25 апреля 2014 г.

Корпорация Microsoft объявила финансовые итоги очередного квартала (первого в нынешнем календарном году, третьего в финансовом календаре компании): продажи за три месяца составили 20,40 млрд. долл., что ненамного, но все же меньше аналогичного показателя годичной давности (20,49).

Кажется, такое снижение объемов бизнеса в годовом разрезе произошло впервые в истории компании в условиях достаточно благополучных экономических условий в целом. Во всяком случае, эта динамика явно ниже среднеотраслевой (аналитики говорят о росте ИТ-рынка), при том, что в былые годы Microsoft шла впереди всех «на несколько корпусов».

Общий вывод очевиден: компания за первые три месяца текущего года снизила долю своего присутствия на ИТ-рынке. Впрочем, возможно, речь сейчас идет лишь о временном провале: если посмотреть на результаты Microsoft за девять месяцев, то там картина достаточно позитивная: доходы составили 63,45 млрд. долл. против 57,95 млрд. долл. годом ранее (рост на 9,5%). Отметим также, что корпорация продолжает демонстрировать выдающиеся результаты рентабельности бизнеса: чистая прибыль за квартал составила 5,66 млрд. долл., что примерно на уровне показателей прошлых лет.

Понять причины спада бизнеса Microsoft по финансовому квартальному отчету (он носит предварительный характер, окончательный вариант выдается лишь по итогам финансового года) не так просто. Формально оба основных направления деятельности компании – продукты и услуги для потребительского (Devices and Consumer) и корпоративного (Commercial) сегментов  - показывают вполне позитивную динамику в годовом разрезе:  12 и 7% соответственно.

В «минус» показатели темпов роста вывела статья «Corporate and Other», смысл которой в отчете не раскрывается (год назад она дала доход в 1,6 млрд. долл., сейчас принесла убытки в размере 127 млн. долл.).

Комментируя итоги квартала, CEO Microsoft Сатья Наделла отметил прогресс в продвижении потребительских сервисов, таких как поисковик Bing и Office 365 Home, а также успехи облачных решений для корпоративного сегмента.

По данным корпорации, доходы от Bing выросли на 38% и на рынке поисковиков США его доля увеличилась до 18,6%. Продажи Windows OEM прибавили 4%, причем для версии Windows OEM Pro – 19% (т.е. это означает, что поставки OEM-версий Windows RT заметно снизились). У сервиса Office 365 Home (доступен с июля 2012 г.) сейчас насчитывается 4,4 млн. подписчиков, причем почти 1 млн. прибавился именно за прошедший квартал. За три месяца проданы 2 млн. консолей Xbox, в том числе 1,2 млн. варианта Xbox One. Объем поставок планшетов Surface в денежном выражении за год вырос на 50% до 500 млн. долл.

В коммерческом сегменте доходы от продаж Office 365 увеличились более чем на 100%, при этом рост числа рабочих мест характеризуется двузначными процентными показателями. Еще быстрее растут продажи сервисов  Azure - 150%, поставки Windows по программам корпоративного лицензирования увеличились на 11%. Объемы продаж серверных продуктов (Lync, SharePoint, Exchange и др.) также растут двузначными процентными темпами.

Тем не менее, из этих пояснений Microsoft пока не очень понятно, чем же объясняется спад доходов корпорации в целом. Из отчета виден продолжающийся рост продаж аппаратных средств для потребительского рынка, но столь же заметна известная проблема этого вида деятельности – она весьма убыточна для корпорации, причем рост продаж лишь увеличивает размеры убытков.

Источник: Андрей Колесов