22 сентября 2025 г.

Александр Столяров

В Москве прошла третья партнерская конференция компании «Гравитон», которая собрала почти 200 участников. На мероприятии присутствовали представители партнеров и прессы. Партнеры активно участвовали в обсуждении практических кейсов, в реализации которых использовали оборудование и экспертизу «Гравитон».

Как выглядит национальный рынок

Национальный рынок ИТ сейчас в сложном положении. Сегмент сохранял положительную динамику в прошлом году, увеличив объем на 10%, но в этом году, по прогнозам аналитиков, ожидается спад, сказал в ходе выступления Александр Столяров, коммерческий директор компании «Гравитон». Причины очевидны: «охлаждение» рынка, жесточайшая ценовая конкуренция и высокая ключевая ставка, что привело к приостановке многих крупных проектов по обновлению или развитию ИТ-проектов корпоративных заказчиков.

В следующем году Александр Столяров не исключил роста рынка по сравнению с показателями текущего года. Причинами этого станут снижение ключевой ставки, амортизация оборудования, которое было закуплено до 2022 года, ослабление курса рубля. Возможно дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ до 11-12% — границы, при которой происходит активизация инвестиций, в том числе, в ИТ-инфраструктуру. Однако этот прогноз нельзя считать базовым, так как он сильно завязан на риски, связанные с геополитическими, микро- и макроэкономическими событиями.

Рынок перенасыщен: глобальные вендоры официально ушли, но их продукция присутствует, попадая по каналам «параллельного импорта» и в рамках «серых схем» поставок. Импортозамещение только-только перевалило за половину — на российское оборудование приходится порядка 60% на внутреннем рынке, по данным компании «Гравитон». Перенасыщению способствует появление большого количества новых локальных производителей оборудования.

Российские производители: две группы с разными маркетинговыми стратегиями

Компании, поставляющие компьютерное оборудование для корпоративных заказчиков, можно разделить на 2 лагеря, отметили выступавшие на конференции. Оба работают в тесноте российского рынка, который, напомним, в этом году начал снижение, но отличаются диаметрально противоположным подходом к организации бизнеса.

Новые компании, появившиеся на рынке на волне подъема продаж — то есть присутствующие порядка двух лет — ведут агрессивную ценовую политику. Ряд заказчиков, в основном с госучастием, у которых цена оборудования играет ключевую роль при выборе поставщика, вопреки всему вынуждены взаимодействовать с этими производителями. В данном случае заказчики сталкиваются с существенными рисками: отсутствие устойчивых цепочек поставок, необходимого уровня сервисной поддержки, заявленных характеристик и много другое. Покупатели такого оборудования могут столкнуться с проблемами как на начальном этапе (например, срыв сроков либо несоответствие заявленных характеристик поставленного оборудования), так и на этапе эксплуатации (например, у производителя может не хватать сервисных инженеров и экспертизы для решения проблем с вопросами совместимости, ремонтом оборудования). со своевременной заменой вышедшего из строя оборудования и т. д.

Второй лагерь — зрелые производители, которые обладают необходимыми навыками для производства: собственный НИОКР, налаженное производство на собственных или арендуемых мощностях, сервисная команда, наличие всех базовых инструментов для работы с рынком (конфигуратор, первая-четвертая линия поддержки и пр.). Эти компании инвестируют огромные средства в создание продуктовых линеек, в совместимость моделей с продуктами других игроков российского рынка, а также в складские мощности для обеспечения клиентов приемлемыми объемами изделий в приемлемые сроки, привычными для заказчиков.

Это позволяет нивелировать большинство рисков корпоративных и государственных заказчиков, связанных с качеством оборудования, его эксплуатацией и сроками поставки. Однако компании, выполняя такие масштабные инвестиции в инфраструктуру, по понятным причинам не всегда могут обеспечить самую низкую цену на рынке, чем и пользуются компании первого лагеря.

Собственная разработка требует экспертизы и времени

Располагая собственными ресурсами для разработки, «Гравитон» проектирует продукты разного класса. Это позволяет компании как создавать новые продукты — и массовые, и нишевые — так и расширять сегменты ИТ, в которых присутствуют решения компании.

В качестве примера недавнего обновления приведем анонс новой рабочей станции — модели Р70А, представленной в серии «Автор». Это первый продукт компании, построенный на платформе AMD и получивший жидкостную систему охлаждения. Модель подходит для работы в инженерных системах проектирования, а также для решения задач, связанных с нейронными сетями и 3D-графикой. Внесение рабочих станций в реестр Минпромторга России запланировано до конца 2025 года, начало отгрузок — на первый квартал 2026 года.

В текущем году «Гравитон» выводит на рынок новую линейку платформ для кибербезопасности, анонсированную весной. Это создает фундамент для NGFW, VPN-шлюзов, систем SD-WAN, балансировщиков трафика, систем фильтрации контента и обнаружения сетевых атак и пр., отметил Александр Столяров.

Напомним, что компания активно экспериментирует как с технической составляющей, так и с дизайном. Линейка оборудования в едином фирменном дизайне, поставляемая под брендом «Автор» (она была представлена на конференции прошлого года), остается уникальным решением на рынке реестровой техники и, как отметил Михаил Шаповалов, управляющий директор «Гравитон», пользуется повышенным спросом.

Летом компания «Гравитон» представила универсальный аппаратный комплекс GraLinQ AI, предназначенный для высокоплотных вычислений в задачах искусственного интеллекта«, созданный совместно с компанией «ХайТэк». Продукт построен на российских разработках и может быть применен для различных задач: от организации видеонаблюдения и анализа рынков до научных исследований и проектирования.

Гарантированное время вывода нового продукта на рынок составляет год после получения технического задания, отметил в выступлении Александр Фильченков, директор департамента серверных и сетевых систем компании «Гравитон», а формированию ТЗ предшествуют исследования рынка и проведение R&D.

Что дальше

Хотя прошедшее полугодие 2025 года для национального рынка ИТ было худшим за последние 10 лет, в будущее стоит смотреть с оптимизмом, уверен Александр Столяров. Причины такого оптимизма вполне объективны: рост возможен за счет отложенного спроса и очередной волны обновления парка корпоративной вычислительной техники.

При любом развитии событий на рынке у корпоративных заказчиков присутствует амортизация оборудования, что приводит к необходимости приобретать новые устройства взамен выработавших ресурс. Кроме того, у клиентов появляются новые задачи, для решения которых нужно оборудование с новыми характеристиками, например, для ИИ, кибербезопасности, работ с большими массивами данных.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News