7 февраля 2023 г.

Gartner выделил главные тренды, которые будут оказывать влияние на поставщиков ИТ в период до конца 2025 года. Тренды отражают три всеохватывающие тенденции широкого рынка: компании всё больше полагаются на ИТ, внедрение ИТ открывает новые возможности, плюс влияние внешних макроэкономических факторов.

«Победное шествие цифровизации продолжается даже в условиях нынешних потрясений, и поставщики ИТ призваны сыграть ведущую роль, — пишет в пресс-релизе Раджеш Кандасвами (Rajesh Kandaswamy), видный вице-президент-аналитик и почетный сотрудник (Fellow) Gartner. — В 2023 году ответственные за развитие продуктов и технологий должны сбалансировать краткосрочное планирование с долгосрочной стратегией, чтобы опережать потрясения в экономике и сопутствующий перманентный кризис, формирующий неблагоприятную бизнес-среду».

В опубликованном отчете Gartner указывает следующие главные тренды в ИТ, которые будут оказывать влияние на заказчиков, продукты, экосистемы, операционные и бизнес-модели во всем мире по крайней мере в течение ближайших трех лет/

Демократизация ИТ

Демократизация ИТ дает возможность широкому кругу сотрудников самим искать, отбирать, внедрять и кастомизировать нужные им технологии. Этот тренд позволяет удовлетворить потребности новой группы непрофессиональных и бизнес-разработчиков. Gartner прогнозирует, что к 2025 году 55% всех успешных новых ИТ-решений будут поставляться «нетрадиционным» корпоративным потребителям, в том числе, вне ИТ-отдела, что позволит вендорам выйти на новые рынки и сформировать новые отношения с клиентами.

Федеративная закупка корпоративных ИТ

Это означает, что решения о закупке принимаются представителями разных частей бизнеса. Подталкиваемый демократизацией ИТ, федеративный процесс закупки корпоративных технологий набирает обороты: в недавнем опросе Gartner лишь 26% купивших ИТ-решения ответили, что закупка финансировалась исключительно ИТ-отделом.

«Федеративный процесс закупки создает возможности для руководителей разработки продуктов, позволяя предложить больше ценных услуг для бизнес-клиентов, — пишет Эмиль Бертелсен (Emil Berthelsen), вице-президент-аналитик Gartner. — Но он же усложняет работу, заставляя вносить коррективы в модели выхода на рынок и требуя большего внимания к сценариям создания ценностного предложения и его результатам».

Рост, стимулируемый продуктом (стратегия PLG)

Это стратегия выхода на рынок, при которой пользователи оценивают возможности продукта исходя из бесплатных версий или интерактивной/ автоматизированной демонстрации. Затем происходит либо прямая конверсия в платные аккаунты, либо через отзывы они выступают как инфлюенсеры, помогая наращивать продажи. К 2025 году, дает прогноз Gartner, 95% поставщиков ПО-как-услуги (SaaS) изберут ту или иную форму PLG (product-led growth) с самообслуживанием для привлечения новых клиентов.

«Стратегия PLG прокладывает себе путь в B2B-сегменте, получив признание в мире B2C, — пишет Кандасвами. — Она позволяет снизить затраты на привлечение клиентов и ускорить цикл продаж по сравнению с традиционными, ориентированными на покупателя, маркетинговыми стратегиями „сверху вниз“».

Экосистемы совместных инноваций

Это новый подход к инновациям, позволяющий объединить собственные творческие идеи с идеями партнеров для создания нового ценностного предложения. Компании активно используют ИТ, чтобы выделиться на рынке и добиться успеха, поэтому всё чаще прибегают к совместной инновации с поставщиками ИТ.

«Выстраивая экосистему партнерства для совместных инноваций, поставщики ИТ могут удовлетворить насущные потребности клиентов, опираясь на общий пул навыков, знания технологий, инвестиций и стимулов», — пишет Кандасвами.

Цифровые маркетплейсы

Организации всё шире используют цифровые маркетплейсы, позволяющие легко находить, закупать, внедрять и интегрировать необходимые ИТ-продукты и услуги. Неспециалисты в ИТ также всё чаще обращаются к маркетплейсам, чтобы строить компонуемые и легко потребляемые ИТ-решения.

«Поставщики ИТ-продуктов и услуг увеличивают инвестиции в каналы маркетплейсов в поиске новых возможностей роста и конкурентного преимущества, — пишет Кандасвами. — Цифровые маркетплейсы ускоряют выход на рынок, помогают выйти в целевые сегменты и расширить партнерские экосистемы, а также ускоряют цикл продаж».

Интеллектуальные приложения

Такие приложения будут создавать ценность и перекраивать рынки благодаря тому, что способны обучаться, адаптироваться и генерировать новые идеи и результаты. Технологией, находящей всё более широкое коммерческое применение в интеллектуальных приложениях, является генеративный ИИ. Он способен создавать совсем новый медиаконтент (в том числе текст, изображения, видео и аудио), синтетические данные и модели физических объектов.

«Руководителям разработки продуктов следует ожидать, что функции генеративного ИИ, которые вооружат сотрудников более широкими творческими возможностями, станут новым конкурентным фронтом в среде интеллектуальных приложений», — пишет Кандасвами.

Технологии метавселенной для маркетинга и развития клиентского опыта

Технологии метавселенной быстро набирают популярность в маркетинге благодаря возможностям создания впечатляющего клиентского опыта и иммерсивного взаимодействия. К 2027 году более 40% крупных организаций по всему миру будут использовать Web3 в сочетании с пространственными вычислениями и цифровыми двойниками в проектах на основе метавселенной, нацеленных на повышение дохода.

«Игроки B2B-рынка могут применить технологии метавселенной и иммерсивный опыт, чтобы расширить охват и вовлечение клиентов, а также улучшить их клиентский опыт, — пишет Кандасвами. — Первопроходцы используют технологии метавселенной для проведения ивентов в виртуальных пространствах, внутренних и внешних совещаний по продажам, для демонстрации продуктов и др.»

Бизнес устойчивого развития

«Принципы устойчивого развития из чего-то желательного превратились в жизненную необходимость для организаций, — пишет Кандасвами. — В мире, всё более опирающемся на ИТ, это означает переход к социально и экологически ответственным технологиям».

Поставщики ИТ должны развивать свои продукты таким образом, чтобы они способствовали достижению целей устойчивого развития у клиентов. Как показало недавнее исследование Gartner, 42% руководителей уже опираются на такие продукты в продвижении инноваций, достижении конкурентного преимущества и корпоративного роста. Gartner прогнозирует, что к 2025 году поставщики ИТ, которые могут количественно оценить вклад своих продуктов и услуг в достижение целей устойчивого развития у клиентов, увеличат долю заключенных сделок на 20%.

Технонационализм

Тенденция отхода от глобализации в сторону меркантилизма ведет к тому, что мировые рынки становятся всё более локальными, и это затрагивает глобальные технологические экосистемы. Политические решения заставляют страны внедрять правила цифрового суверенитета, что приводит к дивергенции их стеков технологий. В ответ на это руководители разработки продуктов должны найти баланс между удовлетворением конкретных потребностей локализации на уровне стран и прибыльностью продукта.

Источник: Пресс-служба компании Gartner