С приходом новых технологий, особенно искусственного интеллекта и машинного обучения, работа финансовых отделов быстро меняется, формируя среду, где персонал неразрывно связан с ИТ, открывая новые финансовые и бизнес-возможности, повышая эффективность процессов и позволяя автоматизировать конвейеры данных, говорит Gartner.

«Автоматизированный финотдел будущего потребует, чтобы люди и технологии работали в общем цикле обучения, — пишет в пресс-релизе Марк Д. Макдоналд (Mark D. McDonald), старший директор по исследованиям практики Finance в Gartner. — Люди возьмут на себя осмысление, контроль, проверку результатов и обеспечение финансовой безупречности, а на ИТ будет возложена аналитическая обработка и рутинные процессы, которые ложатся тяжелым бременем на персонал».

Публикуемая Кривая цикла зрелости технологий знакомит финансовых руководителей с направлениями в ИТ, лежащими в основе концепции автоматизированного финотдела, которые будут определять развитие в этой области в течение следующего десятилетия (см. рис. 1).

Рис. 1. Кривая цикла зрелости новых финансовых технологий (по состоянию на сентябрь 2022 г.)

Y = Ожидания; X = Стрела времени

(Легенда): Плато широкого применения будет достигнуто в течение: менее 2 лет / от 2 до 5 лет / от 5 до 10 лет / более 10 лет / Устареет раньше

«Мы видим три главных направления развития финтех, — пишет Макдоналд. — Во-первых, есть технологии, такие как ИИ принятия решений, повышающие эффективность функционирования организаций. Во-вторых, есть группа трансформационных технологий, таких как компонуемые приложения, привносящих новые возможности цифрового бизнеса. И, в-третьих, есть технологии — например, повышения качества данных, — которые автоматизируют сбор, хранение и извлечение данных, повышая также их точность».

Учитывая, что в Кривую зрелости включены только развивающиеся и перспективные технологии, Gartner рекомендует руководителям финотделов проявлять избирательность, акцентируясь на трендах, максимально отвечающих потребностям их организации, и прорабатывать краткосрочные и долгосрочные планы развития в русле новых трендов, обеспечивая постепенное совершенствование процессов.

«Начните с малых шагов с меньшими рисками, чтобы избежать больших ошибок и дать финотделу время для такого постепенного перехода, — пишет Макдоналд. — Со временем итеративные циклы совершенствования будут охватывать всё более широкий круг процессов и обязанностей».

В публикуемой Кривой цикла зрелости выделяются три инновации, вступающие на путь широкого применения в ближайшие пять и обладающие трансформационным потенциалом для финансовых организаций.

Компонуемые приложения

В отличие от монолитных, негибких приложений, характерных для корпоративных ИТ, компонуемые приложения возникли в ответ на возросший спрос на адаптируемость бизнеса в нестабильные времена.

Компонуемые приложения, находящиеся сейчас на Пике раздутых ожиданий, являются модульными по своей природе и предназначены для быстрой, безопасной и эффективной перестройки приложений в условиях постоянно меняющихся негативных факторов и открывающихся новых возможностей. БОльшая гибкость бизнес-технологий повышает устойчивость и адаптивность всего бизнеса.

Компонуемые приложения строятся как гибкие композиции хорошо продуманных пакетных модулей, включающих определенный набор прикладных бизнес-функций. «Компоновщики» — это, как правило, команда «слияния» бизнес-ИТ, а создателями модулей могут быть вендоры ИТ или внутренняя группа инженерии ПО.

ИИ принятия решений

Интеллект принятия решений (decision intelligence, DI) находится на стадии Зарождения инноваций Кривой цикла зрелости. Это прикладная дисциплина, нацеленная на совершенствование процесса принятия решений на основе глубокого понимания и оценки достигнутых результатов, на управление процессом и улучшение обратной связи. Нынешняя шумиха вокруг автоматизированного принятия решений и «дополняющего» интеллекта, подталкиваемая развитием ИИ, выявила уязвимость устоявшихся бизнес-процессов в новых условиях.

Всё более сложная бизнес-среда, с растущей неопределенностью перспектив бизнеса и всё большим количеством решений, принимаемых автоматически, вызывает обеспокоенность и с человеческой, и с регуляторной точки зрения. Есть необходимость ясно представить всю цепочку принятия решений.

С чисто деловой точки зрения нужно сокращать бессистемные сиюминутные решения, разрозненные и несогласованные, и гармонизировать коллективные результаты в рамках всей организации. Создаются инструменты ПО, которые позволят на деле реализовать проекты и стратегии DI.

Интеллектуальные приложения

Внедрение ERP последних десятилетий было нацелено на сбор транзакционных данных. Сегодня финансовые отделы перегружены количеством собираемой информации и не знают, как ее анализировать и использовать.

Новое поколение вендоров ПО предлагает интеллектуальные приложения (IA), вступающие сейчас на Пик раздутых ожиданий. Эти приложения дополнены искусственным интеллектом и каналами данных от транзакций и из внешних источников, позволяя создать систему, которая предоставляет контекстуализированный функционал, пользовательский опыт и процессы и может непрерывно обучаться, совершенствоваться и адаптироваться.

Потенциал таких платформ в том, что финотдел может посвятить больше времени поддержке бизнеса и использовать ограниченные собственные ИИ-ресурсы, чтобы строить ИИ-решения конкретно для своего бизнеса.

Источник: Пресс-служба компании Gartner

Версия для печати (без изображений)   Все новости