27 ноября 2025 г.
Об опыте построения успешного высокотехнологичного бизнеса в России рассказывает новая книга издательства «Альпина PRO» «GENS-лидерство. Новая практика менеджмента». В издании систематизированы управленческие принципы основателя ИТ-компании ЛАНИТ Георгия Генса и даются реальные примеры их применения в бизнес-практике. Книга интересна еще и тем, что отечественный опыт управления сравнивается с популярными зарубежными концепциями.
Книга имеет 4 раздела: Развитие (Growth), Эмпатия (Empathy), Инновации (Novation) и Устойчивость (Sustainability). Именно эти понятия (GENS) — в основе управленческой культуры ЛАНИТ.
Авторы книги — Виктория Шиманская, доктор психологии, MBA, бизнес-консультант с
Приведем тезисы из главы, посвященной развитию, первой фундаментальной составляющей парадигмы GENS-лидерства.
Говоря о росте, мы будем иметь в виду не только финансовые результаты и долю рынка, но и такие аспекты, как развитие экспертизы, команды и сотрудников, новые масштабы мышления и расширение видения.
Расти быстрее рынка
Рост быстрее рынка — это базовый постулат, с которого всегда начиналось планирование в ЛАНИТ и в соответствии с которым оценивались результаты. Георгий Генс считал, что такое целеполагание должно быть нормой для любой крупной компании: у большого бизнеса есть масса возможностей для роста, и их обязательно нужно использовать.
Конкуренция стимулирует организации развиваться быстрее. Ее отсутствие, напротив, лишает стимула к развитию: «Попав в группу лидеров рынка, вы можете опередить остальных, постоянно предлагая что-то новое: новые продукты, новые услуги, новые бизнес-модели. Именно инновации — базовый и, возможно, наиболее эффективный инструмент роста для крупной компании в любой отрасли».
При этом, Георгий Генс считал, что требуя от сотрудников инноваций, предлагая им рисковать, руководителю нельзя самому не быть вовлеченным в этот процесс: «Просчитанный риск — уже не риск, а бизнес-проект». Личное лидерство в процессах развития обязательно для GENS-модели.
Рост через привлечение талантов, которые будут растить бизнес
«Наиболее заметные вехи нашего пути связаны с появлением в компании специалистов, которые впоследствии стали играть ключевые роли в бизнесе ЛАНИТ. Ведь любая фирма — это, прежде всего, люди, единая сплоченная команда».
Георгий Генс
Еще одна важная особенность управленческого подхода Георгия Генса — возможность привлекать лидеров, готовых продвигать инновации личным примером и быть «играющими тренерами». Такие руководители подчиняются непосредственно акционеру компании, придерживаясь гибких подходов к менеджменту.
Согласно данным исследования The Anatomy of Work Global Index, топ-менеджеры крупных компаний тратят на отчетность и коммуникации с руководством до 60% рабочего времени. Предлагая талантливым руководителям модель «без бюрократии», с возможностью постоянного прямого контакта с первым лицом, которое лично готово помогать в любых вопросах, Георгий Генс мог не только набирать в компанию лучшие кадры, но и получать от них максимум, экономя их ресурсы благодаря отмене всевозможной процессуальной и бюрократической нагрузки.
Компания навсегда
Основатель ЛАНИТ считал, что важно создать такое место работы, на котором сотрудник захочет задержаться надолго, желательно — на всю жизнь. Если же появилась усталость от текучки, потребность в новых задачах и вызовах, новой деятельности, можно предложить возможности роста внутри компании, которых достаточно много. Это невозможно без внутреннего вертикального доверия между сотрудниками и руководителем и без того, чтобы гарантом выполнения всех договоренностей и базовых принципов выступало первое лицо.
Важной частью жизни сотрудника в концепции GENS-лидерства также является семья. Во многих компаниях сегодня зарождаются традиции приглашения в офис детей и родственников. В ЛАНИТ до 2011 года, пока штат был относительно небольшим, все праздники проходили с участием членов семей. Когда компания стала крупной, идея важности общения с родственниками не ушла на второй план — поменялась форма: стали практиковать такие активности, как профориентационная игра «Билет в ЛАНИТ», бесплатное обучение детей в «Сетевой Академии ЛАНИТ», новогодние праздники.
Стратегия
«Прелесть ИТ в том, что здесь все время возникает что-то новое и главная задача ИТ-компании — уследить за новым, впитать его, переработать и предложить своим клиентам».
Георгий Генс
Классический подход к стратегии развития бизнеса начинается с анализа внешней и внутренней среды компании для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Затем определяются миссия и видение. Формирование стратегии включает в себя тщательный анализ различных направлений развития и выбор подходящего пути, рынков для освоения, потребностей клиентов, методов конкуренции, ресурсов и бизнес-моделей.
Концепция GENS-лидерства предлагает подход к формированию стратегии, который отличается от традиционных методов планирования. Он базируется на трех ключевых принципах, направленных на достижение конкурентного преимущества через адаптацию и отказ от устаревших моделей стратегического управления. В книге каждый из принципов сопоставлен с популярными инструментами стратегического планирования.
Принцип 1. Основа стратегии — не тратить время на ее создание
Первый принцип GENS-лидерства заключается в отсутствии жестко закрепленной стратегии. Вместо этого акцент делается на динамическом реагировании на потребности клиентов и в максимальном использовании возникающих на рынке возможностей.
В основе GENS-лидерства — постоянный процесс анализа и корректировки направлений деятельности. Стратегия компании ЛАНИТ всегда развивалась гибко и итеративно, в тесном взаимодействии руководства и всех сотрудников и без больших объемов письменной документации. Георгий Генс никогда не требовал, чтобы подразделения разрабатывали стратегические документы, но постоянно изучал тренды, новые продукты, опыт других компаний, встречался с заказчиками, партнерами.
Этот принцип хорошо сочетается с идеями канвы бизнес-модели Остервальдера, которая упрощает стратегическое планирование и помогает оперативно выявлять основные элементы бизнес-модели. Канва позволяет не делать долгий анализ и сосредоточиться на главном: какие ключевые ресурсы и процессы нужны для создания ценности для клиентов, какие предложения наиболее релевантны.
Таким образом, канва бизнес-модели Остервальдера помогает не только понять бизнес-модель, но и улучшить взаимодействие с клиентами, так как она фокусируется на создании ценности для потребителей. Эта концепция соответствует идее GENS-лидерства — сосредоточиться на действии и взаимодействии с клиентами, не тратя время на создание сложных стратегий.
Принцип 2. Стратегия как искусство отказа
Отказ от дальнейших инвестиций является частью стратегии и ответственности руководителей подразделений. Особенность принципа — отсутствие четких методик принятия решений, акцент делается на самостоятельности департаментов и компаний, входящих в группу. Если подразделение финансово успешно, оно имеет право принимать решение, куда инвестировать средства и какие риски брать на себя.
В случае неудачи последствия ложатся на сам департамент, что создает стимул для более взвешенного подхода к принятию решений. Если подразделение продолжает быть успешным, это подтверждает правильность выбранного курса и вложений. Такая модель стимулирует руководителей к осознанным действиям и самодисциплине, что в итоге способствует улучшению финансовых результатов компании в целом. Таким образом, принцип «Стратегия как искусство отказа» требует умения выбирать, от чего отказаться, даже если в развитие направления уже было вложено много ресурсов.
Еще один популярный инструмент стратегического менеджмента — матрица Ансоффа. Она помогает проанализировать стратегические варианты роста и может быть полезна для оценки рисков и возможностей новых инициатив. Матрица позволяет руководителю понять, когда нужно двигаться в новом направлении, отказаться от определенных продуктов или рынков.
Концепция GENS-лидерства и матрица Ансоффа имеют общие черты во взгляде на стратегическое управление и способствуют более глубокому пониманию рыночных возможностей и формированию устойчивых стратегий роста. Обе методологии помогают определить направления роста бизнеса и оценить риски, связанные с новыми инициативами. Например, матрицу Ансоффа можно использовать при расширении рынка или внедрении новых продуктов для объективной оценки рентабельности и рисков, и это помогает синхронизироваться с принципом GENS-лидерства и отказаться от нерентабельных направлений.
Принцип 3. Цель — стать частью процессов заказчика
Третий принцип — стратегия интеграции в процессы заказчиков. Он позволяет компании стать не просто поставщиком, а партнером, интегрированным в производственную цепочку клиента. Идеальный результат применения такой стратегии — обеспечить высокий уровень взаимодействия с заказчиком и глубокое погружение в специфику его бизнеса, при которых ему становится невыгодно менять поставщика, поскольку это становится экономически нецелесообразным.
Описанный принцип GENS-лидерства подчеркивает важность интеграции компании в процессы клиента, что понятно на интуитивном уровне и в целом соответствует большинству современных трендов маркетинга и использования технологий во взаимодействии с заказчиками. Если заказчику без тебя «плохо», он будет заинтересован долго с тобой сотрудничать.
На примере описанных принципов показано, как концепция GENS-лидерства позволяет компании сохранять конкурентоспособность и адаптироваться к быстро меняющимся условиям, оставаясь гибкой и ориентированной на результат, и может быть усилена классическими инструментами менеджмента.
Источник: IT Channel News




















«Я всегда был нацелен на развитие и убежден, что большие компании должны расти быстрее рынка».
Георгий Генс