16 июня 2025 г.

Продолжение, начало тут

Внедрение ИТ на транспорте дает огромную экономию — это обстоятельство обеспечит внимание к сегменту российских корпоративных заказчиков даже в самых жестких экономических условиях.

«На сегодняшний день особо востребованы решения, которые позволяют снизить прямые и косвенные затраты, а также оптимизировать процессы», — говорит Кирилл Биктимеров, руководитель направления автоматизации транспортной логистики и автобизнеса в компании «Первый бит». Наиболее выразительные «истории успеха», связанные с экономической эффективностью ИТ-решений для транспорта, появились на первых же внедрениях в современном понимании.

Первые внедрения — первые успехи

Коммерческий автотранспорт стал получать простейшие бортовые ИТ-системы довольно давно. Это были «накладные решения», включающие GPS-модули и средства передачи данных (зачастую «на SMS», это было до повсеместного распространения 3G и EDGE), а иногда простейший набор датчиков (на открытие кузовов, на температуру в рефрижераторах и т.ьд.). Предполагали, что это повысит уровень сохранности ценных, опасных или скоропортящихся грузов (и это оказалось действительно так), но основной экономический эффект был достигнут благодаря другим механизмам, что стало видно при масштабировании таких решений на массовый рынок.

Контроль за автомобилями, которые превратились в «подключенные устройства», резко ограничил возможности водителей для совершения «левых» поездок, слива топлива и пр. Это оказалось актуальным и в городах, и в сельской местности, что привело — к приятому удивлению корпоративных заказчиков — к экономии в затратах на эксплуатацию автопарка, которая составляла десятки процентов. Результат внедрений существенно повлиял на финансовые показатели бизнесов, что привлекло внимание заказчиков к решениям для smart-транспорта.

Рассмотренная история достаточно давняя — из нулевых годов. Однако и сейчас для транспортных компаний, отмечает Олег Голядинец, product-менеджер AXELOT TMS X5, в первую очередь востребованы TMS-системы, в рамках которых максимально востребованы инструменты для мониторинга транспорта и модули, отвечающие за решение задач маршрутизации.

Сегодня такие системы строят на других технологиях, но их значение для бизнеса все то же.

«Сейчас на пике популярности такие ИТ-решения как системы управления транспортом и автоматизация логистики — они действительно помогают упростить процессы, снизить издержки и сделать бизнес более эффективным, — говорит Александр Воловик, коммерческий директор ИТ-компании BIA Technologies. — Аналитика больших данных становится основой для систем оптимизации маршрутов, улучшения клиентского сервиса и наладки множества других процессов».

С тех пор варианты решений, делающих транспорт smart, стал гораздо шире и охватывает разные аспекты деятельности как отдельных компаний, работающих в сегменте, так и целых отраслей. В этом преимущество рассматриваемого направления для игроков ИТ-сегмента, но в этом и сложность.

ИТ и HR

Менеджменту компаний следует быть готовыми не только к неожиданным механизмам экономии средств, как в рассмотренном выше примере. Изменение ситуации в автопарке, связанное с превращением коммерческого автотранспорта в «подключенные устройства», встретило сопротивление со стороны персонала, что оказалось вполне предсказуемо.

Однако различные хитрости — от прямой порчи модулей до более лайтовых вариантов противодействия (например, эпизодического прикрытия консервными банками антенн GPS-приемников) — особого эффекта не дали. Быстрое и несложное разбирательство со стороны руководства и кадровиков быстро отучило от подобных действий излишне хитрых водителей, которые были вынуждены или принять новые правила, или увольняться.

Данный пример показывает важность комплексного подхода (как ИТ-решения, так и традиционные менеджерские практики) к внедрениям ИТ-инструментов — даже достаточно простых.

Smart-транспорт и техобслуживание

Smart-инструменты снижают как стоимость эксплуатации транспортных средств по прямому назначению, так и стоимость техобслуживания. Заметим, что ТО является важным компонентом ТСО (Total Cost of Ownership — совокупной стоимости владения). Решений, позволяющих снизить стоимость ТО, создано достаточно много, спектр доступных вариантов широк.

Начинается он относительно простыми решениями для фиксации параметров функционирования узлов и агрегатов транспортного средства для последующего анализа. Система предсказательного технического обслуживания — сегодня такие решения все чаще используют ИИ — благодаря анализу данных позволяет прогнозировать вероятные отказы и принимать меры до возникновения проблемных ситуаций. Это помогает существенно снизить затраты от простоя техники из-за непредвиденных поломок (до трети, по данным «К2 НейроТех»), аргументированно изменять межремонтное время работы (в одних случаях вмешательство нужно раньше, в других — позже).

На другом конце спектра — создание «цифровых двойников», позволяющих выполнять более глубокое изучение изделий. Важность IoT и «цифровых двойников» для развития smart-транспорта отмечает Максим Крючков, директор по исследованиям и разработке «ИНЛАЙН ГРУП». Формирование и актуализация «цифровых двойников» — процесс достаточно сложный, но в ряде случаев — для локомотивов, самолетов или судов — востребованный. «Цифровые двойники» позволяют производить виртуальные тестирования, оперативно выявить возможные риски и предотвратить поломки, кроме того, существенно снижая временные и денежные затраты на реальные испытания. Техническая сложность создания таких решений не является препятствием для использования «цифровых двойников», как показало исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ: уже почти 22% российских компаний используют эту технологию, а 34% планируют внедрить ее.

Вокруг smart-транспорта

ИТ-решения позволяют оптимизировать эффективность транспорта как «изнутри», так и благодаря изменениям инфраструктуры вокруг. Тут проблематика транспорта оказывается состыкована с тематикой «умных городов», моделированием и прочими трендовыми направлениями.

Свежий пример — моделирование, проведенное компанией SIMETRA, предваряющее капитальный ремонт улицы Московской в Рязани. «На проекте перед нами стояла задача не просто проанализировать транспортные потоки, а создать условия для комфортного и предсказуемого движения», — говорит Елена Андреева, управляющий партнер ГК SIMETRA. Эксперты провели исследование и разработали транспортную модель, эксперименты с которой, по заявлению представителей компании, позволили повысить среднюю скорость движения транспорта на реконструируемой улице и увеличить пропускную способность рассматриваемого участка.

«Мы поддерживаем начинания регионов внедрять практику моделирования при планировании масштабных транспортных работ», — говорит Елена Андреева. Решения компании помогают в анализе транспортных потоков и моделировании сценариев развития, что позволит принимать обоснованные решения, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры страны, уверен Владимир Швецов, генеральный директор ГК SIMETRA.

К транспортным ИТ-системам «умных городов» следует отнести, например, «умные остановки», считает Елена Лекомцева, генеральный директор компании «Городские технологии» (входит в контур «Росатом Инфраструктурные решения»). Такие решения повышают безопасность пассажиров, отмечает Елена Лекомцева — они освещены, находятся под видеонаблюдением, снабжены «тревожной кнопкой» — а также сопряжены с городскими информационными сервисами, позволяя получить информацию о маршрутах, мероприятиях в городе и т. д.

Есть ряд интересных примеров из каршеринга. «Такси и каршеринг с каждым годом становятся все популярнее и доступнее, и люди научились экономить на поездках», — говорит Екатерина Снигирь, вице-президент по партнерским программам компании «Ингосстрах». Игроки сегмента, конкуренция в котором ужесточается, создают новые функции для своих клиентов. Например, «Делимобиль» открыл календарь предварительного бронирования, позволяющий забронировать автомобиль к определенным дате и времени — на глубину до полугода вперед. «Теперь не нужно беспокоиться о доступности автомобиля — его можно забронировать даже с доставкой в аэропорт в другом городе», — говорит Андрей Крупнов, директор по стратегии и росту компании «Делимобиль», отмечая, что есть и другие варианты актуального применения новой функции, например предзаказ премиальных авто для командировки топ-менеджеров в регионы.

Вместо заключения

ИТ-решения для транспорта позволяют как решать вопросы для развития инфраструктурных задач в разных направлениях транспорта, так и формировать новые услуги и сервисы. Примеров много, причем многие присутствуют в новейших направлениях, например, в специализированных маркетплейсах. Рост востребованности порталов/бирж для перевозчиков, которые позволяют оперативно «познакомить» грузоотправителя и перевозчика, отмечает Олег Голядинец.

Новый сервис «Сбера» с говорящим названием «Поиск грузов», запущенный этой весной, должен кардинально повысить эффективность работы грузоперевозчиков, которые получили возможность использовать ИТ-сервисы банка для минимизации холостых пробегов и увеличения загрузки своего автопарка благодаря быстрому и удобному поиску попутных грузов. Это повышает операционную эффективность клиентов экосистемы, снижает издержки и напрямую влияет на прибыльность, делая бизнес компаний более устойчивым и конкурентоспособным, уверен Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» в «Сбербанке»: «Мы видим большой потенциал в цифровизации логистических процессов и стремимся предоставить нашим клиентам-грузоперевозчикам максимально эффективные инструменты для развития их бизнеса». С этим согласен Максим Крючков, подчеркивающий важность «маркетплейсов для грузоперевозок».

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News