17 октября 2013 г.

Цифровая трансформация означает использование беспрецедентного сочетания новых технологий для создания дохода и новой ценности, и ИТ-директора должны возглавить эти преобразования в цифровом мире, указывает Gartner.

Цифровая трансформация перестраивает отрасли, бизнес-процессы и бизнес-модели. Аналитики Gartner представили свое видение будущего цифрового мира на конференции Gartner Symposium/ITxpo, которая состоялась  на прошлой неделе в Орландо. В цифровом будущем Интернет вещей (Internet of Things) станет столь же действенной силой в Сети, как пользователи и системы, подключенные к ней сегодня.

«В цифровом будущем человек сможет обратиться к “вещи" - например, вызвать такси с автоматическим управлением - столь же просто, как сама “вещь”, например здание, может вызвать персонал по уборке мусора, потому что “знает", что из-за возросшей посещаемости мусорные контейнеры следует освободить раньше», - пояснил Хун Лэ Хон (Hung LeHong), вице-президент исследования Gartner.

Новое лицо отраслей

«Интернет всего» (Internet of Everything) вызовет перестройку отраслей на трех уровнях: бизнес-процессов, бизнес-моделей и бизнес-моментов. «Цифровая технология делает лучше наши товары, совершенствует услуги, процессы и наше взаимодействие с заказчиками и подразделениями, словом  всю работу внутри организации и у партнеров, - сказал Лэ Хон. - Мы делаем то же, что и обычно, но цифровая технология позволяет нам делать это лучше или создавать лучшие продукты».

По мере того как организации переводят на цифровые рельсы свои продукты и процессы, возникают совершенно новые подходы к ведению бизнеса в различных отраслях. Gartner ожидает дальнейших перемен по мере того, как цифровая технология меняет отрасли на втором уровне - уровне бизнес-модели.

Лэ Хон назвал Square, Bitcoin и Kickstarter как примеры компаний, которые, используя цифровые технологии, смогли переосмыслить привычные схемы работы финансовых организаций и фирм венчурного капитала. Он назвал также Nike, идущую на переднем крае отрасли здравоохранения со своей спортивной одеждой и тренажерами, подключенными к Интернету.

Третий уровень цифровой трансформации формируется тем, что приходится иметь дело  с беспрецедентной скоростью и подвижностью бизнеса. Gartner называет это «бизнес-моментами» (business moments). Это кратковременные возможности, используемые динамически.

Лэ Хон привел пример крупных гостиничных сетей «Старвуд», «Хилтон» и «Хайатт», которым пришлось конкурировать с первой волной цифровых бизнес-моделей эпохи И-коммерции - онлайн-игроками, подобными Hotels.com. Новая цифровая бизнес-модель, созданная компаниями типа AirBnB, заставляет эти крупные сети отелей конкурировать с растущим предложением - не только номеров в других отелях, но и частных апартаментов в собственных домах их же клиентов. «Бизнес-момент может взяться ниоткуда, и всё же их становится всё больше», - сказал Лэ Хон.

Три новаторские технологии

Цифровая технология позволит организациям оптимизировать бизнес-процессы, создавать новые бизнес-модели, находить и использовать бизнес-моменты. Поэтому каждая организация станет  ИТ-организацией. Аналитики Gartner назвали три технологии, на которые следует обратить внимание ИТ-директорам. Это Интернет вещей, 3D-печать и автоматизированное принятие решений (automated judgment).

«Интернет вещей создает мир, где каждый объект, кроме простейших, является интеллектуальным и подключенным к Сети, - пояснил Ник Джонс, вице-президент и ведущий аналитик Gartner. - Эти умные объекты могут с помощью датчиков воспринимать внешнюю среду и свое состояние и сообщать о них. Некоторыми из них можно управлять, и все они будут создавать новую ценность для заказчиков».

Одни умные объекты могут быть совсем простыми - например, датчик, сообщающий, когда пора полить растения. На другом конце спектра такие  сложные системы, как автомобиль.

3D-печать переплетается с деловыми подходами цифрового мира и будет революционизировать самые различные области - от моделирования одежды, розничной торговли и риэлтерского бизнеса до военной промышленности, говорят аналитики Gartner.

«3D-печать позволяет оптимизировать бизнес-процессы, используя новые технологии производства. Она позволяет создавать гибкие бизнес-модели с выпуском малых партий изделий и использовать уникальные “бизнес-моменты” с разовым производством и товарами по индивидуальным заказам», - сказал Джонс.

Интернет вещей создаст десятки миллиардов новых объектов и датчиков, и все они будут генерировать данные в реальном времени. «Данные - это деньги», - провозглашает Gartner. «Это источник, из которого вы добываете новые бизнес-модели и бизнес-моменты. Это сырье, из которого вы создаете  новые товары и услуги. Это фактическая база, позволяющая вам визуализировать и оптимизировать бизнес-процессы, - сказал Джонс. - У вас не будет времени и возможности принимать все решения самим. Компьютеры способны принимать сложные решения на основе данных и знаний и могут сообщать эти решения на нашем, человеческом языке. Чтобы поспевать за темпом цифрового мира, вам придется позволить им делать это».

ИТ-директор - лидер трансформации

ИТ-директорам следует быть впереди в цифровом мире на двух уровнях, говорит Gartner.
«Продолжайте применять надежные, критически важные системы, используя традиционные подходы и методики, но не пытайтесь протолкнуть эксперименты, цифровые инновации, бизнес-моменты через этот подход, - говорит Дейв Эрон, вице-президент и почетный сотрудник (Fellow) Gartner. - Для этого используйте гибкие, быстрые, но всё же безопасные методы, чтобы использовать новые возможности».

Он подчеркнул, что речь идет не только о гибкой методологии разработки, но и о партнерстве с мелкими, новаторскими организациями, использовании «коллективного разума» (crowdsourcing), «облегченной» метрики и упрощенных методов управления и руководства.

Нарождается новая должность - директор по цифровой трансформации (Chief Digital Officer). На сегодня их имеют менее одной десятой всех организаций, но Gartner ожидает значительного роста в будущем году. «Мы рассматриваем директора по цифровой трансформации как временную роль, которая не останется навечно, - сказал Эрон. - ИТ-директора, нацеленные на доход и стратегию, возьмут на себя важную руководящую функцию, а ИТ-директора бэк-офиса будут играть операционную роль, но меньше влиять на стратегию».

И самое главное: ИТ-директора должны играть  роль вестника цифрового мира (digital storyteller) в своей организации, указывает Gartner. В деловом мире главным всегда были финансовые результаты. Финансовый директор добивался, чтобы каждый руководитель в организации знал о его роли в создании общей ценности. «Поскольку вы, ИТ-директор,  становитесь провозвестником цифрового мира, вы должны не только иметь убедительный  план  движения вперед, но и обеспечить, чтобы каждый руководитель стал двигателем цифровой трансформации с ясным пониманием своего места  в этом преобразовании вашей организации», - сказал Эрон.

Источник: Пресс-служба компании Gartner