Эксперты предполагали, что одной из главных интриг 2020 г. станет «борьба мониторов с ноутбуками за удаленного пользователя». Во многом от этого зависело, удастся ли рынку мониторов в непростых условиях пандемии вырасти. И, судя по данным аналитических агентств, ему это удалось. Необходимость в домашних компьютерах, значительной частью которых оказались десктопы, заметно стимулировала продажи мониторов, компенсируя провал в коммерческом секторе. Согласно официально объявленным итогам года от аналитической компании ITResearch по российскому рынку мониторов, объем поставок совсем немного (всего около 3 тыс. устройств) не дотянул до внушительной цифры в 4 млн шт. В годовом исчислении рост составил 13,1%, что даже несколько превысило прогнозную цифру (+10%). В деньгах рынок составил 667,5 млн долл. при росте 13,2%. Аналитики также отмечают активные продажи игровых мониторов и сдвиг в 24 дюйма (выраженный мейнстрим года), что позволило удержать довольно высокой средневзвешенную стоимость аппаратов.

Рост рынка отметили и аналитики CONTEXT, компании, которая учитывает исключительно поставки через канал. По словам регионального директора Russia & CIS CONTEXT Виктора Иванова, «рост мониторов был обусловлен необходимостью работы из дома, мониторы коррелируют с десктопами и ноутбуками. Как и в случае ноутбуков и принтеров, „стоки“ по мониторам пустые».

По данным ITResearch, тройка лидеров 2020 г. практически не изменилась за год: AOC, Philips и Acer . Четвертое место осталось за компанией Samsung. «Всего на эти компании пришлось 50,7% продаж, что на самом деле немного: интенсивность конкуренции на рынке мониторов, очень сейчас привлекательном, в последнее время высока», — подчеркивает заместитель директора ITResearch Василий Мочар.

«На рынке мониторов в 2020 году ключевыми драйверами в сегменте b2b были поставки в проекты системы здравоохранения и переход на удаленную работу (обновление стационарных ПК и закупки комплексных рабочих мест для сотрудников на home office), — рассказывает директор по дистрибуции дивизиона „Широкопрофильная дистрибуция“ компании MERLION Татьяна Скокова. — В рознице также сказался переход на удаленную работу, востребованность мониторов была высокой — до 30% в рабочих местах на базе ноутбуков. Также был отмечен рост продаж игровых моделей до 10% в штуках — в отсутствие трат на привычные форматы досуга обновление парка устройств для игровой индустрии существенно ускорилось. В конце первого полугодия 2020 года в результате ограничений доминировал online-канал, который частично сохранил свои результаты в абсолютных цифрах и во втором полугодии. Четвертый квартал 2020 г. на фоне дефицита и смещения дат отгрузок ознаменовался началом изменений отгрузочных цен производителей в сторону увеличения. Суммарно в терминах sell-out российский рынок мониторов, по нашим оценкам, достиг 3,8 млн шт.»

По оценкам генерального директора HP Inc. в России Павла Анохина, уже начиная с апреля 2020 г. рынок мониторов демонстрировал стабильный рост от месяца к месяцу, достигнув пика спроса в декабре. «Это связано с тем, что в период локдауна бизнес был вынужден оперативно перестраивать свои рабочие процессы на удаленный формат, и такой переход стал мощным драйвером роста спроса, — говорит Анохин. — При этом стоит отметить, что мы не увидели значительного прироста в корпоративном сегменте по сравнению с 2019 годом, в том числе среди компаний малого и среднего бизнеса, так как крупные проекты по закупке устройств были приостановлены в связи с пандемией. Впечатляющий рост продемонстрировали именно продажи в розничном сегменте. Среди широкого портфолио устройств мы можем выделить мониторы игровой линейки — здесь рост составил более 100% в годовом исчислении. Также очень быстро пользователи пришли к выводу, что на маленьком экране c диагональю 15» сложно работать длительное время. Поэтому в рознице мониторы стали следующими после ноутбуков устройствами по интересу пользователей, а диагональ 24″ продолжает быть самой востребованной моделью на рынке».

А по словам директора департамента «Компьютерная периферия» компании «Марвел-Дистрибуция» Дмитрия Купцова, к его удивлению, «мониторы не выиграли от „дистанционки“, большинство удаленных рабочих мест оборудованы ноутбуками, либо дополняются мониторами, взятыми из офиса». «Если же потребители покупали новый монитор для дома, то чаще всего выбирали игровые модели для использования в том числе в рабочих целях, — говорит он. — Это понятный тренд, который дал толчок для роста игровому сегменту. Офисный сегмент сократился: в силу отсутствия заявок на новые рабочие места и прекращения замены установленного фонда офисных мониторов».

«Итоги для российского рынка мониторов в целом и для нашей компании, в частности, я оцениваю как однозначно положительные, — отмечает региональный директор MMD Russia (Philips & AOC Monitors and Displays) Андрей Каракашев. — Рынок вырос в количественном исчислении почти на 15%. А нашей компании удалось не просто упрочить лидерские позиции, но и впервые в своей истории превысить отметку в 1 млн проданных устройств, несмотря на дефицит с поставками товара с фабрик, который мы ощущали практически весь год. Причем тенденция на его усиление наблюдалась в течение всего года, и в четвертом квартале мы уже ощущали этот дефицит как достаточно критический. Карантин внес свои коррективы в поведение потребителей, и ожидаемое проседание корпоративного рынка (за исключением поставок в секторе здравоохранения, где, очевидно, наблюдался бурный рост) было компенсировано ростом продаж мониторов для домашнего пользования, причем не только игровых, как это, в основном, наблюдалось ранее, а в том числе и профессиональных, для использования при удаленной работе». По словам Андрея Каракашева, в качественном выражении особых неожиданностей не произошло. Рост средней продаваемой диагонали (и соответственно, средний рост продаваемого монитора) продолжился, доля продаж устройств с диагональю 21,5’ и ниже продолжила падать и сегмент 24’’ окончательно закрепился как главный стандарт монитора в категории мейнстрим.

Директор по маркетингу представительства ViewSonic в России и странах СНГ Мария Соловьева подчеркивает: «Удивительно, но большинство прогнозов, которые давались по рынку мониторов в 1-м квартале 2020 года, оказались в целом верны. Конечно, на тот момент мало кто мог предвидеть все последствия начинающейся пандемии, ее влияния на экономику, потребительские предпочтения бизнеса и частных пользователей, но, тем не менее, основные прогнозы по рынку оказались на удивление точны. Рост рынка мониторов даже несколько превысил наиболее часто встречавшийся прогноз в +10%. Диагональ 24» стала абсолютно массовой, заняв добрую половину рынка. Растут продажи 27″ мониторов — пока идут вровень с 21,5», но будущее явно за большими диагоналями. Очевиден интерес абсолютно всех участников рынка к геймерскому сегменту, а также к сегментам мониторов высокого разрешения 2К-4К. Одним словом, случившаяся пандемия даже несколько ускорила развитие мониторного рынка: «удаленка» и срочная необходимость обустройства домашнего офиса стимулировала покупателей, а те, в свою очередь, пытаясь оптимизировать покупку (и для работы, и для видео, и для игр), более склонны к покупке продвинутых решений в отличие от массовых корпоративных закупок самых бюджетных моделей. Как говорится, «не было счастья, да несчастье помогло» — это про рынок мониторов в 2020 году».

Реалии 2021 г — неопределенность, дефицит и рост цен

Что будет происходить на рынке мониторов в 2021 г., сказать трудно. Одной из иллюстраций ситуации можно назвать тот факт, что в этом году многие компании-производители отказались давать свои комментарии под предлогом того, что не готовы публично обсуждать тренды и делать какие-либо прогнозы. В компании CONTEXT ожидают хороших продаж до середины года: рост и хоть какая-то стабильность. Виктор Иванов считает, что вторая половина года будет зависеть от ситуации с коранавирусом и политической ситуации (это, кстати, применимо и для многих стран Европы): «В любом случае спрос в консьюмерском сегменте должен быть удовлетворен. Надеемся, что коммерческий сегмент с тендерами поддержит позитивный тренд».

По словам Татьяны Скоковой, в первом полугодии 2021 года продолжится дефицит мониторов и рост цен, а во втором полугодии основным действующим фактором может стать изменение курса национальной валюты, влияющее как на покупательскую способность населения, так и на возможность реализовать ранее бюджетированные проекты. «Дефицит поставок игровых и обычных компонентов будет играть существенную роль в sell-out во втором и третьем кварталах, в случае его продолжения он будет оказывать негативное влияние на поставки мониторов, — говорит она. — В случае открытия границ мы можем увидеть перераспределение бюджетов домохозяйств, что приведет к снижению покупательского спроса. Маловероятно, что в 2021 году на массовый рынок придут новые технологии, большие диагонали или разрешения. Это все станет возможно лишь после стабилизации производственных циклов и нормализации цепочек поставки. В целом же, по нашим оценкам, продажи на российском рынке мониторов в 2021 году составят около 3,8-4 млн шт., рост ожидаем от 5% до 15% в рублевом эквиваленте».

«На фоне серьезного дефицита компонентов производители сохраняют тренд на дальнейшее повышение отпускных цен, — рассказывает Дмитрий Купцов. — Цены ощутимо поднимались каждый месяц на протяжении 1 квартала 2021 г. и будут продолжать подниматься на протяжении следующего. Рынок ожидает дальнейшее увеличение стоимости мониторов во всех сегментах при сохранении существенного дефицита, который возник как следствие увеличения сроков производства и поставок оборудования. Такая ситуация сохранится до конца года. В лучшем случаем удастся повторить результат прошлого года (т.е. продать 4 млн устройств). Пессимистичный сценарий — это падение на 5-10%».

Мария Соловьева напоминает: одним из последствий пандемии (как и любого другого кризиса) является возросшая неопределенность — сейчас очень сложно предсказать, когда же человечество сможет окончательно преодолеть эту напасть: «За каждым вздохом облегчения и ослабления ограничений пока что неминуемо следует следующая волна роста заболеваний. На сегодняшний день мы видим, что многие компании возвращаются к работе в офисах. Другие компании сохраняют удаленный режим работы для части сотрудников, соответственно их рабочая инфраструктура будет представлять из себя некий микст. Становится популярным такое решение как „свободный офис“, то есть без фиксированного рабочего места для каждого сотрудника. Многие небольшие компании полностью перешли на удаленную работу и пока не планируют возвращаться в офисы. Вполне вероятно, что это может стать окончательным или очень долгосрочным решением». По мнению Марии Соловьевой, скорее всего, это выльется в замедление роста рынка мониторов, поскольку спрос домашнего сегмента в значительной степени удовлетворен еще в прошлом году, а офисы начнут уменьшать установленную базу мониторов.

Другой негативный фактор, который сейчас очень сильно влияет на рынок мониторов (да и на все ИТ рынки и рынки бытовой электроники) — это дефицит. «В начале пандемии все говорили о том, что закрытие фабрик в Юго-Восточной Азии негативно сказалось на поставках, но было ощущение, что по ходу восстановления работы этот тренд будет быстро преодолен, — говорит Мария Соловьева. — К сожалению, „цепная реакция“ в экономике, запущенная пандемией, нарушила самые разнообразные деловые и логистические связи. На сегодняшний день мы наблюдаем дефицит самых различных комплектующих, а кроме того серьезные проблемы и рост стоимости логистики из Китая в Европу. Все это гарантированно повлияет на рост стоимости мониторов, а также на их доступность на рынке как минимум в первом полугодии текущего года. Пока сложно сказать, удастся ли наладить бесперебойное производство и поставку мониторов во втором полугодии и отыграть то, что будет недопоставлено в начале года. Но в целом, если сравнивать с 2020 годом, то прогноз в штуках скорее негативный. Однако из-за потенциального роста средней стоимости устройства в денежном выражении рынок может чувствовать себя неплохо».

«Ожидания на 2021 год нельзя назвать слишком оптимистичными, — согласен Андрей Каракашев. — Во-первых, рост продаж мониторов для домашнего пользования практически остановился, его потенциал можно временно считать исчерпанным. Во вторых, ситуация с дефицитом комплектующих в настоящий момент не только не улучшилась, а приняла еще более существенные масштабы (а в отдельных сегментах стала просто критической). В третьих, дефицит компонентной базы, вызванный массой разных причин, о которых можно говорить долго, ожидаемо привел к росту цен, впервые за очень долгое время. При этом, к сожалению, рост не всегда имеет прогнозируемый характер, так как на него влияет достаточно большое количество независимых факторов (от роста цен на контейнерные перевозки до бурного развития внутреннего китайского рынка, от аварийных ситуаций на заводах, производящих матрицы до сбоя цепочки поставок второстепенных комплектующих ввиду всплеска спроса на рынках, на первый взгляд не имеющих никакого отношения к ИТ). При дальнейшем росте цен объемы продаж будут неизбежно падать, даже если проблема нехватки комплектующих и будет решена в разумные сроки. Уровень доходов населения, к сожалению, продолжит падать, и как следствие платежеспособный спрос на мониторы, очевидно, не относящиеся к товарам первой необходимости, существенно упадет».

У компании HP несколько иной взгляд на ситуацию. «У нас оптимистичные прогнозы касательно рынка мониторов, который продолжит демонстрировать рост и в следующем году, — уверяет Павел Анохин. — Самым ярким трендом в 2021 году будет спрос на мониторы с возможностью зарядки ноутбука (USB-C Power Delivery), когда монитор, подключенный к ноутбуку одним проводом, одновременно является кабелем питания и интерфейса. Среди основных тенденций можно выделить востребованность мониторов с возможностью индивидуальной настройки эргономики под каждого отдельного пользователя (например, регулировки высоты), а также возможностью подключения периферийных устройств (клавиатур, мышек, наушников и т.д.) через дополнительные USB-разъемы. Мы наблюдаем также рост спроса на модели с встроенной технологией защиты зрения от световых волн синего диапазона для снижения утомляемости глаз при долгой работе с ПК и, конечно, прогнозируем высокий спрос на игровые мониторы, которые смогут обеспечить пользователям качественный игровой опыт».

Об уроках, которые вынес рынок из беспрецедентной ситуации прошлого года, можно, по словам Андрея Каракашева, говорить довольно долго: «Но если выделить основные моменты, я бы отметил тот факт, что рынок постепенно привык к высокому уровню неопределенности и в каком-то смысле успокоился. Партнеры привыкли, что события, раньше попадавшие в категорию форс-мажорных обстоятельств, становятся практически рутинными явлениями и учатся работать в таких условиях без лишних эмоциональных, и как показывает опыт, оказывающихся вредными решений. Образно говоря, сейчас более успешными себя чувствуют не „параноики“, а компании, четко придерживающиеся выбранной стратегии и не шарахающиеся из стороны в сторону в зависимости от внешних обстоятельств. При этом, конечно, следует внимательно и взвешенно реагировать на эти самые обстоятельства и при необходимости корректировать свои тактические решения, не отступая от выбранного генерального направления развития».