24 сентября 2025 г.

При современных темпах технологических (да и макроэкономических) изменений прогнозы, рассчитанные на годы вперёд, воспринимаются с изрядным скепсисом: поверил бы кто-нибудь в начале 2022-го, что искусственный интеллект буквально перекроит глобальный ИТ-рынок, и что переход к очередному циклу глобального роста, предсказанный экспертами МВФ, окажется отложен на неопределённый срок? Тем не менее, аналитики Quocirca взяли на себя смелость заглянуть в предполагаемое будущее мирового рынка печати аж до 2030 г. — и высказали, как нам представляется, ряд заслуживающих внимания замечаний.

Понятно, что рассматривать их обзор Future of Work 2030 как гарантированно сбывающееся пророчество смысла нет. Однако в нём выявлены и подсвечены многие тенденции, которые сегодня немало заказчиков — как самой печатной техники с приобретением её в собственность, так и услуг печати по подписке — по тем или иным причинам игнорируют. И совершенно зря: тенденции эти вполне объективны как эволюционное развитие происходящих уже прямо сейчас изменений. Оставлять их без внимания — значит поставить свой бизнес в заведомо проигрышное положение. Да, избыточные затраты на неоптимально организованную систему документооборота могут быть не так уж велики в абсолютном выражении, — но те организации, которые и эти сравнительно скромные суммы сумеют сберечь, в непростых экономических реалиях априори окажутся в выигрыше по сравнению с менее расчётливыми конкурентами.

Прежде всего, в Quocirca подчёркивают, что пресловутый «безбумажный офис», разговоры о котором пошли едва ли не с первых лет массового внедрения компьютеров в бизнес-процессы, так и продолжит оставаться недостижимой перспективой — уж до 2030-го года точно. Объёмы печати, конечно же, продолжат снижаться; эта тенденция уже не первый год фиксируется объективно, — но речь в лучшем случае имеет смысл вести о «менее бумажном» (less-paper), а не полностью безбумажном (paperless, — вполне удачная игра слов) документообороте.

При этом рост доли электронных документов в общем потоке стимулируется ещё и объективным процессом размывания привычных по доковидным временам офисных границ. Типичный офис-2030 аналитики описывают как «динамическую смесь классической офлайновой, дистанционной и гибридной рабочих сред», когда до трети сотрудников в каждый момент времени находятся вне офисных стен. Кроме того, не стоит забывать о сокращении общего количества всех этих работников: за счёт как передачи части решавшихся ранее на месте задач на аутсорсинг, так и более глубокого внедрения искусственного интеллекта в рабочие процессы.

Гибридный формат работы, уверены эксперты, не станет ограничиваться простым регулярным переносом ноутбука с офисного стола на домашнюю тумбочку, на столик в кафе и далее по кругу. Роль офисного помещения к исходу грядущей пятилетки должна стать совершенно особой: оно сделается коммуникационным хабом, узлом налаживания межличностных, наставнических, кураторских и иных человеческих контактов. Гибкость формата занятости даст возможность сотрудникам, которые продуктивнее трудятся в одиночку, не заставлять себя переступать пять дней в неделю в девять утра раздражающий их порог, — а коллективистам, напротив, позволит эффективнее (и без необходимости дожидаться вечно отстающих) деятельно коммуницировать вживую в офлайновых динамических группах.

Такой формат организации бизнес-процессов заставляет переосмыслить роль и место бумаги в повседневном документообороте. Сегодня, по оценке Quocirca, в наиболее технологически развитых странах лишь в 35-37% таких процессов используются бумажные носители, — и в дальнейшем доля эта продолжит сокращаться. Соответственно, меняется и значение офисного принтера/МФУ: из рядового элемента инфраструктуры (причём в различных иерархических вариантах — напрямую подключённого к ПК; находящегося в общем доступе отдела, департамента и т. п.) устройство печати и сканирования превращается в обособленную многофункциональную платформу с различными уровнями доступа, с весьма изощрённо организованной системой ИБ (особенно если учесть, что документы на печать могут отправлять и удалённые сотрудники) и с развитыми интеллектуальными функциями.

Функциям этим аналитики уделяют особое внимание. По их мнению, интегрированный в систему документооборота ИИ (на уровне отдельного устройства печати, локального сервера или облачного решения — вопрос уже отдельный) возьмёт на себя обработку потоков данных, проходящих через такую систему, и максимально оперативное выделение из них имеющей практическую — деловую! — ценность информации. Таким образом будет обеспечен дополнительный рост производительности труда живых работников — за счёт углубления сотрудничества с ИИ-агентами.

Поскольку агенты тем эффективнее, чем больше данных о бизнес-процессах данной конкретной организации они обрабатывают, построение умной агентной системы именно на основе централизованной платформы документооборота представляется вполне логичным и обоснованным. Согласно опросу Quocirca, в ближайшие 12 месяцев принимающие решения по части ИТ-инфраструктуры топ-менеджеры планируют направить на развитие ИИ в своих организациях в среднем одну пятую часть суммарного ИТ-бюджета, а наиболее передовые — до его трети.

Бесспорно, внедрение такой системы должно идти рука об руку с усилением информационной безопасности, в том числе и средствами специализированных уже на ИБ ИИ-агентов. Сегодня успешная атака на инфраструктуру предприятия грозит в общем случае потерей некоторых подборок данных, и лишь крайне нечасто — полной компрометацией значимой для бизнеса информации. С глубоким же внедрением агентов в систему документооборота удачливый хакер (действующий во множестве случаев тоже при поддержке ИИ) сможет буквально вытянуть из генеративной модели все ценные сведения до последнего бита, а также заставить её действовать в интересах атакующего — применяя к взломанному агенту машинно-модифицированные методы социальной инженерии (prompt injection, data poisoning и т. д.)

В итоге, прогнозируют аналитики, к исходу 2030-го офисные принтеры и МФУ превратятся — пусть не все, но заметная их доля, причём в наиболее успешных организациях — в умные средства диспетчеризации документооборота и обеспечения безопасности данных в условиях гибридной рабочей среды. Бумаги и тонера они станут потреблять меньше (да и запчастей тоже, — снизится интенсивность эксплуатации их подвижных узлов), зато благодаря таким устройствам станет возможной умная адресация документов, оцифровка с извлечением данных, прикладная аналитика на лету, предварительная подготовка сводок и отчётов на основе разрозненной исходной информации и т. п.

Изменится соответствующим образом и характер связей заказчика с поставщиками печатающей техники. В 2030-м, уверены в Quocirca, лишь 12% клиентов будут воспринимать вендоров такой техники как наиболее значимых контрагентов при решении связанных с нею вопросов, от выбора конкретной марки и модели до обслуживания и ремонта. Предпочитать коммуникации с поставщиками управляемых услуг печати по такого рода вопросам будут 23% заказчиков, а непосредственно с интеграторами — 28%. Таким образом, и для производителей устройств печати интеграторы будут становиться всё более значимыми «амбассадорами бренда»; связующим звеном между исходно универсальными техникой и ПО, с одной стороны, — и решением вполне определённых клиентских забот и болей, с другой.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News