7 июня 2024 г.

Артем Чепрак

В современном мире решения для бизнес-коммуникаций меняются очень быстро, подстраиваясь под растущие требования заказчиков и внешние условия. О новейших трендах в отрасли рассказывает Артем Чепрак, генеральный директор АО «Информтехника и Связь».

Несколько лет назад толчком к росту популярности коммуникационных платформ стала пандемия. Когда пользователи ощутили удобство использования приложений для бизнес-коммуникаций, они стали пользоваться ими все чаще.

Сегодня сотрудники, работающие в одной компании, могут находиться за тысячи километров друг от друга. Кроме того, сейчас распространен гибридный график работы, а некоторых экспертов, ввиду их уникальности и востребованности, можно привлечь только удаленно. Все это ведет к тому, что популярность корпоративных UC-платформ (Unified Communications, Унифицированные коммуникации) растет с каждым годом и, соответственно, изменяются требования к ним, появляются новые тренды и новые технологии.

Можно отметить следующие требования, которые актуальны для современных решений в области бизнес-коммуникаций:

  • Интеграция с сервисами и другими бизнес-приложениями.
  • Улучшение безопасности и защиты данных.
  • Повышение удобства использования и персонализация пользовательского опыта
  • Наличие инструментов аналитики и отчетности в мессенджерах.

Они во многом определяют те тренды, которые мы видим сегодня. Расскажем о них подробнее.

Многофункциональность и консолидация сервисов

Во-первых, это два основных вектора развития: SuperApp и «Единое окно». Наращивая свой функционал, решения для бизнес-коммуникаций стремятся стать единым приложением для общения сотрудников, а также пунктом консолидации остальных сервисов, развернутых в компании.

Например, в списке функций корпоративного мессенджера, как части коммуникационной платформы, сегодня по умолчанию присутствуют: обмен сообщениями и файлами, голосовые звонки и видеоконференцсвязь. Многие разработчики идут дальше: они расширяют возможности мессенджера добавляя туда функционал почтовых клиентов, канбан-доски, работу с документами, а также за счет интеграции со сторонними системами, например CRM, ERP, MS Exchange. Для повышения привлекательности своих продуктов разные вендоры всё чаще прибегают к сотрудничеству между собой, чтобы на базе одного продукта представить на рынке более функциональные решения.

Еще один тренд — нацеленность коммуникационных решений на повышение удобства использования и персонализацию пользовательского опыта. Например, изначально у корпоративных мессенджеров был достаточно простой интерфейс. Это было одним из факторов роста их популярности. Впоследствии из-за растущих требования заказчиков

разработчики стали добавлять к ним все новые функции, а это, в свою очередь, привело к усложнению интерфейса. В итоге программным архитекторам часто приходиться ходить по тонкой грани, чтобы внесенные улучшения не ухудшали пользовательский опыт.

Выбор российских корпоративных мессенджеров

Руководители компаний все чаще в обязательном порядке переводят своих сотрудников на использование развернутыми у них корпоративными инструментами коммуникаций. Общение же в публичных мессенджерах и ВКС-системах в некоторых компаниях находится под запретом.

Набирают популярность отечественные корпоративные решения. Еще в то время, когда на российском рынке активно работали ведущие UC-вендоры, отечественным разработчикам было что предложить местному рынку в области бизнес-коммуникаций. Среди их преимуществ: цены на их продукты, наличие необходимых сертификатов, например, в области информационной безопасности, возможности широкой доработки по требованиям заказчика или поставки своего решения по схеме white label, чего было практически невозможно добиться от западных вендоров.

Тенденция, начатая еще до ухода западных вендоров, продолжается на российском рынке и сейчас. Разработчики предлагают безопасные, надежные решения, дорабатывают их в соответствии с нуждами заказчиков, обеспечивая при этом оптимальную стоимость продукта.

Искусственный интеллект

Разработчики все активнее внедряют элементы ИИ в свое ПО.

Можно прогнозировать, что в 2024 году роль искусственного интеллекта, который, например, уже сейчас является важной частью мессенджеров, существенно возрастет.

Одно из перспективных направлений в этой области — использовании ИИ для анализа коммуникаций, как аудио и видео, так и текстовых. К примеру, для человека достаточно трудозатратно записать и проанализировать телефонный разговор. ИИ без проблем транскрибирует переговоры и сделает их резюме в текстовом виде, а при необходимости переведет текст обратно в аудио. Аналогично его можно использовать и с видеоконференциями.

Еще одна функция ИИ — это ведение архива коммуникаций, причем тексты и сообщения будут проанализированы, разбиты на фрагменты, распределены по темам и собраны в соответствующие папки. Это существенно облегчит работу сотрудников, особенно новичков — они смогут быстрее ориентироваться в рабочих вопросах.

ИИ все более эффективно улучшает качество звука и отфильтровывает шумы при голосовом общении.

Наконец, для улучшения коммуникации — как внутри компании, так и с клиентами — все чаще используются виртуальные помощники (чат-боты).

Изменения в этикете

Также можно отметить, что пользователи стали чаще использовать эмодзи и стикеры в деловом общении. Кстати, тенденция эта не нова: первый смайлик в мире был использован именно для деловой коммуникации. Его применил профессор Скотт Эллиот Фалман для маркировки несерьезных сообщений на электронной доске своего университета Карнеги-Меллон в ARPANET.

Эмодзи и стикеры используются в основном при общении внутри компании в ситуациях, когда формат не подразумевает строгой официальности (поздравления, обсуждение предстоящих мероприятий). Во многом это зависит от внутренней корпоративной культуры.

В общении с клиентами, при передаче важной информации использование эмодзи и стикеров все еще в большой степени ограничивается этикетом.

Меняется стиль общения, меняются требования и технологии, применяемые в сфере бизнес-коммуникаций. Разработчики, в том числе российские, активно работают над улучшением продуктов: расширяется функционал, внедряются самые новые и эффективные системы защиты данных, расширяются возможности для интеграции с другими платформами, внедряются элементы ИИ.

Итогом этой работы станут системы унифицированных коммуникаций, когда в одном продукте собрано сразу все, что необходимо для бизнеса — обмен сообщениями, ВКС и голосовая связь, передача данных и интеграция с другими системами, развернутыми в организации. Бизнес-коммуникации уже в ближайшем будущем станут еще более удобными, быстрыми и безопасными.

Источник: Артем Чепрак, генеральный директор АО «Информтехника и Связь»