18 декабря 2009 г.

Увеличить
Игорь Снытко, Toshiba
Увеличить
Артур Вей, Lenovo
При подведении итогов III квартала 2009 г. ПК IDC отметила, что при общем сокращении количества поставленных на российский рынок компьютеров на 31,9% по сравнению с аналогичным кварталом 2008 г. сегмент ноутбуков пострадал меньше остальных – его объем сократился на 29,3%.

Зарина Камытбаева, ведущий аналитик IDC по рынку ПК считает, что поставки ноутбуков превзошли все ожидания. Она объясняет это тем, что «дефицит товара, образовавшийся в начале квартала из-за сдержанных поставок в течение первого полугодия, вылился в увеличение поставок во второй половине квартала, а также в размещении большого количества заказов на четвертый квартал – в расчете на высокие объемы предновогодних продаж».

В то же время IDC отметила, что в пятерке лидеров ноутбучного сегмента произошли определенные перестановки – если Acer, ASUS, HP, Samsung по-прежнему занимали в III квартале года ведущие позиции, то Toshiba, еще во II квартале располагавшаяся на третьем месте в рейтинге, покинула список TOP5. Зато в «пятерку» вошла Lenovo, которая, по расчетам IDC, смогла увеличить в III квартале поставки ноутбуков в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и занять пятое место.

Как зафиксировали аналитики IDC, в III квартале продолжал расти объем поставок в Россию нетбуков, доля которых в этом квартале составила 22,7% от всех поставленных на рынок ноутбуков, превысив прошлогодние показатели на 3,1%. «Toshiba во время кризиса заняла несколько консервативную позицию, выжидающую, - утверждает Зарина Камытбаева. – Она больше сконцентрировалась на маржинальных продуктах, т.е. на поставках high-end ноутбуков, в то время как Lenovo «заместила» Toshiba в среднем ценовом сегменте, а также активно занималась продвижением нетбуков».

«Прежде всего, хотел бы упомянуть, что в течение почти трех лет со II квартала 2006 г. мы стабильно занимали место в тройке лидеров на российском рынке ноутбуков, лишь в единичных кварталах уходя на IV-е место, наша доля колебалась от 9% до 14%, - сказал Игорь Снытко, Генеральный менеджер региона СНГ и Балтия, компьютерные системы Toshiba. - Но 2009 г. прошел непросто – первую его половину усилия были направлены на то, чтобы освободить склады дистрибьюторов от больших запасов наших продуктов, созданных в конце 2008 г., что в свою очередь привело к очень значительным  расходам. К лету мы смогли заметно снизить складские остатки, консервативно относясь к новым поставкам».

Он заявил, что во второй половине 2009 г. конкуренты Toshiba и канал были настроены очень оптимистично, у всех было желание много продать и за 2-3 месяца вернуть все то, что было потеряно за первую половину года. «Принимая во внимание это, а также отсутствие оснований для полноценного восстановления потребительского спроса, было решено, что в III и IV кварталах 2009 г. не будем бороться за места в рейтинге, а поставим то количество ноутбуков, которое позволит обеспечить их наличие у ключевых партнеров. Вновь нести убытки крайне нежелательно».

Вдобавок он отметил, что в середине года возникли определенные проблемы у поставщиков компонентов, что привело к задержке поставок товара в срок на фоне растущего спроса в мире и растущих ожиданий у конкурентов и канала в России. «Задержки в поставках продолжались и в IV  квартале - товар, который заказывался на сентябрь-октябрь, пришел в Россию в конце ноября - в декабре».

Игорь Снытко объяснил это тем, что не оправдались ожидания канала на подъем спроса в конце 2009 г.: «В экономике России не произошло системных подвижек, которые могли бы кардинально повлиять на спрос со стороны потребителей. Потребительские кредиты остались относительно недоступны, и доля покупок ноутбуков с использованием потребительского кредитования несравнима с 2008 г., когда это был один из основных «двигателей» на потребительском рынке. Корпоративные клиенты пересмотрели свои бюджеты, переориентировались на более длительные сроки эксплуатации компьютеров».

Он отметил, что, согласно отчетам IDC и GfK, значительная часть роста в сегменте мобильных ПК обеспечивается за счет розничных продаж нетбуков. Но, по словам Игоря Снытко, Toshiba в России не стремится активно продвигать нетбуки, так как этот сегмент рынка характеризуется жесткой конкуренцией и нестабильностью: «Мы фокусируем свой бизнес на продаже классических полноценных ноутбуков, которые традиционно ценятся потребителями, в которых мы реализуем современные технологии. Такова наша стратегия, и мы придерживались ее в III-IV кварталах 2009 г.».

При этом он сказал, что Toshiba поставила в эти два квартала такое количество ноутбуков, которое позволило ей войти в 2010 г. с минимальными складскими остатками у дистрибьюторов, создав тем самым хорошие стартовые позиции для возврата на прежние позиции в рейтинге и достижения доли на рынке на уровне 10%. В I квартале 2010 г. компания начинает поставки новых моделей ноутбуков на базе платформы Intel с процессорами Core i3, i5 и i7 и новую маркетинговую кампанию.

В то же время Артур Вей, вице-президент Lenovo Group и генеральный директор по развитию бизнеса Lenovo в России и СНГ, объяснил, благодаря чему стали возможными успешные продажи продуктов его компании в России: «Во-первых, мы были единственным производителем ноутбуков на российском рынке, который в конце 2008 г. – начале 2009 г. поддержал своих канальных партнеров. В то время они испытывали проблемы с ликвидностью, и Lenovo выделила инвестиции для кредитования партнеров, что позволило сохранить наш общий бизнес в России и укрепить взаимоотношения с каналом. Во-вторых, в 2009 г. мы регулярно, не реже раза в квартал встречаемся с ведущими партнерами, анализируем ситуацию на местном рынке, выбираем вместе с ними оптимальную тактику и планируем свои действия. Это позволило нам уверенно наращивать продажи продуктов Lenovo в течение первых трех кварталов 2009 г.».

Еще одним фактором, повлиявшим на успешность продаж продуктов Lenovo, стало наличие в них встроенных адаптеров WiMAX. Как сказал Артур Вей, Lenovo заключила соглашение с Yota, российским поставщиком доступа в Интернет, которая активно рекламировала свои услуги беспроводного доступа в Сеть: «Как подтверждают наши партнеры – розничные продавцы, возможность выхода в Интернет с использованием WiMAX для покупателей стала одним из важных аргументов в пользу выбора наших нетбуков и ноутбуков».

Источник: Владимир Смирнов, CRN/RE