13 декабря 2013 г.

В конце октября 2013 года компания Entensys выпустила первое исследование практики использования Интернета в российских школах. Результаты были основаны на статистике около 190 миллионов посещений различных сайтов, среди которых есть как разрешенные, так и заблокированные запросы.

В новом исследовании используются обновленные данные, но при этом изучаются уже не доли тех или иных категорий ресурсов, а популярность конкретных сайтов в различных категориях, таких как поисковые системы, социальные сети, образовательные ресурсы и прочие.

Основные результаты
17,2% приходится на Яндекс, доля Google 16,5%    
6,72% посещений в школах приходится на портал dnevnik.ru    
25% всех запросов на игровые сайты относится к ресурсам Mail.ru
0,73% посещений приходится на сайт Wikipedia.org
9% всех запросов на сайты социальных сетей приходится на Facebook
Всего на 48% выше популярность сайтов Microsoft по сравнению с Apple

Общие выводы
Данное исследование в очередной раз позволяет считать, что использование интернета в школах лежит в рамках нормального использования сети. Интернет используется для образования, для игр, для общения в социальных сетях. Доля посещений опасных ресурсов остается довольно низкой. Так, например, количество запросов на посещение известного ресурса kavkaz.org составило 3 из более чем 200 миллионов запросов. Вполне вероятно, что это были запросы контролирующих органов.

Доля запросов на посещение порно-сайтов составила доли процентов, в частности доля самого популярного ресурса из данной категории (не будем приводить его адрес) составила 0,006% от всех посещений.

Стоит напомнить, что исследование проводилось в рамках использования технологии Entensys URL-Filtering. Таким образом, текущая практика использования интернета связана с использованием технологий компании Entensys.

Поисковые сервисы

Подавляющая часть поисковых запросов примерно в равной степени делалась через Яндекс (17,2%) и Google (16,5%). Доли Bing и Yahoo составили всего 0,39% и 0,27% соответственно.
Однако значительная часть посещений Яндекса связана не с поиском, а с использованием различных сервисов.

Самыми популярными являются следующие сервисы Яндекс:
- mail.yandex.ru
- news.yandex.ru
- music.yandex.ru
- passport.yandex.ru
- maps.yandex.ru
- blogs.yandex.ru
- slovari.yandex.ru
- pogoda.yandex.ru
- auto.yandex.ru
- afisha.yandex.ru
- narod.yandex.ru
- rabota.yandex.ru
- help.yandex.ru
- static-maps.yandex.ru
- direct.yandex.ru
- tune.yandex.ru
- translate.yandex.ru
- money.yandex.ru
- people.yandex.ru
- soft.yandex.ru
- realty.yandex.ru
- probki.yandex.ru
- uslugi.yandex.ru

Онлайн-карты

Карты maps.yandex.ru с показателем 0,38% почти вдвое опередили maps.google.ru (0,20%).

Новостные сайты

Самыми популярными новостными сайтами являются news.yandex.ru, news.google.ru, news.rambler.ru. Было также выявлено, что школьники активно интересуются обычными «взрослыми» новостными сайтами, такими как «Российская газета», «Лента», «Вести», «Коммерсант», РБК, «РИА-Новости». Получается, что школьники узнают новости на тех же порталах, что и взрослые.

Игры, видео и развлекательные сайты

Самым популярным ресурсом для закачки потокового видео остается Youtube c долей 0,75% от всех запросов. Более чем в три раза уступает video.yandex.ru (0,21%). Весьма высокий показатель в 0,10% демонстрирует портал zona.ru. Российские аналоги Youtube, такие как Rutube и Smotri.com, не пользуются популярностью – их доля около 0,01%.

В категории «Игры» однозначное преимущество у соответствующих порталов Mail.ru – 0,62%, это составляет ровно четверть от всех посещений игровых порталов. При этом доля minigames.mail.ru в 4 раза превышает долю games.mail.ru. Доля Google (play.google.com) составила 0,14%. Также популярны игровые порталы gameloft.ru и kanobu.ru. На сайт производителей игры Angry Birds rovio.com приходится 0,05%, что больше, чем у каких-либо других производителей игр.

Социальные сети

Как отмечалось в предыдущем исследовании, доля запросов к сайтам социальных сетей и блогов составляет более 7%. Неудивительно, что самой популярной является социальная сеть «ВКонтакте» (3,27%), на втором месте со значительным отрывом идут «Одноклассники» (1,92%). Сеть «МойКруг» имеет весьма небольшую долю в 0,13%. Среди западных ресурсов лидирует Facebook (0,72%) и Twitter (0,33%).

Образовательные ресурсы

Самым популярным среди школьников образовательным ресурсом является dnevnik.ru – 6,72%. На втором месте находится портал edu.ru – 2,52%. Довольно высока популярность ресурсов kpmo.ru (0,09%) и pedsovet.org (0,06%). Доля запросов к Wikipedia составила всего 0,73%, при этом статьи на русском языке примерно в 10 раз популярнее статей на английском языке и в 20 раз – на немецком. Большим спросом у школьников пользуется портал spishy.ru (0,18%), где можно найти не только онлайн-уроки и различные полезные материалы, но и готовые домашние задания и рефераты.

Microsoft vs Apple

Несмотря на преимущественное использование операционных систем Windows, популярность сайта apple.com сравнима с microsoft.com – 2,95% против 4,38%.

Источник: Пресс-служба компании Entensys