19 июня 2025 г.
Специфику каждого направления транспорта приходится учитывать при проектировании и внедрении ИТ-решений. Сегмент очень обширен и разнообразен, что затрудняет его освоение. Решения для транспорта пока развивают независимо, не видно четкой стратегии объединения и взаимовлияния систем, говорит Максим Крючков, директор по исследованиям и разработке «ИНЛАЙН ГРУП». Синергия и платформенный подход, скорее всего, будут появляться в будущем.
Сложности и особенности работы в сегменте
Сложностей добавляет необходимость широкой трактовки транспортных систем. ИТ-решения, развернутые на самих транспортных средствах, которые ездят, летают или ходят по воде, должны взаимодействовать с рядом других систем: логистических, складских, обеспечивающих безопасность, отвечающих за ремонт & техобслуживание и т. д. Рассмотренный в первой части пример с ИТ для зарядкой электромобилей — выразительный, но не единственный.
Даже путешествие чемодана, сданного пассажиром в багаж при регистрации на авиарейс, требует взаимодействия ряда ИТ-систем, имеющих непосредственное отношение к транспорту — от авиакомпании, выполняющей рейс, до аэропортов отправления/прилета. При этом будут задействованы и другие подсистемы, например, решения для обеспечения безопасности. В данном случае это как системы контроля содержимого со стороны служб авиационной безопасности, так и решения видеоаналитики аэропорта, затрудняющие похищение багажа или «потрошение» чемоданов недобросовестными работниками.
Рассмотренный пример показывает важность комплексного подхода при создании и внедрении ИТ на транспорте. «Каждый участник транспортировки будет применять целый комплекс ИТ-продуктов», — говорит Олег Голядинец, product-менеджер AXELOT TMS X5.
Подобных примеров много. На рынке систем для «умных дорог» сейчас происходит бум в силу того, что на развитии этого направления есть фокус со стороны государства, говорит Кирилл Биктимеров, руководитель направления автоматизации транспортной логистики и автобизнеса в компании «Первый бит»: «Сейчас в этом направлении идет очень интересное противостояние как крупных игроков, так и стартапов с применением все новых и новых технологий».
Однако, чем больше систем задействовано — тем больше поверхность атаки. Следует помнить про высокую динамику в развитии ИТ-инфраструктур, хотя это характерно для всех вертикальных рынков.
Где ИТ, там и ИБ
Особенностью современного подхода к организации ИБ является применение «концепции результативной кибербезопасности» и необходимость сочетания кибернетической /информационной и физической безопасности.
Перечень недопустимых событий каждый корпоративный заказчик определяет самостоятельно в зависимости от собственных особенностей и требований отраслевых регуляторов, транспортные компании тут не исключение. Для обеспечения требуемой защиты всего ИТ-рельефа придется работать со сложной инфраструктурой, в составе которой будут как привычные решения (например, бухгалтерия, документооборот и т. д.), так и редкие отраслевые и даже проприетарные решения, выявления уязвимостей которых может представлять собой нетривиальную инженерную задачу.
Атаки на транспорт являются привлекательными для киберпреступников, так как в случае успеха окажутся громкими — заметными, социально значимыми и влияющими на большое количество людей. Например, в марте этого года была реализована успешная атака на сервера «Мострансавто», сообщил Андрей Майоров, генеральный директор «Мострансавто», это привело к тому, что автобусы на несколько дней перестали отображаться в приложениях — например, «Яндекс.Транспорт» и «Транспорт Подмосковья» — что создало неудобства миллионам пассажиров.
Модель угроз в данном случае нужна киберфизическая: риски возникают как в результате воздействий на ИТ-инфраструктуру, так и случайных либо злонамеренных действий персонала или других людей — пассажиров, провожающих, экспедиторов, прохожих и т. д. (или маскирующихся под таковых). Потребуется существенное расширение концепции UEBA (User and Entity Behavior Analytics), создаваемой для анализа поведение пользователей и различных сущностей (серверов, приложений, устройств и т. д.) для выявления аномалий и предотвращения угроз. Но такой подход позволит обнаружить внутренние угрозы, компрометации, утечки данных и другие опасности, которые могут не быть выявлены традиционными методами ИБ.
Следует учитывать особенности, определяемые инфраструктурой заказчика. Транспортные предприятия обладают распределенной инфраструктурой, в которой обычно есть неучтенные ИТ-активы, не попадающие в поле зрение мониторинга ИБ-служб, отметила Евгения Хамракулова, руководитель направления по развитию бизнеса-центра противодействия кибератакам Solar JSOC ГК «Солар»: «На таких неучтенных системах злоумышленники могут развернуть ВПО, которое, например, используется для майнинга криптовалют или для построения ботнетов из взломанных устройств».
Транспортная отрасль входит в тройку наиболее атакуемых секторов: на нее пришлось 16% от общего количества инцидентов за прошлый год, по данным «Солар», что обеспечило сегменту «почетное третье место». Заметим, что транспорт в этом рейтинге лишь немного отстает от финансового сектора, на который пришлось 18% атак, а лидирует госсектор, аккумулировавший 55% инцидентов.
Вместо заключения
«В отрасль активно внедряются сервисы с „искусственным интеллектом“, они повышают безопасность и результативность работы транспорта», — отмечает Александр Воловик, коммерческий директор ИТ-компании BIA Technologies.
Внедрение ИТ-систем, использующих ИИ, задача непростая, но решаемая, а результат внедрений оказывается впечатляющим.
«„Искусственный интеллект“ — это мощный инструмент, владение которым говорит о „цифровой зрелости“ предприятия, — уверен Алексей Зотов, руководитель направления ИТ-инфраструктуры в „К2 НейроТех“. — Практика внедрения ИИ показывает, что его потенциал востребован и необходим для выполнения широкого спектра задач».
Идет изменение профессионального ландшафта, отметил Дмитрий Чернышенко, Заместитель Председателя Правительства РФ, что особенно заметно в тех областях, где работают флагманские исследовательские центры, занимающиеся развитием ИИ. Перечень таких областей Дмитрий Чернышенко начал с транспорта и логистики, на втором месте — строительство и «умный город».
«Умный город» становится одним из крупнейших потребителей решений smart-транспорта. Тренд «умных городов» сегодня «разгоняет» процессы создания цифровых сервисов, отмечает Елена Лекомцева, генеральный директор компании «Городские технологии» (входит в контур «Росатом Инфраструктурные решения»).
Разработчики создают все более функциональные решения для разных аспектов функционирования транспортных систем в городах. Например, на прошедшем ЦИПРе были продемонстрированы решения «Сбера» для общественного транспорта, которые позволяют автоматизировать процессы управления и контроля за транспортной работой, а также оплачивать проезд с применением геопозиции пассажира. Применение этих решений, как отметили в «Сбере», позволяет добиться высокого качества транспортной услуги для пассажира и оптимизировать затраты для всех участников перевозочного процесса.
«В ближайшее время, скорее всего, мы увидим расцвет технологий, связанных с „умными городами“ и электромобилями, что, безусловно, подстегнет развитие всего сегмента», — говорит Александр Воловик.
Решения для smart-транспорта, созданные и получившие развитие в РФ, будут экспортированы в страны BRICS, считает Максим Крючков. Некоторые компании уже делают это.
«Мы уже выходим со своими решениями за рублевую зону и продолжим делать это и в будущем», — говорит Олег Голядинец.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News