2 октября 2025 г.

Российские автовладельцы неспешно «распробуют» преимущества электромобилей — улучшенную динамику, повышенную надежность, экономичность и пр. — но корпоративные заказчики в РФ все активней эксплуатируют электротранспорт. Это касается сервисов такси, каршеринга, муниципального транспорта и т. д., которые могут стать драйверами, способствующими проникновению электромобилей в транспортную инфраструктуру РФ.

«Электромобили — глобальный тренд, и наша страна не исключение», — говорит Ирина Никулина, руководитель направления электрозаправочные станции в компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России.

Напомним, что сегмент электромобилей представляет интерес для игроков ИТ-рынка по ряду причин. Во-первых, электромобили все чаще представляют собой «подключенные устройства», которым нужно обеспечивать кибербезопасность. Во-вторых, сети зарядных станций требуют сложной мультиплатформенной ИТ-инфраструктуры, состоящей из разных компонент — от IIoT и «облаков» до on-prem-серверов и мобильных приложений — которую нужно развивать и также защищать от хакерских атак. В-третьих, как и любой другой бизнес, операторы сетей зарядных станций располагают ИТ-инфраструктурой в back-office, которую нужно развивать и защищать от недопустимых событий.

еrid:

EKF Impulse: новое имя в зарядке электротранспорта

Компания «Электрорешения», официальный представитель бренда EKF в России, выводит на рынок решение по организации зарядной инфраструктуры для электромобилей. EKF Impulse — это комплексный подход к проектированию, развертыванию и эксплуатации зарядной инфраструктуры.

Опыт и экспертиза в электротехнике и разработке облачных программных продуктов компании «Электрорешения», а также определенный спрос на зарядные станции легли в основу решения по созданию зарядной инфраструктуры EKF Impulse, которое сочетает в себе аппаратную часть, программное обеспечение и сервисное обслуживание.

Компактные зарядные станции Impulse мощностью 7, 11 и 22 кВт предназначены для зарядки одного электромобиля любого производителя. Зарядные станции комплектуются коннекторами GB/T и Type 2 и обеспечивают надежную и безопасную зарядку благодаря 12 типам защиты. Минималистичный дизайн с LED-индикацией статуса и LCD-экраном для вывода информации впишется в любое городское пространство. Зарядные станции подходят как для коммерческого, так и для личного использования, включая установку в подземных паркингах, крытых парковках и на открытом воздухе.

Для эффективного использования мощности на объекте разработано коробочное решение − шкаф динамической балансировки мощности. Установленное внутри шкафа оборудование подключается к облачному решению EKF и позволяет вычислять и распределять мощность для зарядной инфраструктуры, что эффективно решает проблему нехватки мощности в часы пикового потребления.

Владельцы электромобилей могут бронировать зарядные станции и оплачивать зарядку с помощью мобильного приложения EKF Charge, в котором предусмотрена возможность быстрого выбора, бронирования станции и управления зарядной сессией.

Для владельцев зарядной инфраструктуры разработан веб-клиент, который позволяет в режиме реального времени удаленно мониторить статус станций, управлять тарифами и отслеживать аналитику. Все программные решения реализованы на российской облачной платформе, что гарантирует надежную защиту данных и стабильную работу сервисов. Особенность EKF Impulse — открытая архитектура и возможность подключить к существующей системе EKF Charge и решению по балансировке новые зарядные станции, поддерживающие OCPP протокол, от любых производителей.

Реклама ООО «Электрорешения», ИНН: 7721403552

Как выглядят рынки легковых «электричек»

Доля «электричек» — электромобилей и гибридных моделей — в Китае на первичном рынке легковых транспортных достигла 51% по итогам прошедших месяцев этого года, сообщает Electrek. Китайский рынок по понятным причинам является абсолютным лидером по продажам электромобилей в натуральном выражении, но есть страны существенно превосходящие КНР по доле рынка электромобилей в общем профиле продаж легковых авто. Например, в Норвегии уже 90+% продаж новых авто приходится на электромобили.

В мире было выпущено около 17 млн гибридов и электромобилей за прошлый год. На долю Китая пришлось 12 млн (более 70%), внутри страны было реализовано 11 млн штук, миллион отправлен на экспорт, сообщает Electrek.

В РФ по итогам прошлого года было реализовано рекордное количество электромобилей, более чем на четверть (+26,4%) превосходящее уровень продаж 2023 года, по данным агентства «АВТОСТАТ». Однако в натуральном выражении все достаточно невыразительно: общий объем продаж составил 17 805 новых электрокаров, на 3,8 тыс. превысив итоги позапрошлого года. С сегментом гибридных авто несколько лучше: за прошлый год реализовано 62,8 тыс. новых гибридных легковых автомобилей, что в 2,9 раза больше, чем годом ранее, по данным «АВТОСТАТ».

Доля электрокаров в общем объеме реализации новых легковых машин в РФ снизилась с 1,3% в 2023 до 1,1% в 2024. При этом доля гибридных моделей выросла и достигла 4% от всех проданных в РФ новых легковых машин, а годом ранее было 2%.

Почему именно такси станут драйверами сегмента

Бизнесы умеют считать деньги, и сервисы такси не исключение, подчеркивает Александр Мироненко, заместитель генерального директора по развитию PUNKT E, сети зарядных станций для электромобилей. Удельная стоимость километра «электрички» составляет от 1,05 до 2,4 руб. при зарядке на собственной/публичной станции, по данным PUNKT E. Для традиционных авто этот показатель значительно выше: для моделей «на газу» этот параметр составляет 2,6/3,1 руб., для метана и пропана, соответственно, а для авто на бензине достигая 5,9 руб. при использовании АИ-95. Но это не единственная статья экономии при использовании автомобиля (см. врезку).

Государство активно спонсирует распространение электромобилей. Например, до недавнего времени на городских зарядных станциях «Энергия Москвы» пополнять аккумулятор электромобиля можно было бесплатно, хотя с середины лета эта возможность уже отсутствует, но многие другие льготы сохранены. Электромобилям доступны бесплатная парковка в Москве и ряде других крупных городов, обнуление транспортного налога (почти в половине регионов: 40 из 85), а для моделей российского производства также субсидии на приобретение и бесплатный проезд по федеральным платным трассам (при регистрации в системе и использовании транспондера).

Таксопарки, использующие электромобили, значительно экономят на обслуживании, напомнил Артем Ким, руководитель парка Этоэлектротакси.рф. В электромобиле нет свечей зажигания, масла и масляных фильтров, ремней ГРМ и других расходных материалов, которые необходимо регулярно менять. Даже тормозные колодки электромобиля служат в разы дольше, так как торможение происходит в основном двигателе, отметил Артем Ким. Есть и другие особенности, например, бензин можно слить и продать «на сторону», а с зарядом аккумулятора такого не сделаешь, напоминает Александр Мироненко.

Напомним, что с 1 марта 2026 года в российском такси можно будет использовать только автомобили с высокой степенью локализации, произведённые в России и отвечающие требованиям по безопасности и экологичности. Это дает новые шансы российским производителям авто и электромобилям как классу устройств. К этому моменту уже активно готовятся как производители «электричек», так и компании, предоставляющие инфраструктуру для электромобилей.

Москва: укрепляя лидерство развивает сегмент

К московским электробусам добавлены трамваи «на батарейках»: в начале сентября на линии вышли вагоны «Львенок-Москва», способные работать без контактной сети, пишет РБК. Сейчас таких трамваев с автономным ходом 2 десятка, и обслуживают они только один маршрут, сообщил Сергей Собянин, мэр Москвы.

За 2 года город получит 100 таких вагонов, которые накапливают энергию во время движения под контактной сетью, а затем смогут проезжать без нее не менее 4 км. Предполагают, что это позволит соблюдать график движения и снизить затраты на инфраструктуру.

100 трамваев радикально не изменят ситуацию с электротранспортом в РФ, но привлекут внимание к таким решениям. Это способствует развитию сегмента массовых электромобилей — как частных, так и коммерческих — который пока сильно отстает от других развитых рынков.

Что дальше?

Основным драйвером развития рынка электромобилей выступает осознание россиянами — как частными пользователями, так и корпоративными заказчиками — преимуществ «электричек». Это не только повышенная экономичность, рассмотренная выше, но также, например, плавный ход и низкий уровень шума, отсутствие запаха бензина и дополнительных вибраций. Заодно происходит развенчание определенных мифов, связанных с такими устройствами, например, понижения емкости батареи в зимний период. Этот эффект существует, но снижение пробега с «летних» 400 км до «зимних» 250-280 в городских условиях совершенно некритично для электромобилей, а тем более для гибридных авто.

Создание инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для использования электромобилей, является одной из приоритетных задач Российской Федерации, как это предусмотрено Концепцией развития производства и эксплуатации электрических автомобилей до 2030 года. Фронт работ широкий: всего в России было 8185 точек зарядки по состоянию на январь 2025 года, из которых быстрый режим поддерживали 3805, сообщает PUNKT E со ссылкой на данные «Автостат». Одна зарядная станция приходится на 31 электромобиль. В Китае количество станций по итогам 2024 стало 12,818 млн, причем за прошлый год было построено 4,222 млн таких объектов. По данным Национального управления энергетики КНР, на одно зарядное устройство в Поднебесной приходится 2,3 «электрички».

В ближайшее время следует ожидать развития зарядных станций в РФ, причем в разных сегментах. Например, существует высокий спрос на индивидуальные электрозаправочные станции для установки в ИЖС, на комплексное решение для многоквартирных домов и коммерческих объектов, отмечает Артем Сергеев, руководитель бизнес-юнита «Новые бизнесы» в компании «Электрорешения», представителе бренда EKF в России.

Опережающими темпами будет расти предложение для сегмента В2В, который уже «распробовал» преимущества электротранспорта. Для коммерческих заказчиков оператор может предоставить ряд дополнительных возможностей — от корпоративных тарифов и возможностей бронирования места у зарядки до приоритетного размещения станций на наиболее распространенных маршрутах или монтажа «под ключ» на территории таксопарков, говорит Александр Мироненко.

Государство продолжит способствовать развитию как парка электромобилей, так и инфраструктуры. Например, согласно Постановлению Правительства от 28 июля 2025 года № 1114, с 1 марта 2026 года автозаправочные станции, расположенные вдоль автомобильных дорог, обязаны будут обеспечить возможность зарядки электромобилей. Эти меры станут частью федерального проекта «Производство инновационного транспорта», который входит в новый национальный проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News