15 мая 2009 г.

Европейская Комиссия (ЕК) наложила штраф в размере 1 060 000 000 евро на Intel Corporation за нарушение антимонопольных правил Евросоюза, которое выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке (статья 82) с применением незаконной антиконкурентной практики с целью устранить конкурентов с рынка компьютерных процессоров (ЦП) с архитектурой x86. Комиссия выдала предписание Intel немедленно прекратить эту незаконную практику в той степени, в какой она еще продолжается.

На протяжении периода с октября 2002 г. по декабрь 2007 г. Intel имела доминирующее положение на мировом рынке x86-процессоров (по крайней мере, 70% доли рынка). Комиссия выявила также, что Intel замешана в двух конкретных формах незаконной практики.

Во-первых, Intel предоставляла полностью или частично скрытые рибейты изготовителям компьютеров при условии, что они закупят все или почти все свои x86-процессоры у Intel.

Intel осуществляла также прямые платежи крупному ритейлеру на условии, что он будет закупать только компьютеры с x86-процессорами Intel. Такие рибейты и платежи по сути исключили для заказчиков - и, в конечном счете, потребителей - выбор альтернативных продуктов.

Во-вторых, Intel осуществляла прямые платежи изготовителям компьютеров, чтобы остановить или отложить запуск конкретных продуктов, содержащих x86-процессоры конкурентов, и ограничить каналы продаж, доступные для этих продуктов.

Комиссия выявила, что эта практика составила злоупотребление доминирующим положением Intel на рынке x86-процессоров, что нанесло вред потребителям по всей Европейской экономической зоне (EEA). Подрывая способность конкурентов соперничать на основе достоинств их продуктов, действия Intel подрывали конкуренцию и инновацию.

Комиссия будет тщательно контролировать соблюдение этого решения корпорацией Intel. В настоящее время оборот мирового рынка x86-процессоров составляет приблизительно 22 млрд. евро (30 млрд. долл. США) за год, причем на долю Европы приходится приблизительно 30%.

Комиссар по вопросам конкуренции Нили Крёз (Neelie Kroes) указывает: «Intel нанесла вред миллионам европейских потребителей, намеренно действуя, чтобы устранить конкурентов с рынка компьютерных процессоров, в течение многих лет. Столь серьезное и продолжительное нарушение антимонопольных правил ЕС не может быть терпимо».

Изготовители компьютеров, фигурирующие в решении Комиссии как пострадавшие от действий Intel: Acer, Dell, HP, Lenovo и NEC. Упомянутый ритейлер это Media Saturn Holding, владелец розничной сети Media Market.

Условные рибейты и платежи

Intel предоставляла рибейты крупным изготовителям компьютеров при условии, что они закупят все или почти все свои комплектующие, по крайней мере в определенных оговоренных сегментах, у Intel:

* Intel предоставляла рибейты изготовителю компьютеров A с декабря 2002 г. по декабрь 2005 г. на условиях, что этот изготовитель будет закупать исключительно процессоры Intel;

* Intel предоставляла рибейты изготовителю компьютеров B с ноября 2002 г. по май 2005 г. на условиях, что этот изготовитель будет закупать не менее 95% процессоров, требуемых для его настольных ПК бизнес-класса, у Intel (оставшиеся 5%, которые этот изготовитель B мог закупать у конкурирующего изготовителя процессоров, AMD, подпадали затем дальнейшим ограничительным условиям, оговоренным ниже);

* Intel предоставляла рибейты изготовителю компьютеров C с октября 2002 г. по ноябрь 2005 г. на условиях, что этот изготовитель будет закупать не менее 80% процессоров, требуемых для его настольных ПК и ноутбуков, у Intel;

* Intel предоставляла рибейты изготовителю компьютеров D в 2007 г. на условиях, что этот изготовитель будет закупать процессоры, требуемые для его ноутбуков, исключительно у Intel.

Далее, Intel осуществляла платежи крупному ритейлеру Media Saturn Holding с октября 2002 г. по декабрь 2007 г. на условиях, что он будет продавать исключительно ПК на процессорах Intel во всех странах, где работает Media Saturn Holding.

Определенные рибейты могут вести к более низким ценам для потребителей. Однако, когда компания занимает доминирующее положение на рынке, то рибейты, предоставляемые на условиях закупки меньшего количества продуктов конкурента или при условии не закупать их вообще, являются злоупотреблением в соответствии с установившейся нормой прецедентного права судов Евросоюза, если только такая доминирующая компания не сможет выдвинуть конкретные причины, оправдывающие применение таких рибейтов в данном конкретном случае.

В своем решении Комиссия не имеет возражений против рибейтов как таковых, но имеет возражения лишь против условий, на которых Intel предоставляла эти рибейты. Поскольку изготовители компьютеров зависимы от Intel в значительной части своих закупок x86-процессоров, лишь ограниченная часть потребностей изготовителя ПК в x86-процессорах открыта для конкурентов в любой данный момент.

Intel структурировала свою политику ценообразования, чтобы достичь того, что изготовитель компьютеров, который решил закупить процессоры AMD в той части своих потребностей, которая открыта для конкурентов, впоследствии потеряет свой рибейт (или значительную его часть), который Intel предоставила для значительно большей части его потребности, по которой этот изготовитель не имел иного выбора, кроме как закупать у Intel.

Следовательно, изготовителю компьютеров пришлось бы платить Intel более высокую цену за каждое купленное изделие, по которому этот изготовитель не имел иной альтернативы, кроме как закупать у Intel. Иными словами, если изготовитель компьютеров не закупил бы практически все требуемые ему x86-процессоры у Intel, то он отказался бы от возможности получения значительного рибейта на любую из своих закупок у Intel очень большого объема.
Более того, чтобы суметь конкурировать с рибейтами Intel, в той части закупок изготовителя компьютеров, которая открыта для всех, конкуренту, даже столь же эффективному, как Intel, пришлось бы предложить цену на свои процессоры ниже, чем себестоимость их производства, даже если средняя цена его процессоров была ниже, чем у Intel.

К примеру, конкурирующий изготовитель процессоров, AMD, предложил бесплатно один миллион процессоров одному конкретному изготовителю компьютеров. Если бы изготовитель компьютеров принял это предложение, то он потерял бы рибейт Intel на закупку остальных многих миллионов процессоров и потерял бы в деньгах в целом, просто приняв это весьма заманчивое предложение. В конечном счете, этот изготовитель компьютеров взял только 160 тыс. процессоров AMD бесплатно.

Как результат рибейтов Intel, способность альтернативных изготовителей конкурировать и осуществлять инновацию была подавлена, и это вело к сужению выбора для потребителей.
Рибейты, подобные тем, что применяет Intel, рассматриваются во многих юрисдикциях как антиконкурентные и противозаконные, поскольку в результате на практике они лишают потребителей возможности выбора продуктов.

Платежи с целью не допустить продажи конкретных продуктов конкурента

Также Intel непосредственно вмешивалась в отношения между изготовителями компьютеров и AMD. Intel осуществляла платежи изготовителям компьютеров - не связанные ни с какими конкретными закупками у Intel - на условиях, что эти изготовители ПК отложат или отменят запуск конкретных продуктов на процессорах AMD и/или введут ограничения на дистрибуцию конкретных продуктов на процессорах AMD. Комиссия выявила, что эти платежи имели потенциальным результатом то, что продукты, на которые был потребительский спрос, не могли попасть на рынок. Комиссия выявила следующие конкретные факты:

* В рамках 5% бизнеса изготовителя компьютеров B, который не подпадал оговоренным выше условным рибейтам, Intel осуществляла дополнительные платежи этому изготовителю B на условиях, чтобы этот изготовитель:

* продавал настольные ПК бизнес-класса на процессорах AMD только мелким и средним компаниям;

* продавал настольные бизнес-ПК на процессорах AMD только через каналы прямой дистрибуции (т. е. не через дистрибьюторов); и

* отложил запуск своего первого ПК бизнес-класса на процессоре AMD в Европе на 6 месяцев.

* Intel осуществляла платежи изготовителю компьютеров E на условиях, что этот изготовитель отложит запуск ноутбука на процессоре AMD с сентября 2003 г. на январь 2004 г.

* Еще до условного рибейта изготовителю компьютеров D, оговоренного выше, Intel осуществляла платежи этому изготовителю на условиях, что он отложит запуск ноутбуков на процессорах AMD с сентября 2006 г. на конец 2006 г.

Комиссия получила доказательство существования множества условий, признанных незаконными в антимонопольном решении, хотя они и не выражены в явном виде в договорах Intel. Такое доказательство основано на широком ряде одновременных свидетельств, таких как сообщения по электронной почте, полученные, помимо прочего, в результате внезапных проверок на местах, в ответах на официальные запросы информации и в ряде официальных заявлений, сделанных в адрес Комиссии другими затронутыми компаниями. Кроме того, есть свидетельства, что Intel стремилась скрыть условия, связанные с этими платежами.
Процессоры с архитектурой x86 являются главным аппаратным компонентом компьютера. Решение содержит широкий ряд одновременных свидетельств, которые показывают, что AMD, по сути единственный конкурент Intel на рынке, рассматривалась в отрасли, в т. ч. изготовителями компьютеров и самой Intel, как усовершенствовавшая свою линейку продуктов, жизнеспособный конкурент и растущая конкурентная угроза. Комиссия пришла к выводу, что практика Intel не являет собой конкуренцию, основанную на достоинствах соответственных продуктов Intel и AMD, а, скорее, была частью стратегии, имеющей целью использовать существующее прочное положение Intel на рынке.

Мировой оборот Intel в 2007 г. составил 27 972 млн. евро (38 834 млн. долл. США). Штраф в данном случае учитывает продолжительность и серьезность нарушения. В соответствии с "Положением о штрафах" от 2006 года (Guidelines on Fines) (см. документы IP/06/857 и MEMO/06/256) размер штрафа был вычислен на основе объема продаж x86-процессоров Intel в Европейской экономической зоне (EEA). Продолжительность нарушения, установленная в решении Комиссии, составляет пять лет и три месяца.

Расследование Комиссии было предпринято после жалоб AMD в 2000, 2003 и 2006 гг. (последняя была направлена в антимонопольный орган Германии и впоследствии изучена Комиссией). Решение Комиссии следует за Заявлением о возражениях (Statement of Objections), направленным в июле 2007 г. (см. MEMO/07/314), Дополнительным заявлением о возражениях (Supplementary Statement of Objections), направленным в июле 2008 г. (см. MEMO/08/517), и письмом, направленным в адрес Intel в декабре 2008 г., излагающим дополнительные фактические данные, касающиеся окончательного решения. Права Intel на защиту были полностью соблюдены при рассмотрении данного дела.

Источник: www.europa.eu