18 февраля 2026 г.
«ИИ-зиму» предсказывает большинство аналитиков. В неотвратимости «зимнего» развития событий уверен Владислав Тушканов, руководитель группы исследования технологий машинного обучения в «Лаборатории Касперского».
Сегмент ИИ действительно сильно перегрет, любое значимое событие с негативными коннотациями, произошедшее в этой области, может привести к «эффекту домино». Вполне возможно, такое событие даже уже произошло несколько дней назад, а с его влиянием на рынок мы столкнемся в ближайшее время.
Что говорит теория
Эволюция любой прорывной технологии, согласно классической «кривой Gartner», переходит от «завышенных ожиданий» к фазе разочарования, прежде чем достичь «плато продуктивности». По мнению аналитиков, ИИ-технологии сегодня находятся на пике этой кривой, поэтому предсказание скорого спада представляет собой не алармизм, а вполне консервативный прогноз.
«Кривая Gartner», напоминает Валерий Андреев, замгенерального по науке и развитию в ИВК, описывает стандартную реакцию общества на любое событие, новую идею, новую технологию, в том числе и на широкое распространение ИИ. «Сейчас мы проходим этап, на котором „хайповые“ идеи резко обрушиваются», — говорит Валерий Андреев, но подчеркивает, что происходящее — закономерный этап принятия новой технологии.
Вопрос в том, как спад будет протекать — насколько глубоким он станет и как повлияет на сопредельные сегменты экономики.
Может, «ИИ-зима» уже наступила?
За точку отсчета, которую можно считать началом «крах пузыря ИИ», уже предлагают принять начало этого февраля, когда капитализация технологических компаний из-за опасений относительно ИИ очень быстро потеряла 1 трлн долл., о чем сообщает РБК. Это большая сумма, вдвое превышающая суммарный прирост капиталов 10 богатейших людей мира из-за ИИ за весь прошлый год (см. врезку), и выглядит внушительно по сравнению с капитализацией гигантов, почти вдвое больше капитализации MasterCard и втрое — Netflix.
Резкое падение капитализации ведущих игроков действительно может стать триггером для каскада негативных событий. Однако спусковым крючком, способным привести к наступлению «ИИ-зимы», вполне может стать событие менее заметное, но более важное, например, случившийся в конце января отказ Nvidia от ранее планируемого инвестирования 100 млрд долл. в разработчика ChatGPT. Nvidia присоединится к текущему раунду финансирования OpenAI, сообщает Bloomberg, однако вложения будут «далеко не такими», как планировалось изначально, сказал Дженсен Хуанг, главный исполнительный директор Nvidia. Новую сумму он не назвал — она может оказаться как меньше, так и больше исходной — но, как отмечали выше, важны коннотации.
Если рынок решит, что заявление означает отказ от изначальных совместных планов двух грандов рынка ИИ, которые были анонсированы в сентябре прошлого года, на биржах может начаться паника, результатом которой вполне может стать наступление «ИИ-зимы». Масштабы ее оценить сложно, но можно предположить, что некоторые «заморозки» случатся обязательно.
Десять самых богатых людей мира увеличили свои состояния в совокупности на впечатляющие 523 млрд долл. с начала этого года, сообщает Bloomberg Billionaires Index: Ларри Эллисон, Ларри Пейдж, Сергей Брин, Марк Цукерберг, Дженсен Хуанг, Майкл Делл, Стив Балмер, Илон Маск, Бернар Арно (глава LVMH, единственный в «десятке», чей основной бизнес которого вне ИТ) и Джефф Безос. Аналитики Bloomberg считают, что в основе происходящего — оптимизм вокруг ИИ, подпитанный громкими партнерствами, крупными контрактами и амбициозными прогнозами роста. Девять участников списка (кроме Арно) — крупнейшие акционеры ведущих мировых компаний в сфере ИИ, поэтому рост стоимости их акций напрямую увеличил их доли и, соответственно, личные состояния.
При имеющемся буме «искусственного интеллекта» легко ожидать «отскока» в форме уменьшения восторгов, снижения интереса и перехода от ожидания чуда от ИИ-инструментам к более прагматическим подходам. Многие проводят параллели с эпохой «краха доткомов», и это позволяет оценить перспективы грядущей «зимы» гораздо лучше, чем может показаться.
Как это было
«Крах доткомов» имеет точную дату своего начала: обвальное падение индекса высокотехнологичных компаний NASDAQ Composite произошло10 марта 2000 года. Последствия были масштабны, но пролонгированы. Ключевая причина того «краха» — ошибочная оценка активов и бизнес-перспектив ряда интернет-компаний.
«Крах доткомов произошел в момент, когда рынок торговал ожиданиями, а не инфраструктурой: не было ни зрелых платформ, ни устойчивых экономических моделей, ни реальных нагрузок», — говорит Сергей Семикин, генеральный директор компании «Гигант Компьютерные системы».
В течение следующей пары лет из-за «краха доткомов» закрылись порядка половины существовавших тогда интернет-компаний. Были и другие сопутствующие события, например, ряду компаний были предъявлены обвинения в мошенничестве за неправильное использование средств вкладчиков. Крупные инвесторские компании — в том числе Citigroup и Merrill Lynch — были оштрафованы на миллионы долларов за введение в заблуждение инвесторов.
Следствием коррекции стала ситуация, когда у многих доткомов закончились средства, ряд компаний пришли к банкротству, были перекуплены или ликвидированы. Заметим, во-первых, что как такового «краха» в начале века не случилось: произошла фундаментальная коррекция технологического нарратива, в результате чего рыночная капитализация оставшихся в живых «доткомов» стала отражать их реальное значение в экономике. Пусть половина компаний ушли с рынка, но оставшиеся стали крупнейшими игроками глобальной экономики — например, Google или Amazon.
Технологичность ≠ эффективность
Владение ИИ-технологиями сегодня уже не является конкурентным преимуществом. Для современных компаний высокий уровень технологичности и «цифровой зрелости» — элементы необходимые, но уже недостаточные для ведения успешной деятельности. Важны способность эффективно решать конкретные бизнес-задачи — внутренние или для заказчиков — причем с измеримым экономическим эффектом, а также умение строить на основе технологий коммерчески эффективную архитектуру, причем устойчивую и масштабируемую.
Память об историческом контексте четвертьвековой давности — основа для анализа рисков в текущем технологическом цикле, равно как и для выработки стратегий в условиях возможной «ИИ-зимы».
Заметим, что «зима» может и не случиться — ряд изменений, к которым в свое время привел «крах доткомов» происходят на стороне корпоративных заказчиков прямо сейчас, без драматичных событий на биржах и ухода с рынка крупных компаний ИИ-сегмента. Масштабных событий, которых можно было бы назвать «зимой ИИ», не ожидает Вячеслав Береснев, генеральный директор ЦТИИ Нейролаб, хотя переосмысление должно произойти.
Продолжение следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News















