15 января 2024 г.

Сергей Артемов

Корпоративные мобильные платформы активно завоевывают рынок и набирают пользовательскую аудиторию. Если раньше, в «доковидные» времена, мобильные решения применяли, в основном, полевые и разъездные сотрудники, то во время и после пандемии бизнесу пришлось принять на вооружение удаленный, а затем и гибридный режим работы. В этом случае уже не обойтись без мобильных платформ. До событий весны 2022 года российские заказчики довольно широко использовали зарубежные продукты, но затем наступила активная фаза импортозамещения, рынок отечественных мобильных платформ в целом близок к окончательному оформлению.

Импортозамещение: «отсидеться» не получится

Заказчики переходят на отечественные платформы, проводят конкурсы, выбирают оптимальные решения и внедряют их. Большинство клиентов уже давно поняли, что импортозамещение — отнюдь не временная мера, и «переждать пару лет», пока вернутся зарубежные вендоры, не получится. Поэтому выбор мобильной платформы должен быть взвешенным стратегическим решением, ведь использовать ее придется много лет.

Разумеется, это можно сказать не только про мобильные решения, а про все зарубежные системы: ERP, CRM, офис, виртуализацию, VDI и т. д. Все они подлежат замене, и этот тренд сейчас находится на подъеме. Процесс замены западных ИТ-продуктов российскими не всегда идет гладко.

Терпеливые заказчики

Российские заказчики стали лояльнее относиться к отечественным программным продуктам. Они понимают: функциональность не всегда стопроцентно соответствует западным аналогам. Но стоит вспомнить, что еще в 2022 году большинство компаний были настроены заместить западный софт быстро, бесшовно и без остановки рабочих процессов. К сожалению, так не бывает. Нам, разработчикам, приходится двигаться семимильными шагами, поскольку западные вендоры потратили на создание своих продуктов и выстраивание технической поддержки многие годы, если не десятилетия. Отчасти мы можем использовать их опыт: по построению поддержки, по составлению методологии внедрения, по проектированию приложений. Российские ИТ-разработчики в большинстве своем это прекрасно понимают и используют этот опыт. Можно сказать, что это тренд текущего года.

Будущее за смартаппами

Одним из ключевых трендов 2023 года можно назвать смартаппы. Все мы стали свидетелями настоящего прорыва по смартаппам. Не могу сказать, что все разработчики поняли, какими они должны быть, и научились их делать. Но все понимают, что это важная задача, над этим нужно работать. Об этом свидетельствуют и первые отзывы пользователей смартаппов.

Фокус на средний бизнес

Средний бизнес проявляет интерес к решениям с функциональностью видеоконференцсвязи. Эти клиенты привыкли к Skype, Zoom, Microsoft Teams. После ухода этих сервисов далеко не все их заказчики мигрировали на отечественные платформы. Однако мы видим, что этот процесс идет очень быстро. Самые сообразительные уже мигрировали или мигрируют, а остальные осознали, что в России имеется достаточно внушительный пул решений, и им есть на что переходить. Даже самые «упрямые» поняли, что отсидеться и переждать на западных продуктах не получится. Решающий перелом в их сознании произошел в тот момент, когда компания Microsoft начала отзывать действующие лицензии. Российские разработчики также понимают, что западные игроки ушли, рынок еще не поделен, поэтому необходимо наращивать и развивать в своих продуктах ВКС-функции.

Как изменилась жизнь простых корпоративных пользователей? Они получили приложения, те же смартаппы, о которых я говорил выше, которые обеспечивают легкий и быстрый доступ к корпоративным сервисам, например к ДМС, к санаторно-курортному лечению и т.д. То есть ко всем привилегиям, которые им предлагает работодатель. Ранее, возможно, они не догадывались, что все это есть, либо не знали, как эти сервисы получить. Все это стало возможным благодаря внедрению в компаниях мобильных платформ.

Рост числа пользователей

Теперь несколько слов о прогнозах. Что произойдет с российским рынком мобильных платформ в 2024 году? В первую очередь, цифровизация компаний будет расти не линейно, а экспоненциально, вырастет количество интегрированных мобильных платформ, доступных пользователям. Число пользователей также должно увеличиться в несколько раз. Мобильное импортозамещение ИТ-платформы все глубже проникает на предприятия. Все больше пользователей не просто подключаются к ним, но активно работают с ними.

Как это реализовано на практике? Приведу простой пример. Пользователю необходимо получить доступ к какой-либо корпоративной информационной системе. Пройдя один раз надежную двухфакторную авторизацию в мобильной корпоративной платформе, пользователь получает доступ к корпоративным сервисам без необходимости каждый раз вводить логин и пароль (технология Single Sign-On). Часто срабатывает и принцип «сарафанного радио». Сотрудникам просто нравится та или иная корпоративная мобильная платформа, она действительно помогает им в работе, и они с удовольствием рассказывают своим коллегам, насколько это удобно и комфортно.

Укрупнение игроков

В 2024 году рынок импортозамещенных мобильных платформ окончательно оформится, и игроки на нем укрупнятся, появятся ключевые компании. Вряд ли это произойдет прямо за год, тут горизонт планирования может составить от трех до пяти лет, но тренд этот можно назвать доминирующим.

Интеграция по всем направлениям

В 2023 году крупные игроки начали работу по взаимной интеграции своих продуктов, по принципу win-win. Образцом такого рода интеграции можно назвать подключение с мобильных устройств к «тяжелым» аппаратным ВКС-системам. Тем самым обеспечивается полнофункциональный обмен данными с обеих сторон. Но это не все прогнозы, касающиеся интеграции. Уже в ближайшем будущем корпоративные мобильные платформы научатся интеграции с искусственным интеллектом, и он станет дополнительным рабочим инструментом для каждого пользователя супераппа. Пройдет несколько лет, и единое рабочее место со всеми возможными рабочими инструментами в мобильном устройстве станет реальностью для каждого.

«Осторожные» клиенты тоже готовы

Отрасли, в которых представлены заказчики корпоративных мобильных платформ, можно поделить на инноваторов, которые спешат осваивать новые технологии, и «осторожных», у которых любые изменения в критичных бизнес-процессах могут сильно отразиться на их деятельности. К таковым относятся, например, предприятия энергетического сектора. Могу сказать, что уже в 2023 году даже энергетики активно начали интересоваться российскими мобильными платформами и приступили к реализации проектов по импортозамещению.

Кто станет российским MS Teams?

В заключение хотелось бы подумать о том, за какой платформой будущее? Кто станет российским MS Teams? Вопрос на сегодня открытый. Давайте откровенно: пока ни у одной из российских платформ нет достаточного функционала. Замену MS Teams ищет российский бизнес, но пока российские разработчики, образно говоря, могут предложить только Hyundai, который безопасно доставляет пассажира из пункта А в пункт Б, но не обладает степенью комфорта Mercedes. Однако Mercedes уже на подходе. До улучшений остались считанные месяцы. Уверен, к концу 2024 года мы сможем предложить клиентам достойную альтернативу иностранному решению. Осталось подождать совсем немного.

Источник: Сергей Артемов, директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress