«Ангельскими инвесторами», или «бизнес-ангелами», называют частных инвесторов, которые вкладывают деньги в молодые компании на самых ранних стадиях их развития в надежде на значительно более высокий возврат на инвестиции по сравнению с традиционными возможностями вложений на фондовом рынке. Большинство из таких инвесторов сами по себе успешные предприниматели, которые хотят помочь другим поднять свой бизнес. Объем инвестиций сильно варьируется и в общем зависит от того, какая минимальная сумма требуется для того, чтобы бизнес-модель оправдала себя в глазах крупных инвесторов. В США принято считать средними ангельскими инвестициями от 150 тыс. до 1,5 млн. долл.

Термин «ангел» в данном случае пришел из США начала 1990-х, когда успешные предприниматели финансировали бродвейские постановки. Сегодня типичный бизнес-ангел в дополнение к минимальным инвестициям предлагает экспертизу, опыт и контакты. Об ангельских инвестициях известно значительно меньше, чем о венчурных, т. к. они осуществляются частными лицами и в частном порядке и обычно не предаются огласке. Администрация по делам малого бизнеса США оценивает число активных бизнес-ангелов в стране в 250 тыс. (данные 2006 г.). Они финансируют около 30 тыс. начинающих предприятий в год. Суммарный объем такого рода инвестиций предположительно составляет около 20–50 млрд. долл. в год (для сравнения: объем венчурных инвестиций составляет всего 3–5 млрд. долл. в год). На самом деле число потенциальных ангелов существенно больше. В США более 2 млн. человек имеют доход, позволяющий им безболезненно осуществлять подобные инвестиции.

По данным американских исследований (The Center for Venture Research at the University of New Hampshire), типичный бизнес-ангел в США выглядит приблизительно так:

  • Возраст 47 лет, годовой доход 90 тыс. долл., суммарные сбережения в размере 750 тыс. долл., высшее образование, опыт работы в качестве предпринимателя; инвестирует в среднем 37 тыс. долл. в каждое предприятие.
  • Большинство инвестируют в собственном городе или районе и редко вкладывают больше нескольких сотен тысяч долларов.
  • Неформальные инвестиции подобного рода являются первым по объемам источником внешнего капитала для малого бизнеса. 9 из 10 инвестиций идут в малые, в основном только что созданные, предприятия с числом сотрудников не более 20.
  • 9 из 10 инвесторов оформляют свои инвестиции в форме персональных займов или займов, гарантированных акциями компании, в которую они инвестируют. В среднем это увеличивает капитал предприятий на 57%.
  • 7 из 10 инвестиций осуществляются в пределах 50 миль от дома или офиса бизнес-ангела.
  • У бизнес-ангелов более высокий уровень доходов и образования, чем у среднестатистических граждан, однако в большинстве случаев они не являются миллионерами. На самом деле они составляют очень широкую демографическую группу с большим диапазоном личностных характеристик и инвестиционного поведения.
  • Инвестор ожидает возврат на инвестиции в среднем в размере 26% годовых и предполагает, что около 1/3 всех его инвестиций приведут к существенным финансовым потерям.
  • Инвестор принимает в среднем 3 сделки из 10 рассмотренных. Наиболее частые причины отказа — недостаточный потенциал роста, слишком высокая оценка бизнеса, недостаток управленческого таланта или профессиональной квалификации, недостаток информации о предпринимателе или ключевом персонале.
  • Анализ показывает, что недостатка в неформальном ангельском капитале нет даже во времена спадов и рецессий. Опрошенные инвесторы говорят, что готовы вложить в среднем на 35% больше, если бы нашли достойные проекты.

Для бизнеса, который находится в процессе поиска средств, правильный бизнес-ангел может стать идеальным первым шагом к общению с более формальными портфельными инвесторами. На встречи с бизнес-ангелом и получение денег уходит значительно меньше времени, проверка хозяйственной деятельности и решение юридических вопросов проходят менее формально, ожидания по возврату на инвестиции ниже, чем у венчурных капиталистов. Обратной стороной является необходимость поиска баланса между помощью, которую может оказать ангельский инвестор, и его желанием «порулить» и чрезмерной вовлеченностью в бизнес. Весьма важным становится правильное структурирование отношений.

На что рассчитывает бизнес-ангел?

На этот вопрос почти столько же ответов, сколько бизнес-ангелов в мире. У каждого свои критерии и фобии, потому что они инвестируют лично, собственные средства, и вкладывают в каждую инвестицию частичку своей индивидуальности. Практически каждый рассчитывает получить место в совете директоров и, возможно, роль консультанта. Все требуют хорошо построенных коммуникаций, однако для кого-то это означает предоставление квартальных отчетов, а другой потребует отчет еженедельно. Критериями успешности могут стать внутренний возврат на инвестиции в 30%, или объем продаж в 20 млн. долл. через пять лет, или возврат долга в пятикратном размере через три года.

Средние ожидания доли в компании, получаемой бизнес-ангелом за свой вклад, колеблются от 5 до 25%. Одни хотят дополнительные гарантии, например, получив привилегированные акции с определенными преимуществами при ликвидации бизнеса, другие предпочитают оформить инвестиции в виде займа, обеспеченного акциями и конвертируемого в акции по желанию инвестора. Возможны и другие условия, которые обеспечат инвестору более четкие гарантии возврата инвестиций в будущем. Однако эти условия могут стать и сдерживающим фактором для вхождения более крупных портфельных инвесторов, если будут ограничиваться права и доходность последних.

Некоторые ангелы требуют приоритетного права участия в следующих раундах финансирования, что может показаться разумным. Но многих венчурных капиталистов это может отпугнуть, если, опять же, будет ущемлять их интересы или фактически за их счет предоставлять преимущества более раннему инвестору.

Участие ангела в совете директоров также надо четко проговаривать. Когда проходит следующий раунд финансирования — останется ли это право? Будет ли оно зависеть от доли, которой владеет инвестор, — когда уровень упадет ниже оговоренного, он теряет право на место в совете директоров.

В целях защиты собственных интересов ангел может попросить не принимать определенных бизнес-решений без его предварительного одобрения. Речь может идти о продаже существенной доли активов компании, выпуске дополнительных акций, продаже акций по цене ниже, чем та, которую заплатил инвестор (включая выпуск акций для руководства компании). Ангелы стараются защитить цену акций таким образом, чтобы выпуск новых акций не позволил «размыть» долю инвестора без их ведома.

Если вы ищете контакта с ангелом, в первую очередь найдите несколько хороших советников, к которым можно было бы обратиться в том числе по стратегическим, финансовым и юридическим вопросам. Советники должны помочь в двух вопросах: подготовка бизнес-плана и стратегии, а также контакты с инвесторами. Бизнес-план должен содержать основания для финансирования, сведения о том, как капитал будет потрачен, и график развития, включая следующие этапы финансирования.

Вот краткое содержание документа, который должен получиться:

  1. Резюме, изложение сути бизнеса (его описание, возможности и стратегия, целевой рынок, ожидания по развитию и конкурентные преимущества).
  2. Описание индустрии, исследование и анализ рынка (клиенты, размеры и сегменты рынка, конкуренция, оценка возможной рыночной доли и продаж).
  3. Продукты и услуги компании (как на старте, так и в ходе развития).
  4. Экономика бизнеса (из чего складывается маржа, когда наступает безубыточность и т. д.).
  5. План маркетинга (общая стратегия, ценообразование, реклама, продвижение и распространение).
  6. План разработки и развития (создание/усовершенствование продуктов).
  7. Производственный/операционный план (географическое расположение, инфраструктура, производственные мощности).
  8. Управляющая команда (организационная структура, биографии, план компенсации ключевых сотрудников).
  9. Финансовый план (отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, прогнозы на 5 лет).
  10. Предложение для инвесторов (искомый объем финансирования, предлагаемый объем акций, капитализация, план финансирования).

Не жалейте времени на то, чтобы установить хорошие рабочие отношения с бизнес-ангелом, ведь вы планируете потратить несколько лет, работая бок о бок в критические для бизнеса времена. Проведите вместе достаточно времени, чтобы убедить себя и его, что вы подходите друг другу, что вам комфортно работать вместе как в периоды подъема, так и во время спада.

Об авторе: Павел Черкашин — генеральный директор Adobe Systems в России и СНГ.