11 декабря 2023 г.

Накануне СВО российский рынок унифицированных коммуникаций был достаточно развит и многообразен, базировался во многом на передовых глобальных решениях — поддержка и обновление которых в одночасье оказались крайне затруднены. Сегодня унифицированные коммуникации развиваются импортозамещающими вендорами (не только российскими), но у множества в том числе enterprise-заказчиков сохраняется жёсткое требование интеграции в новые системы приобретённого ранее оборудования и целых решений, в которые были сделаны немалые инвестиции. С какими проблемами сталкиваются в этой связи отечественный ИТ-канал — и как их решает?

Актуальность момента

Унифицированные коммуникации (UC) — это, как напоминает Алексей Жирнов, директор департамента коммуникационных решений АМТ-ГРУП, информационно-коммуникационные системы, работающие на стыке компьютерных и традиционных телефонных технологий, обеспечивающие прозрачные и удобные для конечного пользователя механизмы организации коммуникационного взаимодействия: «Сервисы, объединяемые данным понятием, решают широкий круг задач, не ограничиваясь только обеспечением возможности взаимодействия с дистанционно работающими сотрудниками или контрагентами. Более того, заказчики понимают необходимость надёжного и эффективного способа связи между любыми своими подразделениями, а также возможности быстрого обмена информацией для принятия оперативных решений и увеличения производительности труда. Потому этот сегмент рынка ИТ и впредь останется перспективным и интересным для компаний-поставщиков UC-систем — в части возможности привлечения новых клиентов, за счёт предлагаемых им инновационных решений с гарантией надёжности и безопасности своих продуктов».

erid: 2SDnjcgDdMz

Алексей Жирнов, директор департамента коммуникационных решений «АМТ-ГРУП»: «Экосистемность отечественных решений для унифицированных коммуникаций — реальность с учетом национальной специфики»

За многие годы работы с решениями зарубежных производителей отечественные пользователи сформировали для себя вполне определенные требования к UC-системам. В первую очередь, касающиеся удобства внедрения и дальнейшей эксплуатации, а также возможности интеграции с различными информационными системами, которые компании используют в работе. К сожалению, у отечественных решений соответствие этим требованиям пока находится не на самом высоком уровне, в особенности совместимость с другими системами. Связано это с тем, что разрабатываемые ими продукты были ориентированы, в первую очередь, на решение достаточно узких, нишевых задач конкретных заказчиков. При этом цель создания экосистемных (способных прозрачно взаимодействовать с решениями других вендоров) продуктов либо вообще не стояла, либо находилась далеко не на первых местах в соответствующих дорожных картах производителей.

В ситуации вынужденного ускоренного импортозамещения мы как системный интегратор принимаем активное участие в процессе соединения требований заказчиков и возможностей производителей. Наш продуктовый портфель сформирован из решений нескольких вендоров, которые мы хорошо изучили. Мы знаем особенности этих решений, их возможности. При этом, если на этапе макетирования системы для внедрения заказчику выявляются какие-то нюансы, связанные с недоработками в реализации компонентов, мы даем рекомендации производителям, что следует скорректировать в тех или иных их продуктах, чтобы они совместно функционировали с другими компонентами в составе единой экосистемы.

Экосистемный подход при создании решений — один из восходящих трендов не только в России, но и на мировом ИТ-рынке. Мы сотрудничаем с российскими разработчиками как при внедрении и интеграции систем для заказчиков, так и при разработке собственных продуктов. Например, недавно АМТ-ГРУП представила комплексное решение для повышения безопасности систем IP-телефонии, созданное на основе продукта InfoDiode (система однонаправленной передачи данных) и IP FORUM (система управляемых совещаний).

Таким образом, сейчас уверенно можно говорить о том, что существовавшие ранее проблемы недостаточной экосистемности отечественных UC-систем вполне решаются совместной партнерской работой производителей и системных интеграторов, обладающих значительной экспертизой и компетенциями, полученными за время работы с иностранными производителями.

Реклама АО «АМТ-ГРУП», ИНН: 7703025499

Альберт Исламов, технический директор системного интегратора CTI, также считает UC-сегмент перспективным — даже невзирая на явный отход от пандемийной практики тотальной дистантной занятости: «Во-первых, возврат в офисы не настолько однозначен по оценкам различных экспертов. Есть условный ИТ-сектор, в котором удалёнка и гибрид традиционно распространены намного сильнее, но за последние несколько лет UC были внедрены в повседневную практику бизнесов всех масштабов и направлений, и многие оценили выгоды и удобство, которые несут с собой удалённый и гибридный форматы работы. Во-вторых, Россия — большая страна, и отдалённость регионов не должна становиться препятствием для ведения бизнеса. Важны связи с клиентами и партнёрами из других частей страны, а также коммуникации с коллективами распределённых офисов. Это крупный ритейл, телеком, финтех, производство, госсектор и другие сферы. Кроме того, сбрасывать со счетов зарубежные контакты тоже не стоит — в связи с активным выходом отечественного бизнеса на новые зарубежные рынки».

Системы UC не утратили своей актуальности для заказчиков по завершении пандемии, — с этим согласна и Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция»: «С появлением мобильных телефонов многие думали, что офисная телефония исчезнет за ненадобностью. У зарубежных UC-производителей даже были решения, которые позволяли добавлять смартфоны пользователей в систему в качестве абонентов. И всё же революции не произошло, классическая телефония по-прежнему востребована в офисах и колл-центрах. Меняется только вид систем UC. Постепенно все переходят на использование IP-телефонии, отказываясь от передачи голоса в пользу передачи данных».

«Ничего не изменилось по сравнению с тем, что было во время пандемии, — подтверждает Андрей Иванько, руководитель группы телекоммуникационной инфраструктуры „Инлайн Груп“. — Место нахождения работника сейчас не так важно, как до 2021 года. Тем более что сегодня часть компаний так и продолжают функционировать в гибридном режиме».

Елизавета Покровская, руководитель направления партнерских продаж «МТС Линк», указывает, что онлайн-коммуникации давно перестали быть просто заменой очных встреч на время пандемийных ограничений: «Опыт показал, что деловое общение в онлайне может быть даже более эффективным, чем в офисе. Кроме того, онлайн помогает упрощать и удешевлять многие бизнес-процессы. Недавно мы совместно с hh.ru провели исследование. Оно показало рост количества вакансий, в которых предполагается удалённый или гибридный режим работы. Например, если в 2021 году работа на удалёнке предусматривалась в 5,7% вакансий, то в 2023 доля предложений о дистанционной занятости составила 6,7%. В некоторых отраслях эта доля значительно выше; например, в ИТ и финансовом секторе она составляет 39,9% и 31% соответственно. Доля вакансий с „гибридом“ за два года выросла втрое: с 0,5% до 1,7%. Всё это доказывает, что бизнес не готов отказываться от цифровых решений для коммуникаций и совместной работы. Рынок унифицированных коммуникаций продолжит расти по всему миру, в том числе и в России».

«Унифицированные коммуникации становятся востребованы как для координации рабочих команд, так и для общения с клиентами, — констатирует Роман Романов, руководитель центра программных разработок компании САТЕЛ. — Особое внимание уделяется решениям в области виртуальных АТС, систем видеоконференцсвязи, корпоративных мессенджеров и коллаборативных платформ. Например, корпоративные мессенджеры предоставляют заказчикам ряд важных функций, которые необходимы для эффективной коммуникации внутри компании (групповые чаты и каналы для обмена информацией, голосовые и видео вызовы, обмен файлами разных форматов, интеграция с электронной почтой, календарем, CRM-системами и т. д.). Кроме того, унифицированные коммуникации с искусственным интеллектом (ИИ) предоставляют дополнительные преимущества и возможности для бизнеса».

Дмитрий Плешаков, заместитель технического директора компании ИЦ «Телеком-Сервис», отмечает большое значение UC для российских заказчиков — особенно в контексте изменений в рабочих процессах, вызванных пандемией COVID-19: «Возвращение сотрудников в офисы во многих компаниях предусматривает смешанный график работы, при этом унифицированные коммуникации позволяют эффективно общаться и сотрудничать с коллегами из любой точки страны, используя различные виды связи, включая голосовые и видеозвонки, обмен сообщениями, виртуальные конференции и облачные хранилища данных. Также многие российские компании используют UC для улучшения своих клиентских сервисов, предлагая клиенту широкий спектр коммуникационных каналов, а также ускоренные процессы ответа на запросы. Кроме того, использование UC позволяет сократить затраты на бизнес-поездки и прочие операционные расходы, а также повысить эффективность рабочих процессов благодаря более быстрой и эффективной коммуникации».

Эксперт также подчёркивает, что с точки зрения канала продаж сегмент UC, несмотря на сокращение объёма контактов с западными контрагентами, продолжает представлять собой перспективную и интересную часть российского ИТ-рынка: «Во-первых, с увеличением числа компаний, переводящих персонал на гибридный формат работы, спрос на решения UC, которые обеспечивают эффективную коммуникацию как внутри предприятия, так и с внешними стейкхолдерами, будет постоянно расти. Во-вторых, в условиях повышенного внимания к кибербезопасности и защите данных компании будут предпочитать решения UC с высоким уровнем безопасности, адаптированные к отечественной нормативной базе. Это создаёт возможности для продажи комплексных решений, включающих в себя не только оборудование и программное обеспечение, но и услуги консалтинга по информационной безопасности».

Наследие глобализации

Сегодня, почти два года спустя после начала СВО, с уверенностью можно говорить о том, что все заказчики в каком-то виде уже выбрали для себя определённую стратегию по импортозамещению их ИТ-ландшафта, — на это указывает Алексей Жирнов: «Как правило, она направлена на постепенное импортозамещение, но есть и исключения в виде попыток максимально продлить период эксплуатации наследованных зарубежных систем — там, где их использование либо не критично, либо обеспечивается путём избыточного резервирования компонентов. В любом случае, сейчас взгляды заказчиков на импортозамещающих поставщиков постепенно меняются в сторону большего доверия последним. С одной стороны, это связано с тем, что многие из российских производителей получили существенный экспертный прирост в лице присоединившихся к ним команд специалистов из бывших российских представительств зарубежных вендоров. С другой — многолетний опыт системных интеграторов в части наработанных ими компетенций при проектировании и внедрении комплексных решений позволяет заказчикам быть уверенными в возможности эффективно справляться с любыми затруднениями, которые могут возникнуть в процессе замены иностранных систем».

«После ухода глобальных вендоров российские производители вышли на рынок и пытаются занять эту нишу, — говорит Надежда Пчелинцева. — Пока у них не особо получается, но связано это не с недоверием со стороны заказчиков. UC — это та часть инфраструктуры, на которую компании будут тратить деньги в самую последнюю очередь, так как она не относится к критически важной. Если что-то случится с телефонией, то всегда можно дозвониться до коллеги по мобильному. К тому же практически у всех станций есть возможность расширения, добавления новых абонентов, а за последнее время часть сотрудников в офисах перешли на удалёнку или уехали из РФ, освободив телефонные ёмкости. Поэтому замена телефонной инфраструктуры ещё не вышла для заказчиков на первый план. Спрос на UC есть, но он отложенный. К нам приходят, интересуются разными решениями, в том числе российскими, просят посчитать, но до закупок чаще всего дело пока не доходит».

Елизавета Покровская напоминает, что у многих российских компаний уже подошёл или подходит к концу период тестирования отечественного ПО — таким образом, у них было время убедиться в работоспособности этих решений: «Совместное исследование TAdviser и „МТС Линк“ показало, что 39% крупных российских компаний уже полностью перешли на российские сервисы для видеоконференцсвязи, а 60% используют одновременно несколько разных платформ. Часто компании продолжают применять ранее внедрённые зарубежные решения и параллельно тестируют российское ПО. Наличие исключительно зарубежных приложений становится крайне редкой практикой. Интеграторы обладают всеми необходимыми ресурсами и экспертизой, чтобы предоставлять клиентам наиболее функциональные и надёжные решения. При этом мультивендорный подход актуален уже не одно десятилетие. Доверие к нему давно было заработано и не утрачено с ростом доли российского программного обеспечения и „железа“ в комплексных предложениях. Чтобы партнёры могли включать наши продукты в такие предложения, мы как разработчик уделяем много внимания интеграциям и совместимости».

Как свидетельствует Роман Романов, многие российские заказчики всё ещё продолжают полагаться на цельные UC глобальных вендоров и их элементы, такие как оборудование и ПО: «Однако можно заметить, что недоверие к импортозамещающим поставщикам UC и интеграторам, занимающимся созданием и поддержкой гетерогенных систем с различными аппаратно-программными решениями, снижается. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, российские компании становятся все более осведомлёнными о возможностях и преимуществах импортозамещающих поставщиков UC. Они видят, что такие поставщики могут предложить аналогичные или даже лучшие решения по сравнению с глобальными вендорами, при этом обеспечивая большую независимость и гибкость. Во-вторых, интеграторы, специализирующиеся на создании и поддержке гетерогенных систем, доказывают свою экспертизу и надёжность. Они предлагают комплексные решения, учитывающие потребности заказчиков и обеспечивающие совместимость различных аппаратно-программных решений. Это помогает снизить риск и повысить эффективность внедрения UC».

«UC глобальных вендоров как работали, так и работают по причине появления, скажем так, „лазеек“ в лицензировании, — указывает Андрей Иванько. — Другой вопрос — отсутствие поддержки производителей и выполнение требований регуляторов (для определённых организаций). Если это важно, то заказчик готов рассматривать российские решения, но при этом требования к этим решениям по функциональности предъявляются точно такие же, как и к западным. Решения UC довольно часто и раньше не были моновендорными, так что в этом вопросе нет ничего нового для интегратора».

У заказчиков, как отмечает Альберт Исламов, за последние 2года сложилось чёткое понимание необходимости перехода на российские UC-решения: «Это мы видим и по запросам текущих клиентов, и новых заказчиков, и по состоянию рынка в целом. Поспособствовал такому пониманию ряд новых факторов — от требований регуляторов до возросшего числа киберинцидентов. Прошедшее время многие компании использовали для пилотирования, тестирования и расчётов, т. к. в корпоративном сегменте процесс принятия решений очень длительный. Доверие к конкретному решению как раз рождается из результатов пилотных проектов. А что касается интеграторов, то специализация на конкретных проектах и накопленный опыт делают сотрудничество с ними выгодным для бизнеса, позволяя сокращать расходы на решение непрофильных задач».

Продолжение следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News