28 февраля 2023 г.

Роман Шулимов

Ряд глобальных технологических гигантов в последнее время приняли решение о продлении допустимого срока службы серверного оборудования. О том, как это изменит мировой рынок ИТ-инфраструктуры и серьезно скажется на российском, рассказывает директор по продажам компании Linxdatacenter Роман Шулимов.

Мировой феномен

В начале года компания Google объявила о решении увеличить жизненный цикл используемого серверного и отдельных видов сетевого оборудования в полтора раза, с 4 до 6 лет. Таким образом, ИТ-гигант пополнил группу компаний, ранее выступивших с заявлениями о смене подходов к эксплуатации инфраструктуры.

Примечательно, что новую тенденцию в Google заложило облачное подразделение компании еще в 2021 году, когда официально продлило эксплуатационный период «железа» на 1 год. Тогда инициатива Google Cloud ажиотажа не вызвала.

Однако в начале 2022 года выяснилось, что это был старт глобального тренда: в Amazon продлили сроки службы серверов и сетевых компонентов до 5 и 6 лет соответственно. Летом выступил Microsoft, продливший срок службы «железа» по модели «с 4 до 6».

В стандартной ИТ-практике срок службы сервера обычно составляет 3-5 лет, после чего он заменяется на более новую модель. Новый подход ИТ-гигантов предполагает растягивание цикла эксплуатации через модернизацию новыми компонентами и замену выходящих из строя элементов ландшафта, без масштабных обновлений.

Их мотивация — экономия на капитальных затратах, Google планирует заработать на этом 3,4 млрд долл. в год, Microsoft — 4 млрд долл.

Еще это забота об экологии — в последние годы технологическая отрасль находится под пристальным вниманием , поскольку производство, транспортировка и утилизация электронных устройств оказывают значительное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, так проявляется забота о конечном пользователе, поскольку снижаются затраты на производство новых серверов, падают (или хотя бы сдерживаются) цены на услуги для потребителей. В качестве бонуса: такой сдвиг в стратегиях эксплуатации создает возможность трудоустройства людей, способных модернизировать старые сервера.

Главные и настоящие причины

Однако главная причина происходящего в другом.

Традиционно первичная поддержка от вендора на новое оборудование длилась 3 года. Продление поддержки по стоимости было сопоставимо с ценой на новое оборудование: как в обновленной модификации, так и на решения следующего поколения, с новым уровнем производительности и энергоэффективности. Отсюда и сложившийся цикл обновления «железа» в 3 года.

Пандемия серьезно нарушила привычные ритмы работы производителей ИТ-оборудования, что лишило экономической привлекательности привычную модель обновления парка инфраструктуры. У компаний нет стимула тратить на обновление деньги без существенных перемен в производительности, что и стимулировало массовое «пролонгирование» сроков эксплуатации.

Все озвучиваемые в СМИ факторы типа заботы об экологии и конечном пользователе — либо не совсем корректны, либо вторичны.

Еще один момент: обычно со временем самые новые и передовые ИТ-решения (процессоры, компоненты) дешевеют, так как затраты на производство первых партий отбиваются за счет продаж пользователям-первопроходцам. Далее появляется возможность запустить массовое производство, снизить цену и сделать новинки доступными всем.

В пандемию, судя по всему, не удалось обеспечить необходимую массовость технологических обновлений, и привычного снижения цен не произошло. Это вторая главная причина перемен в политике ИТ-гигантов.

Третий момент: для ИТ-провайдеров сегодня в мире начался кризисный этап, который проявляется, в том числе, через увольнения сотрудников. Экономия на серверном оборудовании с учетом масштабов их операций — серьезное подспорье.

Влияние на ИТ-мир

Подобное замедление цикла обновления оборудования может серьезно нарушить и общий ритм ИТ-производства, ведь без привычных объемов работы остаются глобальные центры производства. Однако это лишь гипотетическая возможность.

Скорее всего, подобные меры готовились заранее и были полностью согласованы с центрами выпуска процессоров и микросхем на том же Тайване. За эту гипотезу говорит и сам факт поэтапного и последовательного объявления компаниями об увеличении циклов эксплуатации. Так что перепроизводства и кризиса перенасыщения, скорее всего, мы не увидим.

Конечно, Intel, AMD и NVidia привычных объемов прироста выручки в этом году не увидят. Им также придется сокращать затраты на R&D, поскольку следующие 1-3 года все будут работать на старых решениях, а разработка новых техпроцессов требует колоссальных затрат.

Мы столкнемся с некоторым замедлением прогресса в ИТ: привычные за последние 10 лет темпы технологических «скачков» просядут. В следующие 5 лет экспоненциальный рост ИТ-отрасли закончится. Набранный темп поддерживать не получится. Тем не менее, разрушительного эффекта для отрасли ждать тоже не следует.

Определенно, мы увидим рост числа отказов оборудования. Это объяснимо — требования к интенсивности работы и производительности растут постоянно, в режиме продленного цикла эксплуатации шансов на сбой больше просто математически.

Однако ввиду используемых архитектурных подходов, отказы инфраструктуры переносятся легче, и драматически на бизнес-процессы не повлияют. Так, облачные платформы строятся таким образом, чтобы поломки на уровне физического оборудования на производительности всего кластера никак не отражались.

Русский путь

Ранее мы предсказывали развитие аналогичных трендов в России, исходя из санкций и ограничений на поставку ИТ-решений в страну.

Сегодня легальную поддержку на оборудование, купленное 3-4 года назад, получить уже нельзя. Но появились каналы поставок, которые позволяют купить новое «железо» привычного вендора с официальной поддержкой, например через Китай или Казахстан.

С одной стороны, продлевать до бесконечности цикл эксплуатации старого оборудования в такой ситуации не имеет смысла. С другой — быстро купить новое в необходимых объемах невозможно, и ценность бережной эксплуатации старого ИТ-парка возрастает, но не достигает критичных для бизнеса показателей.

Другое дело, что отсутствие поддержки старого оборудования может позволить вендорам диктовать рынку в РФ свою волю через фактор предоставления официальной поддержки на новое оборудование.

Получается, что в России глобальный тренд на продление сроков жизни «железа» актуален, но со своей спецификой.

В свете текущих событий провайдеры и компании с большим парком собственной ИТ-инфраструктуры изыскивают все доступные пути для продления сроков эксплуатации закупленного ранее оборудования.

Источник: Роман Шулимов, директор по продажам компании Linxdatacenter