1 апреля 2009 г.
В 2009 году в свете нынешнего экономического кризиса ожидается, что рост розничных продаж в России будет более сдержанным, чем раньше. Тем не менее, кризис по-разному отразится на отдельных ритейлерах и регионах страны в зависимости от уникальных свойств местного рынка, определяемых уровнем развития экономики и розницы.В 2008 году объем розничных продаж в России достиг 13,85 трлн. руб., что на 28% больше, чем в предыдущем году. Однако, согласно последнему отчету исследовательской и консультационной компании PMR, федеральные округа (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Уральский, Северо-Западный и Дальневосточный) значительно различаются по ситуации на розничном рынке, конкуренции и перспективам развития.
Наименьший по площади, но наиболее населенный Центральный федеральный округ со столицей России, Москвой, является крупнейшим рынком розничной торговли, на долю которого приходится 34% продаж в стране. Согласно PMR, в 2008 году розничный товарооборот в этом регионе составил ?189 млрд. Любопытно, что Северо-Западный федеральный округ, включающий Санкт-Петербург и Ленинградскую область, занимает незначительную долю в общем объеме розничной торговли в России. Он занимает менее 10% российского розничного товарооборота, опережая лишь Дальневосточный федеральный округ, который традиционно имеет наименьшую долю розничных продаж (4%) среди других федеральных округов. Согласно оценкам PMR, объемы розничных продаж в Дальневосточном федеральном округе достигли чуть более ?20 млрд. в 2008 году.
На вышеупомянутые различия в некоторой степени влияет численность населения в каждом регионе, покупательная способность и количество торговых точек. Так, Центральный федеральный округ лидирует по объему розничных продаж на душу населения (?5 100), что объясняется высокой покупательной способностью его жителей. Любопытно, что на втором месте находится Уральский федеральный округ (?4 800), также превышающий средний по стране уровень розничных продаж на душу населения. Это объясняется тем, что на Урале самый высокий среди всех регионов России показатель средней заработной платы.
Южный и Уральский федеральные округа быстро наверстывают упущенное
PMR полагает, что наиболее динамично развивающимися регионами с точки зрения розничной торговли являются Южный и Уральский федеральные округа. Здесь, по оценкам PMR, розничные продажи в 2008 году выросли по сравнению с предыдущим годом на 34% и 33% соответственно. Центральный федеральный округ развивается медленнее в связи с высоким показателем объема продаж и зрелостью рынка.
Кроме того, федеральные округа различаются по степени проникновения национальных розничных сетей. Большинство национальных сетей и иностранных ритейлеров начали свое развитие с Центрального округа (14 из 20 крупнейших сетей в России) и только позднее вышли в другие регионы. Интересно отметить, что из 12 крупнейших иностранных ритейлеров, вышедших на рынок России, только один (Rautakesko) начал не с Москвы. Однако, очень немногим ритейлерам удалось охватить все федеральные округа России. Это создает преимущество для ряда местных игроков, которые работают, а иногда даже лидируют в своих сегментах на местном/региональном уровне.
Ожидаются возможности для слияний и поглощений
Ожидется, что нынешний общеэкономический спад в России приведет к росту числа слияний и поглощений в сфере розничной торговли по всей стране. В свете экономического кризиса и ослабления рубля по отношению к доллару, а также снижения темпов роста средних доходов, некоторые ритейлеры могут столкнуться с серьезными проблемами сохранения своего бизнеса и станут более привлекательными для поглощения. Многие розничные сети уже не могут расти такими же темпами, как ранее, а некоторые из них заморозили все капиталоемкие проекты. В ближайшие годы с проблемами, вероятнее всего, столкнутся некоторые средние национальные сети (например, Mosmart) и небольшие местные игроки, взявшие значительные кредиты для развития. В то же время, ожидается, что крупнейшие игроки выдержат кризис, благодаря поддержке правительства (обеспечивающего доступ к кредитам, направленным на финансирование стратегических проектов и поглощений в России) или сотрудничеству с зарубежными операторами.
Вероятнее всего, действующие игроки будут увеличивать количество магазинов или новые иностранные игроки выйдут на рынок России путем приобретения некоторых средних национальных или региональных сетей. Глобальные гиганты розничной торговли, такие как Wal-Mart и Carrefour, уже создали свои офисы в России и, вероятно, заинтересованы в получении контроля над некоторыми российскими ритейлерами (например, Лентой или Седьмым Континентом). В то же время, российские ритейлеры могут воспользоваться возможностью, чтобы расширить свою сеть путем приобретения местных операторов, которые присутствуют в большом количестве в отдаленных регионах России.
Источник: Пресс-служба PMR