Мировой совокупный доход компании SAP AG в 2008 г. составил 11,73 млрд. евро, что на 15% больше показателя 2007 г. (10,24 млрд. евро). Доход от продаж программного обеспечения достиг 3,61 млрд. евро, превысив результат 2007 г. на 6% (3,41 млрд. евро).

Операционная прибыль за 2008 г. выросла на 4% и составила 2,84 млрд. евро против 2,73 млрд. евро в 2007 г.

Как сообщил Йован Марьянович, управляющий директор SAP СНГ, минувший год для компании был непростым, но не хуже, чем 2007 г. Глава представительства не назвал абсолютных или относительных цифр, позволяющих судить о работе фирмы на отечественном рынке. Тем не менее оценить масштаб бизнеса SAP в нашей стране можно, поскольку ранее в компании называли абсолютные цифры, а при подведении итогов 2007 г. оперировали цифрами относительными. Подсчеты показывают, что доходы SAP в России и СНГ в 2007 и 2008 гг. находились на уровне 250–270 млн. евро. Эта цифра коррелирует с данными аналитической компании IDC, опубликованными в октябре 2008 г. Эксперты оценили объем рынка ERP-систем в России и странах СНГ в 579,34 млн. долл. По мнению специалистов IDC, доля SAP достигала 49,6% (287,35 млн. долл.). Это позволяет утверждать, что SAP лидирует на этом рынке с большим отрывом. Доля Oracle, как считают аналитики IDC, составляла 14,9%, «1С» — 14,4%, Microsoft Dynamics — 7,8%, «Галактики» — 4,7%, прочих игроков — 8,6%.

Впрочем, некоторые цифры Йован Марьянович все же назвал. По его словам, в 2008 г. с заказчиками из России и СНГ было заключено 548 контрактов (включая 410 контрактов на поставку решений SAP, в том числе 209 контрактов с крупными корпорациями, 29 контрактов на поставку систем BI компании Business Objects, приобретенной SAP, а также 138 консалтинговых контрактов). В 2007 г. общее число контрактов на поставку решений составило 398, из которых 137 было заключено с крупными предприятиями.

Самые заметные российские клиенты прошлого года, по словам Марьяновича, это компании «Лукойл Информ», «М.Видео», «Газпром», «Газпромнефть», ИЛИМ, СУЭК, «Роснефть», «Юнимилк».

SAP также укрепила позиции в сфере розничной торговли, потребительских товаров и услуг. Решения SAP используют такие торговые фирмы, как X5 Retail Group, Metro, «Эльдорадо», «Евросеть», «Перекресток», «Виктория», и предприятия, выпускающие продукты питания под торговыми марками «Велком», «Роллтон», «Беседа», Danon, Ermann, «Русский стандарт», «Старый мельник» и др. Среди заказчиков из стран СНГ Марьянович отметил украинские фирмы DТЭК, «Метинвест», «УкрСибБанк», азербайджанскую SOCAR, казахские «Эр Астана», RD KMG, «Казахстан Темир Жолы», белорусские «Гомсельмаш» и «Гомельэнерго».

Кроме Москвы офисы SAP работают в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Киеве (Украина), Минске (Белоруссия), Алма-Ате (Казахстан). В этом году планируется открыть офис в Ростове-на-Дону.

Как подчеркнул Борис Вольпе, исполнительный директор SAP СНГ, главное конкурентное преимущество компании — экосистема партнеров. Количество сервисных партнеров за отчетный период выросло со 110 до 140, а число консультантов достигло 5 тыс. Объем совместного бизнеса с партнерами составил в 2008 г. 60 млн. евро. «Это означает, что деятельность SAP порождает гигантскую экосистему, что делает наш совместный с партнерами бизнес саморегулируемым и саморазвивающимся», — отметил он и добавил, что все крупнейшие проекты в 2008 г. были выполнены силами партнеров SAP. Например, над внедрением системы в «Роснефти» работала компания Deloitte, в SOCAR решения SAP внедряла PricewaterhouseCoopers, в СУЭК — BearingPoint, в НЛМК — Accenture и IBM, в ИЛИМ — «BDO Юникон».

Андрей Филатов, директор по продажам SAP СНГ, рассказал о развитии канала сбыта и партнерской программы. По его словам, в 2008 г. в сегменте среднего и малого бизнеса на 63% увеличился объем поставок решений SAP через партнеров. Создавая новые возможности для сотрудничества и поддержки игроков канала, вендор развивал три партнерские программы, которые в SAP считают важными составляющими стратегии в работе с клиентами из среднего и малого бизнеса. Это партнерские программы Referral Program, Extended Business Program и PartnerEdge.

В рамках программы PartnerEdge реселлеры могут продавать заказчикам лицензии даже в тех случаях, когда сами не занимаются внедрением. Сейчас, по словам Филатова, в этой программе участвует 70 компаний. Чтобы снизить порог вхождения в PartnerEdge, вендор предложил программу Member Extended Business Program. Ее суть заключается в том, что партнеры по продажам смогут привлекать другие фирмы для продвижения решений SAP, и для независимых консалтинговых и ИТ-компаний появился шанс стать участниками экосистемы партнеров SAP с меньшими инвестициями.