30 января 2012 г.

Большую часть прошлого года Salesforce.com, Google и множество других вендоров стремились внедрить в сознание участников  рынка два главных слова: неизбежность соцсетей.

Будь то встраивание сервисов Facebook в бизнес-приложения, стыковка Twitter с другим ПО или постоянное обновление того, что создается на внутреннем корпоративном фронте - тема соцсетей звучит всё громче.

Salesforce.com - главный провозвестник этой революции соцсетей. На конференциях Dreamforce 2011 и Cloudforce в Нью-Йорке главный управляющий и председатель правления Марк Беньофф выступал в роли проповедника, повторив многократно: «Выходите в социальные сети - или уйдите на покой». В подтверждение своих слов он перечислил громкие имена - Burberry, Toyota, Coca-Cola - компаний, которые теперь возвещают о себе в социальных сетях и наблюдают значительный рост бизнеса благодаря этому.

Это видение организаций, активно работающих в соцсетях, т. е. слияния функциональности соцсетей, мобильных технологий и открытого облака, которое проповедует Беньофф, распространяется всё шире. Но не только Беньофф и Salesforce.com подогревают этот бум соцсетей. Другие крупные компании тоже берут функции, бывшие когда-то прерогативой Facebook, и встраивают их в свои корпоративные решения.

Google также вступил в эту игру, совсем недавно предложив пользователям Google Apps доступ к своей платформе соцсети Google+, дав возможность ее использования в бизнесе. Пользователи Google Apps могут теперь поместить друзей, коллег и других знакомых в группы (которые названы «circles») исходя из характера отношений или других критериев, и затем общаться и взаимодействовать с определенными группами, запускать видеоконференции и обмен контентом через функцию Hangout в Extras и совместно работать в Google Docs.

И в центре всего этого стоит канал. Если облачные услуги сделали поставщиков решений «проводниками», то «соцсетевая революция», как называет ее Беньофф, требует настоящего хореографа.

По мнению многих, эта революция уже происходит. Но для поставщиков решений всё только начинается. «Это задело живой нерв в компаниях - то, что они видели, но не могли артикулировать», - говорит Нариндер Сингх, соучредитель и директор по стратегии поставщика облачных решений Appirio, который только что запустил набор инструментов для соцсетей, помогающий стереть границы между разными платформами и добавить новую функциональность в соцсетевую инфраструктуру заказчиков.

Эта концепция «соцсетевой организации» (social enterprise), говорит Сингх, вызывает интерес у заказчиков - больше, чем облачные услуги. С услугами облака, говорит Сингх, всегда возникает множество «если», а с функциями соцсетей - это сразу «когда?» и «как?». И это открыло двери для Appirio, чтобы придти и спросить: «Хотите, мы выведем вас в социальные сети?»

«Соцсетевая организация»: первые шаги новой концепции

Возможности уже есть, говорит Сингх, но сама идея соцсетевой организации «еще слишком нова». В то же время, многие заказчики, хотя прямо не просят об этом, проявляют большой интерес, когда им показывают применения, о которых они не думали.

На сегодня, говорит Сингх, примерно 80-90% клиентов Appirio используют Salesforce.com и Salesforce Chatter, ее специальный сервис делового общения. Меньшее количество используют смежные продукты, которые задействуют функциональность соцсетей. Но есть и такие, кто готов совершить переход к Chatter, и уже идет обсуждение.

«Через 3-4 года такие вещи, как Chatter, станут обычными, как электронная почта - вам ведь не нужно убеждать кого-то внедрить электронную почту, это аксиома по умолчанию», - говорит Сингх. Но вся эта соцсетевая революция потребует, конечно, больше времени, говорит он. Полный переход может занять около семи лет, пока оформятся явные лидеры, считает Сингх.

Среди заказчиков Appirio, говорит он, примерно две трети реально хотят внедрить средства коллективной работы и изучают, как можно делать это эффективнее и с лучшим результатом, а примерно одна треть стремятся «форсировать продажи», используя для этого всю силу соцсетей.

«С точки зрения реального рынка еще слишком рано для идеи соцсетевой организации, - говорит Сингх. - Но это уже весьма частый разговор с нашими заказчиками. Компании спрашивают: как мы можем использовать эти вещи внутри организации? Это неизведанная область, где люди хотят ясности. Во всяком случае, они уже знают, что это не научная фантастика».

Еще одна возможность, которую создает революция соцсетей для VAR`ов, это попробовать себя на рынке решений для B2C (взаимодействия организаций с потребителями). Большинство VAR`ов обычно имеют дело только с взаимодействием между компаниями (B2B), но организация нового типа, которая выходит к заказчикам и потребителям через порталы соцсетей, создает канал B2C-общения, с которым пока не знакомы большинство VAR`ов.

«Это дает нам выход в еще один сегмент рынка, - сказал Сингх. - Это возможность совершить значительный шаг вперед».

Коринн Скляр, вице-президент по маркетингу компании Bluewolf, поставщика решений, говорит, что выход организаций в сферу соцсетей проистекает из необходимости наращивать каналы коллективной работы в компаниях. «Каждый хочет развивать средства коллективной работы. Они хотят понять, как это сделать, - сказала она. - Нас об этом спрашивают. Речь идет о расширении тесного взаимодействия среди персонала».

Разговор с заказчиками, говорит Скляр, начинается с вопросов о средствах взаимодействия внутри компании, что ведет к вопросу внешнего взаимодействия. И после всех этих вопросов, говорит она, Bluewolf наблюдает скачок заявок на предварительную оценку, чтобы определить готовность заказчика к расширению каналов коллективной работы и использования соцсетей.

Многие из давних клиентов Bluewolf, работающие с сервисами Salesforce, идут впереди рынка в использовании соцсетей; новые заказчики всё еще делают прикидки.

«Среди давних заказчиков более 70% уже подключились к [технологиям] соцсетей», - сказала она, добавив, что эта новая концепция перешла из стадии разговоров в реальную плоскость примерно год назад.

VAR`ы и заказчики проявляют интерес к соцсетям
И всё же, как показывают недавние опросы Bluewolf, многие компании понимают необходимость выхода в социальные сети, но сначала хотят снять остающиеся опасения, прежде чем совершить свой переход.

Исследование, проведенное Bluewolf в начале прошлого года, показывает, что компании начинают всерьез задумываться о выходе в облако, создавая возможности для поставщиков решений, чтобы взять на себя активную роль в этом переходе. Согласно результатам исследования, 61% респондентов считают выход в социальные сети важным приоритетом для своей компании, 36% решили пока подождать, и 3% не имеют таких планов. В то же время, 60% респондентов считают, что каждой компании нужно переходить на рельсы соцсетей, 34% - что это следует делать многим компаниям, но не всем, а 6% - что это малосущественно для бизнеса.

Также, 56% опрошенных ответили, что разрешают своим служащим пользоваться внешними соцсетями во время работы, 48% отслеживают касающийся компании обмен ссылками и упоминания в Web и социальных сетях, 40% обеспечивают поддержку функциональности соцсетей, а 7% не делают ничего из перечисленного. Далее, 65% изучают потенциал соцсетей для взаимодействия с партнерами и другими заинтересованными сторонами, 48% хотят отслеживать касающиеся компании дискуссии в Web и соцсетях, и 42% хотят создать частную внутреннюю социальную сеть для своих сотрудников.

Но есть и факторы торможения. Исследование показало, что вопросы администрирования соцсетей и владения контентом вызывают опасения у 58% респондентов, 54% ждут наличия четкой метрики и доказанной ценности, а 27% опасаются снижения продуктивности. И всё же, 52% в высшей степени уверены в необходимости инвестирования в социальные сети и видят положительные результаты, 35% уверены в этом до некоторой степени, а 9% не имеют такой уверенности.

Ключ к успеху перехода на рельсы соцсетей - это люди, говорит Скляр. «Нужно помочь людям научиться работать в тесном взаимодействии» - говорит она.

Salesforce.com, в свою очередь, подталкивает партнеров смело выйти на рынок «социализации» заказчиков. Делая ставку на ISV (независимых поставщиков ПО), вендор вводит программы и создает возможности, чтобы дать хороший старт этому бизнесу.

«Наши ISV уже работали в духе концепции "соцсетевой организации" раньше, чем она существовала», - говорит Рон Хаддлстон, старший вице-президент Salesforce.com по глобальным альянсам с ISV.

На этом направлении есть различные возможности для партнеров, сказал он. Дистрибьюторы могут предложить рынку готовые пакеты «социализации» компаний, новая категория SaaS-агрегаторов (Saaggregators) может поставлять их заказчикам, более традиционные VAR`ы могут сотрудничать с ISV, и системные интеграторы могут увязывать всё это воедино.

«Здесь возможность создать новые решения, - сказал Хаддлстон. - Организация, работающая в соцсетях, это будущее облачных вычислений».

Источник: Эндрю Р. Хики, CRN/США