9 апреля 2009 г.

Вторая волна исследования «Социо-Интернет-Мониторинг», проведенного Фондом Общественное Мнение в марте 2009 г., показала, что  число домашних пользователей Интернета растет и Всемирная паутина становится всё более значимым источником информации и средством общения.

Суточная интернет-аудитория среди горожан в возрасте от 12 лет и старше составляет 23%, недельная – 35%, месячная – 40%, полугодовая – 44%. Опроса проводился среди  городского населения РФ от 12 лет и старше, объем выборки составил 4 тыс. респондентов.

Сопоставление результатов весеннего исследования с исследованием, проведенным осенью 2008 г., показывает, что в сфере пользования домашним Интернетом в городах произошли некоторые сдвиги. Во-первых, с 23% до 19% понизилось число интернет-пользователей, не пользующихся Сетью дома. Во-вторых, налицо небольшое повышение числа пользователей, имеющих дома широкополосный канал (с 51% до 56%). На такое изменение структуры повлияло не только подключение к Интернету новых домов, но также и изменение способа доступа теми, у кого ранее был «узкий» канал.

Вполне ожидаемо, что самыми популярными интернет-сервисами, к которым большинству городских интернет-пользователей приходилось обращаться хотя бы раз в течение последнего месяца, оказываются новостные (63%), поисковые (48%), а также медиасервисы (47% – скачивание/ прослушивание аудио, 42% – скачивание/просмотр видео).

Финансовые сервисы гораздо менее популярны, однако они обладают большим потенциалом для развития. Например, только 16% пользователей покупали или заказывали товары/услуги в интернет-магазинах; 18% никогда этого не делали, но хотели бы воспользоваться таким сервисом.

Интернет становится значимой коммуникационной площадкой – примерно четыре пятых (79%) городских интернет-пользователей общаются в Сети. Самыми популярными средствами сетевого общения являются электронная почта и сайты социальных сетей: за последний месяц к ним обращались 53% и 43% интернет-пользователей соответственно. При этом более половины (53%) полугодовой интернет-аудитории зарегистрированы на сайтах социальных сетей.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что среди интернет-пользователей активно развивается потребность в нестационарном интернете. Более трети интернет-пользователей (36%) заявили, что у них возникала необходимость выйти в Сеть вне стационарной точки доступа. При этом большинство удовлетворяют эту потребность с помощью мобильного телефона или КПК (62% тех, у кого возникает необходимость в нестационарном интернете, или 22% от всех интернет-пользователей).

Об активном развитии рынка мобильного интернета свидетельствуют недавно опубликованные данные AC&M-Consulting. Они показывают, что российский рынок дополнительных услуг сотовой связи (VAS) в 2008 г. растет прежде всего за счет мобильного интернета и услуг RBT (Ring Back Tone – «мелодия вместо гудка»). Общая выручка всех операторов от передачи данных составила 919,7 млн. долл.

Для тех, кто пользуется всемирной Сетью, она оказывается одним из самых значимых источников информации, становясь в один ряд с телевидением. Особенно наглядно это видно на примере суточной интернет-аудитории. Почти четыре пятых (79%) опрошенных в этой группе указывают Интернет в числе наиболее часто используемых источников информации, тогда как телевизор выбирают 76%. В целом среди городского населения Интернет пока занимает четвертое место в рейтинге источников информации (28%), пропуская вперед телевидение (87%), печатную прессу (40%), а так же информацию, получаемую от родственников и друзей (29%).

Результаты опроса свидетельствуют также о том, что среди интернет-пользователей людей, лояльно относящихся к рекламе, больше, чем среди непользователей. Так, почти треть (31%) считают, что «реклама – это удобный способ получить информацию о товаре и его качестве», – это выше, чем среди тех, кто не пользуется Интернетом, на 14 п.п. Еще 8% интернет-пользователей согласны с мнением, что «реклама формирует потребности, привлекает внимание к новым товарам и идеям».

Весьма показательно, что при выборе товаров и услуг интернет-пользователи проявляют большую, чем непользователи, открытость к внешним мнениям и чаще основываются не на собственном опыте (57% среди интернет-пользователей и 67% среди потенциальных интернет-пользователей), а на мнениях экспертов (23% против 10%), советах родственников, друзей (53% против 49%).

Практически все интернет-пользователи (93%) говорят о том, что им встречалась реклама в Сети, однако только 41% указали, что не только встречали рекламу в Интернете, но и переходили по рекламным ссылкам. На проблему восприятия интернет-рекламы проливают свет результаты онлайн-дискуссий с активными интернет-пользователями.

Обобщенный итог этих обсуждений показывает, что на положительную реакцию, переход по ссылке может рассчитывать рекламное сообщение со следующими характеристиками: уместность, схожесть рекламной тематики и общего содержания сайта; контекстность (реклама должна отвечать действительному интересу пользователя); необычный подход, качественное выполнение (прежде всего для баннеров); удачное расположение – бросается в глаза, но не навязывается.

Только около 8% потенциальных пользователей Интернета, проживающих в городах, планируют начать им пользоваться в течение года. Самим главным препятствием оказываются финансовые проблемы. На дороговизну, отсутствие денег, материальные трудности ссылаются 41% опрошенных, заявивших, что у них нет возможности пользоваться Интернетом. Основной причиной нежелания пользоваться Сетью оказывается отсутствие такой необходимости, интереса, восприятие Сети как чего-то, без чего вполне можно обойтись (52% среди тех, у кого нет желания пользоваться Интернетом).

Источник: Пресс-служба ФОМ