кандидатам. Среди критериев, спрос на которые возрос в 2022 году, можно выделить: умение работать в команде, ведение переговоров, грамотную речь и свободное пользование ПК. Стоить отметить, что перечень запросов в 2021 и 2022 гг несколько отличается. Так, в 2021 году среди прочих навыков при найме компании выделяли клиентоориентированность, в 2022 году это пожелание выбыло из ключевых требований в описаний вакансий. Сегодня клиентоориентированность — уже стандарт обслуживания.

Важно подчеркнуть, что ключевым параметром в 2021, и в 2022 году остается умение вести продажи. Эта тенденция в период экономической нестабильности свойственна не только для телеком-бизнеса, но и для других отраслей, по данным hh.ru. Кроме того, умение говорить грамотно и вести переговоры также занимают большую долю среди запросов компаний, так как именно эти навыки позволяют повысить продажи и влияют на работу сотрудников call-центров, спрос на которых возрос.

Очевидно, что в текущем году работодатели с большим интересом рассматривают начинающих специалистов. Отсутствие стажа они компенсируют коммуникабельностью и работой в команде. (Рис. 3)

Сколько получают специалисты в телеком-компаниях?

Наиболее интересный вопрос исследования касается зарплат в телеком-бизнесе. Стоит отметить, что медиана предлагаемой зарплаты в телеком-отрасли по России практически не изменилась в 2022 году и составила 40 300 рублей, в 2021 году показатель был 40 100 рублей. При этом наиболее высокие зарплаты в телеком-бизнесе в 2022 году получают сотрудники в Москве — в среднем 62 000 рублей. Самая низкая оплата труда зафиксирована в телеком-компаниях Курганской области — 26 300 рублей.

Несмотря на то, что средняя зарплата по стране остается неизменной, в 18 регионах компании из сферы телеком снизили предлагаемые зарплаты в сентябре 2022 года. Максимальное сокращение зарплаты было в Костромской области на 14,42%, что релевантно 26 700 рублей. Также Курганская область как анти-лидер по средней зарплате по стране попала в тройку регионов с наиболее сильным сокращением зарплаты в телеком — на 12,33%. Стоит также отметить, что средние зарплаты в телеком-компаниях Москвы и Санкт-Петербурга также стали ниже — на 8,82% до 62 000 рублей в Москве и на 9,78% в Северной столице до 52 600 рублей. (Рис. 4)

Медиана зарплаты в 18 регионах, где сократилась оплата в телеком-бизнесе, равняется сегодня 35 428 рублей. В 2021 году медиана зарплаты в телеком-бизнесе в этих же регионах была 38 172 рублей. Показатель уменьшился почти на 8%. Согласно данным аналитиков «Телфин», сокращение зарплат именно в этих регионах может быть связано с изначально более высокими ценовыми требованиями кандидатов и тенденцией к выравниванию зарплат по всей России. Не случайно в подборку анти-рейтинга по зарплатам попали крупные города как Москва, Санкт-Петербург и регионы с исторической поддержкой телеком-кадров как Свердловская, Ленинградская, Амурская область. Ранее hh.ru уже отмечал рост спроса на специалистов по телеком и ИТ в Амурской области с начала года на 35%.

Однако не стоит пессимистично смотреть на уровень зарплат в телеком-индустрии, поскольку более 28 регионов повысили или сохранили зарплаты на уровне 2021 года. Максимальное повышение зарплат в телеком-бизнесе были в республике Хакасия — на 25%, что соответствует сумме 37 500 в 2022 году. Ранее специалисты в республике получали в среднем 30 000 рублей. (Рис.5)

В 2021 году компании из числа лидеров по зарплатам в среднем готовы были платить сотрудникам 36 289 рублей. В 2022 году медиана предлагаемой зарплаты телеком-профессионала в этих регионах составила 40 461 рублей.

«Разброс по заработной плате в регионах сокращается. В некоторых регионах, где исторически компенсация была невысокой, зарплата выросла до уровня областей с более высокими зарплатами. Это может быть связано с тем, что за время пандемии телеком-специалисты стали чаще работать удаленно без привязки к определенным крупным городам. Таким образом, работодатели более не ограничены регионами пребывания и могут привлекать удаленные команды из любых городов страны. Именно это и повлияло на выравнивание заработной платы, что привело к изменению предложений работодателей по всей стране», — прокомментировала Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.

«Мы видим, как телеком-компании смещают фокус при подборе сотрудников и все чаще рассматривают кандидатов без опыта работы в отрасли. Это можно объяснить тем, что имея в арсенале решения, позволяющие легко контролировать работу линейных менеджеров, предприятия могут набирать молодых специалистов без опыта и „растить“ их под себя. Ведь инструменты телефонии в частности позволяют новым сотрудникам быстро погрузиться в рабочий процесс, а базы знаний, регламентированные и автоматизированные бизнес-процессы заменяют им накопленный опыт и отраслевую экспертизу.

На первый план выходят такие качества соискателей, как навыки пользования современными программными решениями и облачными сервисами, коммуникабельность, умение работать в команде. При этом дополнительно в требованиях к кандидатам появляются новые пункты: грамотная речь, умение вести переговоры. Это связано как со спецификой закрываемых вакансий, так и с появлением технологий для отслеживания подобных метрик и оценки по ключевым для компании показателям», — прокомментировала Тюрина Мария, генеральный директор «Телфин».

Источник: Пресс-служба компании Телфин