19 мая 2025 г.

Окончание, начало тут

Создание цифровых платформ, которое стало трендом в масштабах всей экономики, имеет несколько аспектов, как положительных, так и спорных. Интересно, что основные преимущества платформ, равно как и их проблемы, известны практически каждому, причем на практике: большинство россиян с разной степенью периодичности производят покупки на маркетплейсах, которые являются рафинированными примерами цифровых платформ.

Смотрим на В2С/С2С — понимаем В2В/В2G

Маркетплейсы удобны, так как позволяют заказчику оптимизировать собственную логистику: консолидировав покупки, воспользовавшись развитой доставкой платформы, которая нередко идет «бонусом», причем может быть реализована в другой город, ко времени и т. д. Заметим, что маркетплейс предоставляют много бонусов (например, кэшбек, спеццены в рамках программ лояльности и пр.) и дополнительных возможностей (например, рассрочки внутри «Озона», межрегиональную доставку посылок через «Авито» и пр.).

Все это позволяет клиентам-покупателям оптимизировать как логистику, так и бюджет. Но смена маркетплейса становится непростой задачей — нужно знакомиться с новым интерфейсом, разбираться с ранее незнакомыми функциями и сервисами, нарабатывать рейтинги в программах лояльности и т. д. Пользоваться параллельно несколькими маркетплейсами, конечно, можно, но в этом случае баллы, деньги на «внутренних счетах», списки избранных товаров, данные о покупках и многое другое оказывается разбросанным в разных местах. Консолидировать деньги (например, для крупной покупки) или найти желаемую товарную позицию оказывается непросто — активные покупатели об этом знают.

Все сказанное выше справедливо и для других платформ и экосистем: заказчик — частный или корпоративный — может экономить, получать продукты и услуги «из одного окна», пользоваться дополнительными возможностями, но смена экосистемы оказывается делом крайне хлопотным. Если частный пользователь пожелает сменить Ozon на Wildberries, это доставит лишь мелкие неприятности, но если корпоративный заказчик будет уходить, например, с «Астры» на RedSoft или переносить ресурсы из «облака» МТС в «МегаФон», то сложности, сроки и затраты окажутся крайне существенными. Платформы, предоставляя широкие возможности, существенно ограничивают клиентам свободу маневра.

Покупки через маркетплейсы могут быть крупными. Например, через цифровые платформы в 2024 году было реализовано 19,4% всей первичной недвижимости в РФ, что почти на треть — точнее, на 5,7 процентных пункта — больше, чем в 2023 году, по данным совместного исследования РЭУ им. Плеханова и исследовательского центра «Аналитика. Бизнес. Право».

Платформы — поставщикам

Рассмотрение преимуществ российских цифровых платформ для игроков локального рынка обычно начинают с расширения бизнес-возможностей для средних и мелких бизнесов. Действительно, наличие «Озона» и Wildberries позволяет, например, компании из маленького отдалённого города охватить продажами всю территорию РФ. Но это не единственное преимущество платформ. Любому бизнесу платформы позволяют получить услуги фулфилмента, разместить высокоэффективную таргетированную рекламу и т. д.

Платформы предоставляют инструменты для интеграции ИТ-рельефов корпоративных заказчиков со своими ресурсами. Но если малый бизнес для взаимодействия с платформами может обойтись простейшими возможностями, то для среднего, а тем более крупного бизнеса нужна серьезная интеграция. Компании значимого размера обычно обладают специфическими ИТ-рельефами, которые создавали исходя из особенностей структуры и перспектив развития — именно это и является одним из элементов для создания УТП при работе на высококонкурентном рынке — поэтому задача «привинтить» ИТ-систему к маркетплейсу является достаточно сложной. В большинстве случаев создание и развитие такого соединения — серьезная задача для интегратора.

Отдельно отметим задачу обеспечения инфобезопасности такого решения, как минимум, потому что создание такого интерфейса увеличивает поверхность атаки. Кроме того, интерфейсы маркетплейсов по понятным причинам находятся под атаками хакеров, которые активно ищут уязвимости, уделяя особое внимание крупным, сложным и социально-значимым системам.

Проблемы платформ

Основная проблема платформ связана не с концепцией, а с национальной экономикой: рынок рублевой зоны невелик, и поэтому длительное экстенсивное развитие бизнеса цифровых платформ и экосистем на нем проблематично, равно как и появление большого количества конкурентов. Выход на внешние рынки для российских платформ сейчас малореален, потенциальные конкуренты «оттуда» к рынку рублевой зоны проявляют вялое внимание. Такая ситуация не способствует динамике локальных платформ, у которых для развития оказывается мало как стимулов, так и ресурсов.

В каждом сегменте платформ, конечно, больше, чем одна, но смена платформы на платформу, как мы отмечали, процесс непростой, а в условиях снижения конкуренции различия между предложениями платформ могут оказаться совсем незначительными. Все это достаточно быстро приводит к снижению темпов развития и если не к монополизации, то к практической дуополизации. Следствием таких процессов станет снижение конкуренции, что приводит к уменьшению общей динамики развития и прочим неприятным моментам, которые в разных формах почувствуют на себе как частные лица, так и бизнесы, взаимодействующие с цифровыми платформами.

Платформы могут получать стимулы для развития не только в ходе конкуренции, мотиватором может служить необходимость оптимизации операционной деятельности, для чего платформенная концепция вполне эффективна. Пример: государственные информационные системы, для которых конкуренция вряд ли может стать драйвером (сложно представить, например, конкурента «Госуслугам»), но требования оптимизации затрат на функционирование госаппарата и муниципальных структур логично приводят к развитию цифровых платформ.

Однако есть и положительные моменты. Крупные российские цифровые платформы в развитии при тесном рынке активно выходят на территории конкурентов. Например, Ozon, Wildberries и другие развивают «карманные» банки. Кроме маркетплейсов начинают экспансию на сопредельные территории и другие компании, создавшие платформы. «БигТех» стал проявлять интерес к финансовым платформам, отмечала Екатерина Лозгачева, директор Департамента стратегического развития финансового Банка России, выступая на Форуме «Просто капитал». Владеющие собственными платформами банковские структуры заявляют, что такие конкуренты их не волнуют, но поверить в это сложно.

Многие платформы начинают практиковать коллаборацию, что способствует развитию как рассматриваемого сегмента, так и рынка в целом. Ведущие игроки рынка уже осознали необходимость налаживания возможно более тесного сотрудничества. Нужна консолидация экосистем, уверена Елена Нам, директор по стратегии и развитию в ГК «Медскан», которая в выступлении на сессии «Роль экосистем в новой экономике» упомянутого Форума сказала: «Быть „всем для всех“ не получится». С таким подходом можно согласиться: экспансия — особенно в новые сегменты — требует денег, а деньги сейчас дороги, поэтому для быстрого выхода коллаборации являются практически оптимальным вариантом.

Что дальше?

Российские цифровые платформы и экосистемы будут активно развиваться. Судя по всему, в кратко- и среднесрочной перспективе развитие — практически по всем направлениям, хотя некоторые окажутся приоритетными, скорее всего, находящиеся «на стыке». Так считает, например, Елена Нам, отметившая большие перспективы сервисов на стыке «физического и цифрового». Легко предположить, что также интересные возможности лежат на стыке физического/цифрового с финансовым, и развитие в этом сегменте будет идти опережающими темпами.

О том, как все рассмотренное выше работает внутри ИТ-рынка — а собственные экосистемы выращивают дистрибьюторы, вендоры и даже крупные интеграторы — мы поговорим отдельно. В этом саб-сегменте сильна своя специфика, которую определяет высокая степень зрелости игроков сегмента и ряд других факторов. Но, забегая вперед, заметим, что ряд трендов те же самые. Например, крайне важны интеграции и вопросы совместимости. «Совместимость платформ гарантирует стабильность работы и защиту данных», — говорит Рустам Рустамов, замгенерального компании «Ред Софт».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News