В феврале в Амстердаме прошла крупнейшая международная выставка компьютерных и аудиовидеотехнологий Integrated Systems Europe (ISE 2018). Этот форум стал 15-м по счету и самым представительным по числу участников и посетителей. Продукцию и технологии демонстрировали 1,3 тыс. компаний, а количество зарегистрированных гостей превысило 80 тыс. человек, что на 10,3% больше, чем в 2017 г. При этом почти треть посетителей оказалась на выставке впервые.

Основные тематические разделы ISE 2018 — аудио- и видеосистемы промышленного и домашнего применения, мультимедийные технологии, дисплеи, домашние кинотеатры, проекционное оборудование, системы реального времени, встроенные системы, оборудование для рекламы и Digital Signage, компьютерная техника, камеры, кабели, технологическая оснастка, электронные компоненты, ИТ-услуги. Кроме того, программа мероприятия включала более 100 образовательных сессий, где с лекциями выступили эксперты, дизайнеры и профессионалы индустрии.

Многие российские компании, основные игроки рынка AV (Audio-Video), не первый год принимают активное участие в выставке. Внимание к данному сегменту рынка понятно: оборот здесь немалый, темпы роста опережают среднерыночные, да и перспективы для развития бизнеса оцениваются специалистами как очень неплохие.

«По сравнению с прошлым годом выставка расширилась. Появились новые павильоны, увеличилось количество экспонентов, значительно выросло предложение программных продуктов, — говорит Виктор Леонычев, директор по корпоративным продажам LG Electronics RUS. — Заметно больше стало посетителей, как специалистов отрасли, так и заказчиков, в том числе из России».

Мария Веревкина, руководитель отдела экранов и креплений компании AUVIX, отметила, что в этом году особенно заметно увеличилось число вендоров из Азии: Тайваня, Китая и других стран. Правда, определить, насколько популярны их продукты, на выставке непросто, поскольку формат участия азиатских компаний отличается от постоянных экспонентов: эти поставщики имели небольшие стенды, которые на фоне остальных выглядели довольно скромно. Но по косвенным доказательствам — ежегодному приросту — можно сделать вывод, что и для них выставка стала хорошей площадкой для того, чтобы заявить о себе на весь мир. По словам Андрея Аверьянова, руководителя отдела звукового оборудования компании AUVIX, большинство крупных вендоров, специализирующихся на производстве звукового оборудования, мигрирует на ISE с выставки Pro Light + Sound. Поэтому, с точки зрения игроков рынка профессионального звука, с каждым годом выставка ISE становится более интересной и насыщенной, здесь демонстрируется все больше разных продуктов.

Денис Тяпаев, руководитель российского офиса компании Zyxel, считает, что индустрия AV все больше переплетается с ИТ. В ближайшие пять лет AV-сигналы в большинстве своем будут передаваться по Ethernet. Эту тенденцию подтверждают экспозиции ряда участников ISE 2018. «Мероприятие расширилось, появилось множество смежных отраслей, — говорит Денис Тяпаев. — В скором времени специализированный AV-коммутатор будет заменен обычным IP-коммутатором. На смену им придут так называемые решения AV-over-IP. И подключение всех устройств, что в офисе, что в умном доме, пойдет по обычной витой паре или Wi-Fi».

В этой связи, по словам Тяпаева, обычные сетевые устройства становятся все более востребованными среди интеграторов AV-систем. Популярная и широко обсуждаемая концепция SDN — программно-управляемых сетей, также получит новый импульс. Ведь количество подключенных к сети устройств возрастает и, следовательно, увеличивается нагрузка на персонал, управляющий всей системой. Облачные технологии помогут сократить и время, и расходы.

«Каждый год производители привозят самые современные решения в области мультимедиа, — комментирует Дмитрий Буневич, руководитель отдела комплексных решений АО „Сони Электроникс“. — Конечно, из года в год акценты смещаются в ту или иную сторону, однако о кардинальных изменениях или отличиях говорить сложно. Впрочем, это справедливо и для многих других аналогичных технологических мероприятий».

По оценке Дениса Петрова, управляющего директора компании Elittech, в последние три года выставке особенно удивить нечем. Правда, в этом году она стала еще более масштабной, отрасли AV и ИТ в Европе и мире на подъеме. «Порадовало, что стало больше посетителей из России, — добавил Денис Петров. — Если есть деньги на поездку, значит, есть надежда и на выделение бюджета, и на реализацию проектов. Конечно, есть участники, к которым интересно зайти на стенд, узнать о новинках. Нас приятно удивили экспозиции наших партнеров — LG, Sharp, Sennheiser».

Николай Ахметджанов, менеджер Epson по проекционному оборудованию, обратил внимание на то, что организаторы постарались расширить формат выставки, добавив новые мероприятия. Например, впервые прошел конкурс видеохудожников World Masters of Projection Mapping.

Игроки рынка отмечают, что интерес к выставке растет как со стороны вендоров, так и канала сбыта и заказчиков. «ISE посещают всё больше не только дистрибьюторов, но и интеграторов, и не только по приглашениям вендоров, но и самостоятельно, — говорит Максим Андрющенко, генеральный директор компании PROFDISPLAY. — ISE подтверждает статус центральной AV-выставки, особенно это заметно на фоне ослабевающего внимания к региональной российской выставке». А Дмитрий Буневич считает, что интерес к ISE скорее умеренно-стабильный. Выставка — безусловно, главное мероприятие европейского масштаба, поэтому заинтересованность в участии производителей и заказчиков сохранится всегда.

«Выставка ISE традиционно ориентирована на профессионалов AV-индустрии, где производители показывают свои последние разработки, демонстрируют новые решения, встречаются с партнерами, намечают планы на будущее, — заявил Денис Петров. — Из года в год среди посетителей неуклонно растет количество российских дистрибьюторов, реселлеров и системных интеграторов из всех регионов страны, которые приезжают сюда, чтобы увидеть новинки оборудования и установить новые контакты, познакомиться с тенденциями и перспективами развития отрасли, обсудить с коллегами увиденное, поддержать деловые отношения, скоординировать вектор развития своего бизнеса. Думаю, благодаря этому и еще за счет уже ставшей реальностью конвергенции AV и ИТ интерес к выставке в Амстердаме в ближайшем будущем не пропадет, а возможно, еще и вырастет».

«Несмотря на общую тенденцию снижения внимания участников рынка к такого рода мероприятиям, ISE 2018 собрала крупнейших мировых производителей, поставщиков и инсталляторов профессиональных и бытовых аудиовизуальных решений, — заметил Сергей Лапенок, директор по маркетингу компании X-Com. — Аудитория выставки растет год от года, ее привлекают технологические новинки этого сегмента рынка».

Денис Петров добавил, что, в отличие от Integrated Systems Russia, значение выставки ISE только возрастает, участие в ней становится не просто престижным, а необходимым как для глобальных вендоров, так и для новых компаний. Большинство производителей уже на протяжении многих лет не меняют местоположение своего стенда, что очень удобно для постоянных посетителей. С каждым годом традиционно увеличивается количество китайских участников, качество продукции и инновационные решения которых уже не только не уступают некоторым известным брендам, но где-то и превосходят их.

По оценке специалистов компании Samsung, ежегодный прирост числа посетителей ISE составляет около 10%. Традиционно здесь много европейцев. В этом году представители Samsung отметили значительное увеличение количества участников из России — среди них как компании, представляющие смежные отрасли, например сегмент офисной техники, так и крупные корпоративные заказчики, к примеру из нефтегазовой отрасли.

«Посетителей на стенде LG Electronics явно стало больше по сравнению с прошлым годом, — подтверждает Виктор Леонычев. — Особый интерес представляли новые „арт“-технологии, а также комплексные решения, например для аэропортов, видеоконференций, „outdoor“- решения для автобусные остановок и т. п.».

Николай Ахметджанов также считает, что посетителей становится все больше, но их интересы почти не изменились, если не учитывать тонкости, связанные с актуальными трендами в индустрии, в частности, с доступными проекторами лазерного источника света разрешением 4K.

«Основной костяк аудитории — профессионалы AV-индустрии, и в этом году их было больше обычного. Посетителей привлекла так называемая XR Technology Zone, где были представлены самые современные AR-, VR- и MR-технологии ведущих мировых производителей, — рассказал Сергей Лапенок. — Не меньший интерес вызвали новейшие устройства и технологии, относящиеся к „новой реальности“. Если же говорить о разработках для массового рынка, отмечу относительно бюджетные решения, не уступающие по своим характеристикам и возможностям продуктам премиум-уровня».

Дмитрий Буневич отметил решения на базе IP, лазерную проекцию, интерактивные устройства.

Эволюция и интеграция

Общие тренды, разумеется, представляют большой интерес для вендоров, аналитиков и СМИ, но основную часть игроков рынка и заказчиков волновали конкретные решения, которые уже сегодня можно продавать и внедрять. В этом плане выставка ISE 2018 оправдала надежды участников. Все поставщики анонсировали множество новинок, хотя, справедливости ради, надо отметить, что по-настоящему инновационных прорывов не было. По словам Виталия Морачевского, руководителя технического отдела коммерческого департамента компании Ascreen, в этом году на выставке было показано скорее эволюционное развитие решений, нежели революционное. Принципиально новые технологии, ранее не существовавшие на рынке в каком-либо виде, отметить сложно. Тем не менее практически каждый вендор старался подготовить к выставке несколько новинок, хотя бы в виде прототипа, чтобы рынок мог ориентироваться на тренды AV-индустрии следующего года.

«Традиционно все участники показали множество изделий, — говорит Николай Ахметджанов. — Главные акценты в области проекционного оборудования — увеличение яркости и разрешение 4K. Компания Epson продемонстрировала первые доступные проекторы с лазерным источником света для сферы бизнеса, образования, розничной торговли, Digital Signage и музеев, а также первый проектор с разрешением 4K и компактный лазерный проектор с яркостью 20K люмен».

Достаточно большой ассортимент новинок был представлен на стендах Samsung и LG.

Samsung привезла на выставку инновационные разработки, расширяющие потенциал рынка профессиональных дисплеев и открывающие новые ниши для их применения. Среди представленных продуктов специалисты отметили Samsung 3D Cinema LED и флипчарт Samsung Flip. 3D Cinema LED — это решение на базе светодиодного экрана для кинотеатров. Экран нового поколения, поддерживающий постоянный уровень яркости, четко передает мельчайшие детали изображения. Отличительная особенность 3D Cinema LED — передача картинки высокого качества для всех зрителей кинотеатра вне зависимости от их места.

Интерактивный цифровой флипчарт Samsung Flip — решение, нацеленное на повышение эффективности и продуктивности совместной работы. Конструкция устройства, объединяющая преимущества бумажных флипчартов и офисных досок, предлагает пользователям широкий спектр цифровых возможностей. Так, например, предусмотрена возможность одновременной работы нескольких пользователей по поиску, созданию примечаний, записей и рисунков, их перемещению и демонстрации результатов. Интуитивный интерфейс прост и удобен в использовании, а сенсорный дисплей с разрешением UHD поддерживает высокое качество отображения любой информации.

Кроме того, в рамках ISE 2018 была представлена усовершенствованная версия дисплея Samsung The Wall Professional с диагональю 146 дюймов. Ожидается, что можно будет устанавливать несколько экранов рядом для масштабирования. В новое решение интегрирована платформа для управления контентом Samsung MagicInfo, в которой предусмотрен функционал для создания и трансляции контента, а также планирования его размещения на дисплеях (в том числе дистанционно).

Стенд компании LG Electronics, как пояснил Виктор Леонычев, был разделен на функциональные зоны, по решениям для различных сегментов. Это достаточно удобно как для специалистов, так и для заказчиков, которые в одной зоне (например, ритейл, транспорт, рестораны) могли увидеть новейшие дисплеи и решения.

Особое внимание посетителей привлекали изделия на базе OLED-технологии, обеспечивающей высокую контрастность и цветовую насыщенность картинки. Одним из «центров притяжения» для специалистов и посетителей стала OLED-видеостена, собранная из 60 OLED-экранов и выгнутая в виде каньона. OLED-технология позволяет делать изогнутые видеостены различных форм с радиусом кривизны от 1 м и выше, такие как окружности, тоннели, навесы и многое другое, что дает возможность заказчикам создавать конструкции с уникальным дизайном.

Также на стенде LG были представлены прозрачные OLED-дисплеи — безрамочные, с коэффициентом прозрачности 40%. Эта технология открывает новые возможности представления информации и эффективного привлечения внимания аудитории.

В специальные зоны были вынесены решения для ритейла, гостиничного бизнеса, уличной рекламы и информационных панелей. В частности, демонстрировались вытянутые ULTRA STRETCH экраны с форматом изображения 58:9, видеостена из 65-дюйм OLED-экранов с уменьшенным размером стыка между экранами, OLED-«обои» (толщина дисплея менее 4 мм), двухсторонние экраны, в том числе inglass OLED, решение для автобусных остановок на базе уличных ярких дисплеев различных размеров — от 32 до 86 дюймов. «Вообще уличные решения становятся все более востребованными рынком», — подчеркнул Виктор Леонычев. Он также добавил, что кооперация между различными производителями стала очевидным трендом — компании Cisco и LG представили совместно решение для систем видеоконференций.

Как сообщил Дмитрий Буневич, компания Sony представила ряд новейших разработок, куда входят система для коллективной работы Vision Exchange, система архивации данных ODA второго поколения, видеостена CLED, универсальные аудио/видео/IP-решения, новое поколение профессиональной линейки Bravia совместно с системой управления и многое другое. «В этом году мы увидели множество интересных технологических новинок и инсталляций, — сказал Сергей Лапенок. — В частности, показан вариант классического ситуационного центра, в котором роль видеостены выполняли три лазерных проектора, создающие изображение высокой четкости на трех сшитых между собой панелях. Специалистов в области рекламы заинтересовал двусторонний баннер, одна сторона которого подсвечивается традиционной лампой, а изображение на второй формируется проектором. Картинка на таком баннере получается живой и красочной». В ходе демонстрации технологий 3D-визуализации вендоры продемонстрировали видеостены, изображения на которых формируются за счет нескольких проекторов, работающих в режиме совместного интерактивного взаимодействия. Единое изображение на такой стене можно перемещать в любой плоскости, рассматривая его в разных ракурсах.

Заметными экспонатами выставки стали изогнутые видеопанели и видеостены. Высокое качество изображения таких устройств уже достигнуто, и теперь средства отображения становятся все более пластичными: их можно монтировать на любых искривленных поверхностях. Такие панели могут успешно применяться в рекламе, торговле, на транспорте и многих других областях.

«На мой взгляд, наибольший интерес вызывает дальнейшее развитие лазерной технологии в проекторах, — заявил Николай Ахметджанов. — Как быстро новая технология будет проникать в доступные сегменты? Насколько компактным может быть лазерный проектор для переговорной? Какой максимальной яркости могут достичь такие проекторы? За ответами на эти вопросы стоит будущее рынка проекторов. Также нельзя не отметить рост интереса к разрешению 4K, хотя эта технология пока не имеет такого очевидного практического значения, как лазер».

Проектирование мультимедиа-систем: какой сфера аудиовизуальных технологий станет завтра?


Юрий Лашманов, директор по маркетингу и PR Ascreen

«Недавно вернулись с выставки ISE — одного из главных proAV-событий в году. Мы приезжали первыми увидеть новинки наших партнеров: Panasonic, Epson, Canon, Digital Projection, Christie, Optoma, Barco, Crestron, Kramer, LG, Samsung, Nec, Sony, Harmann, Meyer Sound, Bosch, Shure, Boss, Arthur Holm и других.

Самыми интересными с точки зрения создания креативных инсталляций мне показались 5 трендов:

  • Развитие phygital-технологий (physical + digital). Phygital-решения позволяют подкрепить опыт взаимодействия с брендом сильными эмоциями за счет совмещения реального и виртуального опыта. Этот инструмент уже начали использовать топовые бренды.
  • Все большее разнообразие экранов digital signage: односторонних и двусторонних, прозрачных, сверхтонких, LED-потолков и LED-пола, не говоря уже об отдельно стоящих конструкциях. Было даже LED-зеркало, превращающееся в ds-экран, если отойти подальше.
  • Использование нетрадиционных поверхностей для проекции (вода, поверхность тела, объекты обстановки), проекция на движущиеся объекты (динамический мэппинг), а также купольные проекции, засвеченные всего с одного проектора.
  • Обилие презентационных решений: например, многие производители представили интерактивные столы на основе проекционно-емкостной технологии, которые сами видят предмет без камер. Правда, предмет содержит специальную метку, которую и определяет стол. Так можно сравнивать, например, автомобили, выводя полезную информацию.
  • Живые персонажи в голографических инсталляциях. Выглядит это решение за счет эффекта 3D очень впечатляюще, а благодаря высокой светоотражательной способности экранов использовать голографические кубы можно даже в очень светлых помещениях».

Спецпроект

Виталий Морачевский отметил усиление интеграции AV- и ИТ-индустрий, в частности, в области сетевых технологий — передача видеосигнала по IP-сетям, облачные решения для систем управления и т. д. Дальнейшее развитие коммутационного и управляющего оборудования уйдет еще глубже в сферу ИТ, поэтому специалистам обеих отраслей необходимо расширять свои компетенции на стыке этих технологий.

Успешное настоящее, привлекательное будущее

Как уже отмечалось, интерес игроков рынка к сегменту аудио- и видеооборудования обусловлен постоянно растущим спросом на эти решения. По словам Дениса Петрова, компания Elittech — это классический нишевый дистрибьютор, и более 70% оборота фирмы составляет профессиональное AV-оборудование. Причем данное направление бизнеса растет как в деньгах, так и в объеме, в среднем на 15–20% в год.

«В обороте нашей компании доля аудиовидеосистем составляет порядка 8%, — говорит Сергей Лапенок. — Прежде всего это бесшовные ЖК-панели для создания видеостен и комплексы управления ими, современные проекционные системы высокого разрешения, а также звуковое оборудование для оснащения переговорных комнат и конференц-залов. В этом году, исходя из трендов данного сегмента, в частности, повышения спроса на решения профессионального уровня, мы ожидаем рост выручки на 5–7% в денежном выражении».

Николай Ахметджанов подчеркивает, что проекционный бизнес — ключевой для компании Epson на протяжении всего времени ее существования и занимает существенную долю в продуктовом портфеле. Особенно показателен рост продаж в сегменте инсталляционных проекторов с яркостью от 4000 лм, где Epson впервые заняла 1 место в мире по результатам 2017 г.

Владимир Осокин, руководитель подразделения профессиональных дисплеев Samsung Electronics, заявил, что изделия, которыми занимается его отдел, — одно из стратегических направлений развития для компании. Более 10 лет вендор расширяет портфолио решений, создает новые производственные площадки и постоянно наращивает долю рынка.

«Темпы роста рынка дисплеев в России уже который год увеличиваются, и этот рост, по нашим оценкам, продолжится, — считает Максим Андрющенко. — Становится более зрелым в нашей стране и сегмент Digital Signage, увеличивается потребность в качественных решениях ведущих мировых производителей».

Николай Ахметджанов добавил, что на мировом рынке проекторы всё больше конкурируют с панелями и светодиодными экранами, что дает толчок к их развитию. «Поэтому мы наблюдаем рост средней яркости и разрешения проекторов. В России мы видим те же тенденции, только с задержкой. Судя по скорости, с которой производители осваивают новые технологии и применяют их в своих продуктах, у проекторов хорошие перспективы», — сказал он.

В компании Samsung утверждают, что российский рынок отличается высокими темпами развития в силу эффекта «низкой базы» и в данный момент находится в стадии наполнения. Представители некоторых отраслей только начинают внедрять Digital Signage — например, рестораны и ритейл. В связи с этим вендор оптимистично смотрит на развитие рынка в ближайшие три-пять лет. По оценкам руководителей Samsung, на данный момент темпы роста российского рынка составляют более 30% (2017 г. по сравнению с 2016 г.). Предыдущий прогноз составлял 15–20%. Превышение ожидаемых показателей связано в том числе с проведением чемпионата мира по футболу, в рамках подготовки к которому строились и реконструировались объекты инфраструктуры в 11 городах (аэропорты, стадионы), что предполагает замену либо приобретение профессиональных дисплеев.

Денис Петров также утверждает, что поставки товаров и услуг в сегменте Digital Signage бурно растут как на европейском, так и на развивающихся рынках. В России в 2014–2015 гг. рынок, к сожалению, сильно просел, по некоторым категориям товаров даже в разы. Но в последнее время наметились определенные, довольно ощутимые, позитивные тенденции — темпы прироста по многим категориям измеряются десятками процентов, что намного выше темпов полуторапроцентного прироста экономики России в целом. Основной вопрос — останется ли этот рост устойчивым хотя бы в среднесрочной перспективе или «канет в Лету» вместе с окончанием мегапроектов вроде чемпионата мира по футболу.

«Компании, работающие в индустрии рекламы, уже оценили преимущества динамической подачи информации и начинают активно использовать решения Digital Signage для связи с целевой аудиторией. Поэтому замена традиционных рекламных носителей на динамические становится основным трендом как в России, так и в мире, — говорит Сергей Лапенок. — Причем это не дань моде, а показатель эффективности и потенциала данных решений для всех отраслей». И хотя последние полтора-два года рынок Digital Signage демонстрировал негативную динамику, сегодня он оживает: вендоры предъявляют новые разработки, заказчики возвращаются к ранее отложенным проектам. Оптимизм участников рынка во многом связан со стабилизацией макроэкономической ситуации, динамикой валютных курсов и позитивными тенденциями ИТ-рынка в целом.

Несмотря на то что динамика российского рынка несколько отстает от общемировой, можно констатировать тот факт, что в нашей стране системы Digital Signage перестали быть экзотикой, превратившись в перспективный бизнес. Рост популярности этих решений влечет за собой увеличение конкуренции на рынке разработчиков и инсталляторов. Заказчики в конечном итоге от этого только выигрывают, получая возможность выбрать оптимальное для себя решение по соотношению цена/функциональность. В этом году рынок решений Digital Signage может вырасти на 7–10% относительно прошлогоднего показателя. Основными драйверами роста станут оживление рынка рекламных услуг, чемпионат мира по футболу и мероприятия, связанные с его организацией, а также реализация целевых программ, призванных ускорить проникновение современных цифровых технологий в систему среднего и профессионального образования.