6 ноября 2000 г.

Умные колонки, телевизоры, системы освещения, даже целые умные здания вошли в обиход уже довольно давно — но до сих пор не стали, что называется, нормой жизни. Притом ситуация в сегменте умного дома на российском ИТ-рынке довольно позитивная: так, по данным «М.Видео-Эльдорадо», за первое полугодие 2025-го в России было продано 2,5 млн умных колонок за 22,2 млрд руб., — на 11% больше, чем за тот же период годом ранее. Из 3,1 млн телевизоров (на общую сумму 95,3 млрд руб.), реализованных в стране с января по июнь текущего года, более 90% в количественном выражении — и почти 97% в денежном — пришлось на модели со встроенной функциональностью Smart TV.

«Росгсстрах» совместно с платформой spruthub интегрировала в свой продукт защиты жилья информацию с умных датчиков, поступающую в режиме реального времени, а в целом более «прикладной» — без учёта колонок и бытовой техники — российский сегмент умного дома в России к осени вырос, по данным сервисов аналитики маркетплейсов, на 23%. И таких примеров множество: в конце концов, умный дом, повышая комфортность жилища, ещё и помогает уменьшить энергопотребление, сократить углеродный след. Но вот вопрос: насколько сегодня это направление объективно актуально для российского ИТ-рынка — и что, с точки зрения участников канала, мешает частным домам и квартирам «умнеть» ещё скорее и более массово, чем это происходит сейчас?

Прямо под рукой

Говоря об элементах умного дома, которыми чаще всего интересуются российские покупатели, Илья Максимов, продакт-менеджер по IоT направлению «Умный дом» в компании «Электрорешения» (представляет бренд EKF в России), приводит в пример умные лампочки, накладные розетки, удлинители: «Самые востребованные элементы умного дома — это те, что не требуют участия в установке и настройке специалистов».

erid:

EKF Connect Building — комплексное решение для интеллектуального управления зданиями

Компания «Электрорешения», официальный представитель EKF в России, разработала комплексное решение для цифровизации жилых и коммерческих объектов — EKF Connect Building. Система предназначена для многоквартирных домов, гостиниц, торговых и бизнес-центров и объединяет возможности облачных платформ EKF Connect Home и EKF Connect Industry.

EKF Connect Building автоматизирует управление инженерными системами зданий, помогая собственникам повысить комфорт, а управляющим компаниям — оптимизировать обслуживание. Решение обеспечивает непрерывный мониторинг рабочих параметров, что позволяет своевременно проводить профилактику и предотвращать аварийные ситуации.

Ключевые особенности:

  • Искусственный интеллект — анализирует данные в реальном времени, выявляя тенденции для повышения энергоэффективности и снижения эксплуатационных затрат.
  • Облачная архитектура дает возможность централизованно управлять распределенными объектами с любого устройства.
  • Гибкость и масштабируемость — систему можно адаптировать под любые потребности, добавляя новые узлы и инженерные системы без остановки работы.
  • Удаленные обновления сокращают простои и минимизируют затраты на обслуживание.

EKF Connect Building — это следующий этап развития умных зданий. Платформа объединяет передовые технологии, превращая объекты недвижимости в безопасные, энергоэффективные и комфортные экосистемы для жизни и бизнеса.

Реклама ООО «Электрорешения», ИНН :7721403552

«Начнём с того, что любые устройства серии „Умный дом“ должны быть понятны пользователям и узнаваемы ими, — резонно замечает Марк Заводовский, основатель компании BAZA Development. — Именно это является ключевым критерием востребованности. Востребовано то, что просто эксплуатировать — и в настройке чего легко разобраться. Важен и бренд систем. Мы в своих ЖК используем экосистему устройств „Умный дом“ от „Яндекса“. Большинству наших клиентов знаком бренд и его устройства: многие уже умеют ими пользоваться, понимают логику интерфейсов. Учитывая, что застройщик комплектует квартиру базовым набором элементов умного дома, важно, что жители смогут в дальнейшем самостоятельно развивать конфигурацию этой экосистемы. Например, востребованными можно считать умные терморегуляторы на радиаторах, с помощью которых в квартире создаётся комфортная температура — и заодно оптимизируются расходы на отопление. Спросом пользуются устройства, с помощью которых можно погасить свет и деактивировать технику, перейдя в экономичный режим; умная приточная вентиляция, которая сама по установленному графику проветрит квартиру; датчик температуры и влажности в помещении; датчик протечки и т. д.»

Дмитрий Шварц, менеджер направления «Умный дом» компании diHouse, классифицирует наиболее востребованные элементы умного дома по следующим товарным группам: «Умное освещение (лампы, выключатели, светильники, ленты и пр.); умные колонки и голосовые помощники („Алиса“, „Маруся“); видеонаблюдение и безопасность (умные камеры, звонки, замки); умные розетки; климат-контроль (умные термостаты, кондиционеры). Большинство покупателей (оценки варьируются от 20% до 40%) действительно начинают свой путь к умному дому с приобретения 1-2 устройств — например, лампы и колонки; постепенно докупая новые элементы и двигаясь к комплексному решению. При этом ключевым фактором становится удобство единого управления всем умным домом через одно приложение и/или голосом».

«Безусловно, главным элементом умного дома сегодня является умная колонка, — констатируют эксперты пресс-служб Merlion и „Ситилинк“ (входит в ГК Merlion). — Она может выступать самодостаточным и единственным устройством, а может использоваться в качестве хаба для объединения и управления всеми устройствами умного дома. Среди других устройств востребованы элементы освещения, т. е. умные лампы; за ними идут умные розетки. Умные датчики показывают лучшую динамику роста, но их проникновение в домохозяйства значительно ниже ламп».

Сомнения и предубеждения

Пока умный дом не сделался бесспорно необходимым для подавляющего большинства потребителей, не перешёл для них в категорию must have, немалое значение для дальнейшего успешного развития этого сегмента российского ИТ-рынка имеют сформировавшиеся в отношении умного дома предубеждения.

Так, по словам Ильи Максимова, на текущий момент самый большой барьер — это убеждённость, что умный дом дорог и недоступен: «Лет 20-30 назад это действительно была технология, доступная только среднему классу общества и выше. Сейчас же тенденция меняется; многие умные устройства — например, лампочка, — стоят от 500 рублей. Следующее предубеждение — сложность системы в управлении и обслуживании. Сейчас приложения умного дома разработаны в доступном виде; настройка любого сценария происходит через удобный и интуитивно понятный интерфейс — без участия программиста или инженера».

«Здесь можно выделить несколько причин как чисто психологического, так и технического плана, — размышляет Дмитрий Шварц. — В частности, очень многие пользователи не до конца понимают, что такое умный дом и как он работает. Маркетинговые активности различных компаний и брендов в основном продвигают тему взаимодействия пользователя с голосовым помощником, хотя умный дом — это много больше преимуществ, функционала и возможностей. Также отметим существующую ныне взаимную несовместимость экосистем. Пользователи сталкиваются с фрагментированным рынком, где устройства разных систем плохо работают вместе».

«В итоге, — продолжает эксперт, — это приводит к тому, что пользователь может столкнуться с ограниченной функциональностью, приобретая устройства разных экосистем. Важно отметить и сложность подключения/установки элементов умного дома, а также более высокие расходы по сравнению с покупкой простых гаджетов. Причём одно вытекает из другого: у пользователя не хватает знаний и подготовки, чтобы справиться самостоятельно, и он обращается к специалистам, которые оказывают платные услуги по монтажу и настройке оборудования, в том числе дорогостоящих решений (проводные умные дома), а такие услуги кратно увеличивают стоимость решения. Также есть и вторичные факторы: предубеждения по части слежки и опасения в отношении безопасности; нехватка интеграторов; нехватка экспертной информации у продавцов умных устройств».

По мнению экспертов пресс-служб Merlion и «Ситилинк» (входит в ГК Merlion), сильнее всего продвижению умного дома препятствует нынешний — откровенно недостаточный — уровень удобства настройки и подключения его устройств: «На втором месте, возможно, цена. Предубеждения насчёт прослушки и прочего были и будут, — но их влияние сложно оценить. Частных интеграторов мало, доверие к их работе также не сформировалось; есть вопросы и к цене установки, — но тут мы опять возвращаемся к вопросу о простоте и доступности».

На заре своего появления, как о том напоминает Марк Заводовский, элементы умного дома представляли собой достаточно сложные, громоздкие агрегаты и интеграции: «Устройства нужно было устанавливать параллельно с ремонтом квартиры — в том числе, например, из-за обилия проводов и проводочков. Очевидно, что менять конфигурацию собранной „системы“ выходило трудоёмко и затратно. Владельцы жилья класса „комфорт“ — а это самый массовый сегмент — по этой причине в большинстве своём вовсе даже не задумывались над тем, чтобы заложить в основу своего жилища системы умного дома. И это „наследие“ старых, „неповоротливых“ устройств ещё сохраняется, увы, в головах многих людей. Ситуация изменилась с приходом гаджетов нового типа — вроде ИИ-ассистента „Алиса“ от „Яндекса“ и других, — которыми мы можем управлять с телефона, голосом и т. д.; которые пользователь способен самостоятельно приобрести и настроить — или даже встроить в уже существующую конфигурацию; в крайнем случае, быстро получив эффективную консультацию у службы техподдержки».

Всё равно его не брошу

На Западе, где развитие умного дома уже не первый десяток лет идёт довольно бодрыми темпами, за последние годы набралась изрядная статистика не самого утешительного для потребителей свойства. Имеются в виду досадные случаи «окирпичивания» умных домов (потери ими собственно «умной» функциональности) как цельных экосистем либо отдельных их элементов — после того, как их изначальные поставщики банкротились либо иным способом уходили с рынка. Нередки и случаи односторонней корректировки лицензионных договоров, когда доступная прежде даром функциональность внезапно дорожала и/или появлялись дополнительные требования к пользователю — вроде запрета на блокировку рекламы по умному ТВ, который исходно продавался без маркетинговых обременений.

Возможно ли в принципе гарантировать, что умный дом, на который покупатель делает ставку, останется с ним очень надолго, а его функциональность, как и плата за неё, сохранят предсказуемость в перспективе, — и если да, то каким образом? Илья Максимов считает, что потребители смогут обезопасить себя, выбирая оборудование, которое может работать в нескольких экосистемах, — и не привязываясь к одной закрытой системе: «Также можно выбирать устройства, которые способны работать и с помощью серверов компании-производителя, и на персональных серверах в пределах самого умного дома. Для примера можно остановится на гаджетах, поддерживающих протокол Zigbee: как правило, такие устройства без всяких проблем смогут функционировать во многих экосистемах умного дома — как облачного типа, так и локальных».

«Если говорить о каких-то малоизвестных мелких интеграторах, — замечает Марк Заводовский, — то логично предположить возникновение описанных в вопросе проблем: и внезапный уход с рынка, и изменение не в пользу потребителя условий использования умных устройств. Крупные игроки ведут себя иначе. Вероятность банкротств близка к нулю. Для большинства — это далеко не единственное направление бизнеса. Да и политика таких вендоров в отношении пользователей отличается последовательностью. А многие функции и устройства со временем, наоборот, становятся только доступнее: растёт количество пользователей, модельные ряды обновляются, ширится ассортимент».

Полной гарантии стопроцентной доступности однажды выведенного на рынок элемента умного дома или даже целой экосистемы на десятилетия, как признаёт Дмитрий Шварц, конечно же, нет: «Но риски можно значительно снизить. Оптимальным вариантом выбора элементов умного дома на данный момент представляется следующая стратегия: локальное управление + открытые стандарты + выбор продукции крупного производителя. Хорошим примером реализации такой стратегии представляется система профессионального умного освещения Yeelight Pro, объединяющая в себе высокотехнологичный продукт от известного бренда, локальное управление без зависимости от подключения к Интернету, а также возможность интеграции и совместной работы со всеми популярными экосистемами умного дома и голосовыми помощниками».

«Именно поэтому отечественные производители используют единые стандарты для подключения умного дома — Matter и Zigbee, — подтверждают эксперты пресс-служб Merlion и „Ситилинк“ (входит в ГК Merlion). — Таким образом гарантируется совместимость устройств разных производителей в единой экосистеме».

Окончание следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News