1 декабря 2022 г.

Артемий Мороко

Средним и небольшим компаниям рынка облачной телефонии сегодня нет необходимости конкурировать друг с другом. Они забирают новых клиентов у крупных компаний и монополистов. Глупо в такой ситуации испытывать ревность к чужому коду. Обмен технологиями, напротив, мог бы стать зоной роста. А наладить подобное сотрудничество можно на основе профессионального объединения.

Почему мы используем свое, а не берем лучшее?

В 2012 году мы вышли на рынок корпоративной телефонии с пользовательским «ноу-код» интерфейсом облачных АТС, не требующим специальных знаний для настройки. До нас настройку мог сделать только специально обученный сервисный специалист. Мы показали: целиться нужно не в инженера, а в предпринимателя или даже в его секретаря. В итоге сегодня почти 100% компаний, предоставляющих услуги офисной телефонии, целиком либо частично используют этот формат. Одни взяли лишь идею Sipuni и встроили в собственные «конструкторы», другие перенесли целиком нашу технологию на свою почву, даже не понимая, как в реальности устроена ее логика.

В то время как Sipuni удалось создать революционную оболочку для офисной АТС, другие компании IP-телефонии добились успехов в разработках коллтрекинга, интеграции с СРМ, идентификации по звонку... и т. д. Однако, что довольно странно для рыночной экономики, не все операторы стремились на лицензионной основе использовать лучшие решения на рынке, но все писали свой индивидуальный код. Впрочем, причина вполне понятна: всем хочется быть ИТ-компаниями, а не трубой для голосового трафика.

Между тем страх использовать чужой код глубоко ошибочен, он только тормозит развитие и увеличивает издержки. Для примера: никого в автомобилестроении не смущает, что несколько производителей используют один и тот же двигатель — тот, что лучше и дешевле. Но в российских ИТ почти все «гордые», и каждая компания с нуля разрабатывает все необходимые сервисы, выбрасывая деньги на ветер.

Третья попытка объединить отрасль

Впервые я предпринял попытку объединить разработчиков корпоративной связи и создать отраслевую ассоциацию в 2014-м. Основная цель — честный и взаимовыгодный обмен технологиями. Затем была еще одна попытка в 2018-19 гг. Я встречался с коллегами и объяснял, что копирование — недальновидная стратегия, что вместе мы сможем больше. Однако дело не сдвинулось с мертвой точки. Сначала на Sipuni смотрели как на новичков, которые скоро перебесятся, а потом, может, и вовсе уйдут с рынка. Потом, когда нас уже восприняли всерьез, вмешалась пандемия, а дальше — СВО. Снова было не до того.

Сейчас, в конце 2022 года, мы предпринимаем третью попытку создать отраслевую ассоциацию. Уверен, что в этот раз у нас больше шансов, потому что появилась еще одна совместная цель, достижение которой станет плюсом для всех компаний — отмена «телефонного рабства» для стационарных городских номеров. Мы могли бы совместно продвигать соответствующую поправку к ФЗ «О связи» в части отвязки фиксированных номеров от операторов. В российских городах, где аналоговые АТС заменены на цифровые, нет никаких технических препятствий для внедрения такого переноса.

Этот законопроект может стать точкой соприкосновения разрозненных операторов корпоративной телефонии — мелких и средних компаний, поскольку создает условия для здоровой конкуренции с монополистами. По расчетам Deloitte, в течение первых 5 лет услугой переноса фикс-номеров в России должны воспользоваться до 12 млн клиентов, что поможет опустить цены на 10%.

По расчетам аналитиков Sipuni, расходы корпоративного сектора на коммуникационные услуги могут сократиться от 15 до 40%. Это вполне реально, ведь уже сегодня практика на рынке показывает, что при переходе от монополиста к мелкой или средней телекоммуникационной компании предприниматели получают скидку до 20-30%.

Deloitte еще несколько лет назад подсчитала, что без отмены «телефонного рабства» рынок «фикса» в России упадет почти на 10%. Сегодняшняя статистика прогноз полностью подтверждает. Согласно годовому отчету Ростелекома, в 2020 году объем рынка фиксированной телефонной связи снизился на 11,6%. То есть фактически без конкуренции этот сектор умирает. Отвязка городских номеров, напротив, даст мощный толчок к росту — каждый участник рынка сможет взять столько клиентов, сколько сможет. Количество абонентов фиксированной связи в России — 40 млн. По расчетам Deloitte, 12 млн из них готовы сменить оператора.

Наши аналитики уверены, что рост рынка для средних и мелких компаний облачной телефонии может составить до 10%, что очень неплохо в условиях стагнации и финансового кризиса. Но решить это можно только объединив усилия в рамках отрасли. Поэтому мы начали активные переговоры и получили предварительное согласия от ряда игроков. Уже в этом году мы объявим о начала процесса объединения.

Источник: Артемий Мороко, генеральный директор компании Sipuni