Осенью этого года мы будем «отмечать» третью годовщину «нового» мирового кризиса, который, увы, затронул и российский ИТ-рынок. Кому-то покажется странным, зачем мы опять поднимаем эту тему? Прошло три года: все слабые и недальновидные компании ушли с рынка. А те, которые выжили, восстанавливаются, продолжают развиваться, расти. Но даже сейчас разговоры о том, что кризис все еще не преодолен, нет-нет да и заходят. И самое неприятное в том, что нередко подобное мнение высказывают руководители вполне успешных ИТ-компаний.

И вот что непонятно. Не секрет, что у CRN/RE налажен контакт со всеми звеньями канала продаж, мы собираем информацию, стараемся оценить ситуацию. У вендоров и дистрибьюторов все вроде бы хорошо — по их отчетам, денег они стали зарабатывать больше, по сути, почти столько же, сколько и до кризиса, их активность на рынке явно повысилась. По всему выходит, что эта часть ИТ-канала кризис преодолела. Но ведь деньги эти игроки не из воздуха берут, а получают по цепочке снизу: от заказчика к поставщику ПО или интегратору (или от частного лица ретейлеру), потом к дистрибьютору и только потом к вендору. Но как раз интеграторы и ретейлеры не перестают повторять, что кризис все еще продолжается. Вот и образуется необъяснимый для нас разрыв: у одной части канала (которая потребляет) все якобы хорошо, а у другой (которая зарабатывает) — плохо. Предлагаем разобраться в этом «искривлении пространственно-временного континуума» вместе. Нам интересно мнение каждого из наших читателей на эту тему*.

Вот, например, что думает о сложившейся ситуации руководитель одной из региональных ИТ-компаний:

«Если говорить о кризисе, то он, естественно, продолжается и даже, по моему убеждению, углубляется. Просто бизнесмены в большинстве своем (кто свой бизнес не от бабушки получил) — особенные люди. Они привыкли биться, выживать. Поэтому и падение рынка выражается в том, что плохо становится сразу всем, просто неудачливым или менее боевым делается еще хуже, чем остальным. В результате кому-то что-то достается (тем, кто оказался более жизнестойким). Рано или поздно, но какие-то продажи все равно должны были пойти, и действительно заказы появились, а вместе с ними возникла иллюзия, что мы поднимаемся с колен.

Особенно этот эйфорический бред усиливается, когда какой-нибудь очередной добрый олигарх решает (хватит покупать острова и города) инвестировать в облака (например) те деньги, что были взяты на построении какого-нибудь портала за 20 ...ллиардов.

А что делают дистрибьюторы? Они на эту ситуацию смотрят сверху и думают, что с вендорами классную «мульку» придумали. Мол, пусть дилеры на земле бьются, демпингуют, «убивают» маржу друг другу, ведь так или иначе, все, что дилеры «нароют», придет к дистрибьюторам и к вендорам. Вот они и считают, что рынок растет.

Но все, кто хоть немного понимает, что происходит, видят и то, что это иллюзия. Как может расти рынок в стране, в которой такое отношение к настоящему и будущему, в которой умудренные государственные мужи говорят: «Доколе наше государство будет держать на своих хрупких плечах детсады и школы? Пусть сами теперь зарабатывают!» Какой, к черту (да простят читатели мою грубость), подъем при том, что в стране творится, да и в мире тоже? Просто надо понимать, что те, кто управляет миром, живут в другом измерении. Ну захотелось им облаками побаловаться, пару сотых процента вложили в облака... А в результате в какой-нибудь России благодаря этому лет на 10 вперед кто-то увидел «прорыв»...

Современная Россия виртуальна во всем. У нас нет экономики, нет промышленности, нет сельского хозяйства, у нас есть только «труба». Просто те, кто заведует «трубой» (или их консультанты), совсем не глупые. Они малую часть того, что имеют, пускают на имитацию экономики страны. Все что-то возят, продают, кто-то куда-то что-то даже инвестирует (причем сами же для себя, для создания той самой видимости «бума») — но все это, увы, иллюзорно. Заводы работают только те, где владельцы по каким-то причинам и даже, может, не «благодаря», а «вопреки» пока что бьются (потому что они по сути своей бойцы). Сельского хозяйства — нет. В стране работают только рынки и структуры, обслуживающие разные коммерческие структуры, в названиях которых содержатся слова «Государственная корпорация». И вот за счет этих крох иллюзия рынка и существует. А рынка-то никакого и нет».

* Свои мнения о ситуации, сложившейся к настоящему моменту на российском ИТ-рынке, вы можете присылать на электронный адрес belova@novostiitkanala.ru.