16 января 2015 г.

Что может оживить мировой рынок мониторов? Новые модели — с поддержкой UltraHD, с большими диагоналями, изогнутые и т. д., а также нишевые, например, геймерские.

Кроме того, популяризация больших мониторов и подключения нескольких мониторов к одному компьютеру также может положительно повлиять на объемы продаж, но эти факторы лежат уже за пределами самого рынка мониторов.

Былое падение

Рынок мониторов за последние годы стабильно падал. Самые свежие данные, описывающие динамику и объем продаж мирового рынка мониторов, относятся к третьему кварталу прошлого года, когда было реализовано 33,4 млн штук таких устройств, по данным IDC, что было на 5,1% меньше, чем в третьем квартале позапрошлого года. Ожидаемые продажи последнего квартала ушедшего года должны были составить, согласно прогнозам IDC, 33,5 млн. штук мониторов.

Причины последовательного падения объема продаж мониторов очевидны: распространение ноутбуков, а в сегменте настольных компьютеров — моноблоков. Кроме того, жидкокристаллические мониторы оказываются весьма надежными устройствами, время их наработки на отказ составляет 30-50 тыс. часов, то есть если вы используете монитор по 10 часов в день, то его хватит на 10 лет, что явно больше, чем срок службы персонального компьютера. Это значит, что большое количество настольных систем покупают без мониторов, подключая к ним дисплеи, оставшиеся от предыдущего поколения компьютеров. Развитию продаж мониторов это обстоятельство не способствовало.

Производителей сложившаяся ситуация не очень волновала — им же все равно, что создавать панели для встраивания в ноутбуки или моноблоки, что для мониторов как для отдельных устройств. А кроме мониторов создавали панели для телевизоров, «цифровых витрин» и т. д., то есть работы у производителей было много. Интересно, что в ведущей пятерке «мониторных» вендоров при сравнении квартал к кварталу хуже всего обстояли дела именно у компаний, производящих мониторы: по данным IDC, при сравнении квартал к кварталу Samsung (второе место) показал снижение продаж на 4,9%, а LG (пятое место) — на 9,6%, при общем падении рынка на 5,1%, напомним. На этом фоне прирост продаж Dell, которая сохраняет за собой лидирующие позиции в этом сегменте, составляет 4,8%, НР (третье место) — 4%. Как вино, производство мониторов и продажа мониторов — два разных бизнеса.

Инноваций в мониторах было немного, touch-устройства не стали популярными, как ни старался Microsoft и некоторые производители компьютеров, мониторы со встроенным android-клиентом были, но хитом продаж тоже не стали, даже подставки, позволяющие поворачивать монитор более чем вокруг одной оси, распространения не получили, технологии 3D не получили популярности даже для кинотеатров и телевизорах, что уж тут говорить о мониторах. Очевидно, что реализуемые десятками миллионов штук в месяц, мониторы оставались канальным товаром, но особой динамики ждать, казалось, неоткуда. Но, тем не менее, она появилась.

UltraHD как драйвер топового сегмента

UltraHD (3840×2160 пикселов) получило распространенное название «4К» по числу элементов изображения в длинной стороне кадра — их почти четыре тысячи. По аналогии FullHD (1920×1080 пикселов) иногда называют «2К». На телевизоре или мониторе, поддерживающем стандарт FullHD, картинка имеет размер чуть более двух мегапикселов, то на UltraHD-экране — восемь с небольшим мегапикселов; для сравнения — размер стандартной телевизионной картинки (720×576) составляет всего 0,4 мегапиксела.

Стандарт 4К создавали для телевизоров, к мониторам он имеет опосредованное отношение, ведь в отличие от телевизора, монитор может иметь произвольное количество точек и соотношение сторон — он ведь не привязан жестко с стандартам вещания, а видеокарта может «нарисовать» произвольную картинку (с учетом ограничений вычислительных возможностей, разумеется). Более того, как мы неоднократно отмечали, пока даже на телевизионном рынка UltraHD — больше мода, причем ничем не подкрепленная. Судите сами: трансляций в этом формате почти нет, вещательная индустрия только в освоению FullHD приступает, 4К-фильмов единицы, да и то доступны лишь в интернет-кинотеатрах, так как большой объем не позволяет выпускать релизы на оптических дисках... ситуацию смягчают топовые смартфоны и action-камеры, позволяющие самостоятельно получать UltraHD-контент, но самодельными фильмами широкий выбор профессионального контента не заменить даже энтузиастам. Однако, появление 4К все же дало импульс как рынку телевизоров, а еще больший — рынку мониторов.

Стали актуальны телевизоры с большой диагональю — сорок дюймов и больше — ведь новый стандарт разрешения позволял им демонстрировать картинку без пикселизации и с хорошей проработкой деталей. А за телевизорами начали подтягиваться и мониторы, пользователям которых нужна и большая диагональ, и большое количество точек. Первыми на потенциальную популярность UltraHD на компьютерном рынке отреагировали, как ни странно, производители видеокарт — 4К-мониторы еще только начали появляться на рынке, а поддержку этого разрешения стали получать не только профессиональные карты, но даже бортовые «видюхи» ультрапортативных ПК, никогда не отличавшиеся топовыми параметрами (см. например).

Поддержка высоких разрешений сделало актуальными мониторы больших диагоналей. Работать за большим монитором с низким разрешением не очень удобно — пикселы слишком крупные, невооруженным глазом заметные, а поэтому все изображение становится мозаичным. На мониторах, диагонали матриц которых двадцать и более дюймов, UltraHD становится вполне оправданно.

Появились топовые ноутбуки с UltraHD-дисплеями — только не спрашивайте, зачем 4К-разрешение на четырнадцати-пятнадцатидюймовой матрице — что еще сильнее подогрело пользовательский интерес к новому стандарту разрешения. На Consumer Electronics Show-2015, прошедшей в Лас-Вегасе, UltraHD-мониторы не представил только ленивый.

Dell, Hewlett-Packard и ViewSonic даже показали 5К-мониторы на CES-2015, напомним, что двумя месяцами ранее устройство с таким разрешением анонсировал Apple. Но 5К-мониторы — как следует их названия, количество пикселов по длинной стороне экрана у них примерно равно пяти тысячам — больше имиджевые девайсы, в то время как 4К начинают получать реальную популярность в топовом сегменте. Однако, новые мониторы интересны не только увеличенным количеством точек.

«Ноу-хау» начала XX века

Мониторы стали изогнутыми. Первые образцы «гнутых» дисплеев появились в позапрошлом году, заняли свое место в «нише в нише» и, как мы предсказывали, в течение 2014 года на рынок дисплеев никакого заметного влияния не оказывали. А в начале 2015 — сразу фейерверк изогнутых новинок! Почему? Потому, что популяризация 4К привлекла внимание к мониторам большой диагонали — 20 дюймов и более.

Перед монитором, в отличие от телевизора, в процессе работы находишься достаточно близко, а потому в данном случае дисплей разумней изогнуть, чтобы точки на нем, по возможности, находились на одинаковом расстоянии от глаз. Многие вендоры так и сделали, использовав для дисплеев XXI века техническую хитрость, апробированную в кинозалах начала XX. Изогнутые мониторы на CES-2015 показали HP, LG, ViewSonic, Philips, Dell и другие.

Увеличение диагонали приводит еще к одному важному измерению в современных мониторах — они становятся все более вытянутыми по горизонтали. От соотношения сторон 4:3, которое определялось особенностями конструкций электронно-лучевых трубок, мониторы давно перешли к «кинотеатральному» 16:9, а теперь появляются модели с 21:9. Это логично — сидя за большим монитором приходится искать нужное изображение (например, окно) двигая глазами по горизонтали, а а иногда и поворачивая голову, но с той же целью еще и поднимать взгляд куда-то вверх — уже перебор, согласитесь.

Сенсорность, «безрамочность», «геймерность» и другие нишевые характеристики

Сенсорные мониторы так и не стали мэйнстримом, несмотря на все усилия Microsoft по популяризации touch-интерфейса, проводимые корпорацией в рамках продвижения Windows 8. Touch-модели выпускают разные производители, но такие мониторы являются нишевыми и вряд ли это изменится в наступившем году.

Безрамочные мониторы — точнее, мониторы с очень узкой рамкой по периметру дисплея — для конечного пользователя особого интереса не представляют. Практического смысла «парящее изображение» не имеет, тем более, что окантовка монитора все равно присутствует, а в плане необычности изогнутые дисплеи куда как выразительнее.

Геймерские мониторы — с сочетанием малого времени отклика (порядка 1 мс) с высокой частотой обновления (у Acer XG270HU она, например, 144 Гц) — по понятным причинам являются нишевым товаром, для массового пользователя мало актуальным, но от этого не менее интересным для активного продвижения. Поддержка новых технологий, уменьшающих задержки вывода, разрывы изображения и дрожание картинки — Nvidia G-Sync или AMD FreeSync — также актуальна для геймерских решений, при работе с офисными программами, воспроизведении клипов и HD-видео таких проблем уже давно нет.

Мониторы с повышенным цветовым охватом, разумеется, нравятся дизайнерам, фотографам, художникам и другим специалистам, профессионально работающим с цветом. Но цветовой охват даже у массовых мониторов сегодня такой, какой еще несколько лет назад не снился даже профессиональным моделям.

Итоги для рынка и для перспектив

Основные параметры, влияющие на качество изображения и комфортность работы — яркость, контрастность, углы обзора и т. д. — у мониторов достигли насыщения довольно давно и расширять их весьма проблематично. Ну, как, например, увеличивать углы обзора у дисплея, если они уже достигли 178 градусов?

Для большинства офисных компьютеров вполне достаточно монитора с диагональю 17-19 дюймов, причем даже FullHD-разрешение там не нужно. Такие модели приобретают вместе с новыми компьютерами (но о проблемности модели продаж компьютер+монитор для реселлеров мы упоминали выше), покупают вместо вышедших из строя и т. д. Объемы продаж большие, но, как видно, они уменьшаются в натуральном выражении и, что еще менее приятно для канала, массовые мониторы дешевеют, что связано как с развитием технологий, так и с усиливающейся конкуренцией на сужающемся рынке.

Разумеется, продавать массовые мониторы можно и нужно. Но «снимать сливки» придется в других сегментах. Для этой цели — «снятия сливок» — еще неплохо подходит сегмент FullHD-мониторов, которые по понятным причинам дороже традиционных. Но еще лучше для этого подойдут геймерские модели, мониторы с большой диагональю, а также изогнутые и с поддержкой UltraHD — как видно, индустрия предлагает множество вариантов, помогающих реселлеру увеличить сумму чека при продаже монитора. Такого разнообразия в прошлом году не было, а в этом, как видно, уже есть (ну, или скоро будет доступно и для российского рынка), и этим ритейлу следует обязательно воспользоваться.

Источник: Александр Маляревский