Компьютерный рынок, появившись на свет в конце 80-х, оказался самым динамичным и цивилизованным в России. А цивилизованный рынок подразумевает наличие определенной инфраструктуры. И одним из главных элементов этой инфраструктуры всегда считалась компьютерная пресса. Именно она, пропагандируя новые информационные технологии, в конечном счете, способствует формированию здорового рынка.

В нынешнем году исполнилось 10 лет нашему Издательскому дому "СК Пресс", вместе с ним отметило первый "круглый" юбилей его флагманское издание - журнал PC Magazine/RE, которым уже почти 8 лет руководит главный редактор Рубен Герр.

Первый и, надо сказать, успешный проект недолго был единственным. Одно за другим в стенах издательского дома зарождаются и развиваются новые компьютерные СМИ.

В 1995 г. под руководством Эдуарда Пройдакова выходит первый номер русского издания PC Week/RE - одного из наиболее авторитетных еженедельников, освещающих практически все вопросы, связанные с развитием и применением ИТ и решений. Главное внимание издание уделяет корпоративному сектору рынка.

В 1996 г. появляется CRN/RE. В отличие от большинства выходящих в России компьютерных изданий наша газета основное внимание уделяет ИТ-бизнесу.

В 1998 г. выходит Enterprise Partner - первое в России издание для руководителей и ИТ-директоров предприятий, уделяющее особое внимание экономическим аспектам информатизации предприятий. Журнал сфокусирован на роли передовых технологий в бизнесе предприятий. Руководит изданием Камилл Ахметов.

Наконец, в 2000 г. Издательский дом "СК Пресс" добавляет в спектр своих изданий журнал "BYTE/Россия" для специалистов, формирующих информационную политику предприятий. Главный редактор - Андрей Борзенко.

Каждый из этих проектов стал заметным явлением не только на компьютерном рынке, но и в российских СМИ в целом.

Издательский директор
Евгений Адлеров

CRN/RE: Несколько слов о том, как начинался "СК Пресс" и какие тогда ставились задачи? На сколько лет вперед вы смотрели?

Евгений Адлеров: Скажу честно, о какой-то великой миссии мы тогда не думали. В стране царил информационный голод в области ИТ, и существовала совершенно свободная ниша специализированных изданий. Так возникла идея выпускать журнал по ИТ. В то время мировым лидером был не PC Magazine, а скорее Byte. Сегодня этого журнала на Западе уже нет, а у нас по стечению обстоятельств он существует. Мы обратились в Byte с предложением издавать русскую версию, но нам довольно долго не отвечали. В конце концов, нам надоело ждать и мы отправили бизнес-план в издательство Ziff-Davis, выпускавшее PC Magazine. Тогда этот журнал только начинал выходить в лидеры среди компьютерных изданий. В Ziff-Davis отреагировали очень быстро: выпускайте, будет выгодно, лицензия недорогая и т. д. С этого и начались российский PC Magazine и "СК Пресс". А задачи ставились тогда очень простые: создать журнал и сделать его успешным. На годы вперед мы, конечно, не заглядывали. На первых порах ограничивались перспективой на несколько месяцев: журнал был бедный, тонкий, на простой бумаге. Естественно, сегодняшние масштабы бизнеса мы не предвидели, хотя и мечтали о построении чего-то большого, но чего именно, никто не представлял.

CRN/RE: Что вы считаете своим самым большим достижением за эти годы?

Е.А.: То, что удалось построить успешный издательский дом - не в смысле размера, числа изданий или финансового успеха, а такой, который стал неотъемлемой частью ИТ-рынка России. И это очень важно. Потому что, как показывает опыт, специализированный издательский дом, коим мы являемся (хотя сейчас выпускаем не только компьютерные издания), выживает и достигает успеха только в том случае, если сам становится частью рынка, если рынок без этих изданий уже нельзя себе представить.

CRN/RE: Другими словами, вы считаете, что функция отраслевой прессы как средства распространения информации - не главная?

Е.А.: Да, не главная. Специализированные издания - относительно новое изобретение, оно существует лишь несколько десятков лет. Ранее существовали три вида изданий - общие, business-to-business и маргинальные (отражающие очень узкую нишу или срез действительности, скажем, журнал, посвященный 6-зарядным револьверам). Маргинальные и business-to-business издания безусловно, были частью рынка. Специализированный журнал - гибрид трех вышеназванных. Причем его очень трудно вырастить - с одной стороны, нужно быть неотъемлемой частью рынка, а с другой - быть в чем-то похожим на общую прессу. Нам удалось создать издания и целый издательский дом, являющиеся частью рынка, и в этом, я считаю, наше главное достижение.

CRN/RE: Ваши самые удачные и неудачные решения за 10 лет?

Е.А.: Назвать какие-то решения самыми удачными мне сложно. Поскольку все наши основные проекты успешны и лидируют в своих нишах, то, видимо, принятые решения были правильными. Я не вижу в нашей истории каких-то явно неудачных решений. Да, реализация ряда проектов была остановлена кризисом 1998 г. или экономической ситуацией. Но я не считаю, что решения, которые мы принимали, были неудачными. Хотя бы потому, что в "СК Пресс" решения принимает не один человек, а группа партнеров. Так что ошибиться трудно.

CRN/RE: Наверное, у вас есть четко сформулированная миссия компании?

Е.А.: Безусловно. Вообще-то я не поклонник западной, а теперь уже и российской моды начинать бизнес-план с громких слов под заголовком "миссия компании". Что такое, например, миссия издания? По отношению к читателям - удовлетворение потребностей читательской аудитории в данной нише. По отношению к рекламодателям - сведение их с потенциальными покупателями. Вот и все. Соответственно миссия Издательского дома "СК Пресс" - это выпуск изданий, каждое из которых удовлетворяет эти потребности в своей нише.

CRN/RE: Каковы планы "СК Пресс" на рубеже второго десятилетия? О чем вы мечтаете?

Е.А.: Наш план - оставаться частью рынка. Если в ИТ-индустрии еще существуют незанятые ниши, в которых нужны свои издания, то начать выпуск таких изданий. Если говорить о мечте, то, наверное, было бы неплохо превратить "СК Пресс" из издательского дома, специализирующегося в области ИТ, в универсальный - выпускающий общие, специализированные и маргинальные газеты и журналы. Уже до конца этого года у нас выйдет пять новых изданий (два общих и три маргинальных), и все они - за пределами рынка ИТ.

Издатель Группы ИТ
Николай Федулов

CRN/RE: Что привело вас в издательский бизнес?

Николай Федулов: В "СК Пресс" я работаю с 1996 г., а до этого был генеральным директором компании CSM, входившей в то время в холдинг Merisel. Наш бизнес был на подъеме, вместе с Михаилом Красновым мы строили большие планы, готовили реорганизацию компании. Как-то раз мне позвонил Евгений Адлеров и предложил встретиться. Я подумал, что это будет очередной разговор издателя с рекламодателем, но Евгений неожиданно заговорил совсем о другом - предложил мне заняться издательским бизнесом.

CRN/RE: Вы не были готовы к такому повороту событий?

Н.Ф.: Честно говоря, нет, но его предложение меня заинтересовало. Я всегда с интересом относился к работе СМИ, уже тогда у меня были дружеские отношения с Рубеном Герром, Эдуардом Пройдаковым, Дмитрием Мендрелюком, многими журналистами. Приходилось принимать участие в подготовке журналов, посвященных продукции Apple, мы тогда поставляли эти компьютеры в Россию. Так что с работой в изданиях был знаком не понаслышке. Мои личные, сокровенные планы лежали в той же сфере. В общем предложение Адлерова попало на подготовленную почву. Работа в издательском доме давала возможность, во-первых, заняться тем делом, о котором давно мечтал, и, во-вторых, хорошо зарабатывать. Я долго не раздумывал и принял это предложение.

CRN/RE: Чем вам пришлось заниматься?

Н.Ф.: Мне предложили пост издателя PC Magazine/Russian Edition. Я не очень понимал, что это такое, Евгений мне в общих чертах объяснил, в чем заключается специфика работы, и я решил, что во всех тонкостях и деталях разберусь сам по ходу дела. На первых порах было трудно, но пригодился опыт, приобретенный в компьютерном бизнесе. Работа в издательстве оказалась в чем-то похожей на работу системного интегратора - надо уметь поладить и с вендорами, и с дистрибьюторами, и с клиентами. Вскоре в "СК Пресс" был запущен новый проект - газета Computer Reseller News/Russian Edition. Подробно останавливаться на этом, наверное, не стоит, не так давно CRN/RE отметила 5-летний юбилей, думаю, наши партнеры еще не забыли об этом. Затем появились Enterprise Partner и Byte/Россия. Но это уже новейшая история "СК

Пресс".

Генеральный директор
Леонид Теплицкий

CRN/RE: Как вы оказались в издательском бизнесе?

Леонид Теплицкий: Еще в 60-е годы у меня было хобби - технические переводы и составление терминологических словарей, преимущественно по вычислительной технике. Это помогало "занять свободное время", быть в курсе мировых событий и тенденций развития компьютеров, поддерживать свой уровень английского языка. К тому же за это платили. А потом все сложилось как-то само собой. Завод "САМ", на котором я работал, вместе с промышленностью и наукой страны попал в штормовую полосу перестройки. Меня пригласил в PC Magazine/RE его первый главный редактор Юрий Кузьмин, знавший мои профессиональные и деловые качества. Когда он ушел, я стал его преемником, а затем генеральным директором ЗАО "СК Пресс", которое тогда никак нельзя было назвать процветающим, а тем более издательским домом.

CRN/RE: С какими трудностями пришлось столкнуться Издательскому дому "СК Пресс"?

Л.Т.: В течение первых лет пришлось решать много проблем, характерных для "совкового" периода. Это и аренда помещения, с неоднократными переездами с места на место. Это и добывание бумаги, установление "дружеских" контактов с руководителями типографий...

В "СК Пресс" все резко изменилось с приходом Евгения Адлерова, одним из первых серьезных решений которого стал перевод журнала на печать в Финляндию. Сразу же отпали многие "нетворческие" вопросы, постепенно удалось наладить ритмичный выпуск журнала, повысить качество, добиться приличной рентабельности.

А в последние годы - это дефолт, переезд в новое помещение, выпуск новых изданий при минимальном увеличении числа сотрудников.

CRN/RE: Сегодня в "СК Пресс" работает хорошая команда. Как удалось ее собрать?

Л.Т.: Известно, что капитал стремится туда, где для него создаются наилучшие условия. Люди тоже предпочитают работать там, где им хорошо и комфортно.

Главное - все руководители "СК Пресс", несмотря на разный возраст, предыдущий опыт, верят в то, что кадры решают все. Поэтому с самого начала в редакцию PC Magazine/RE, а затем и в другие редакции и подразделения "СК Пресс", особенно на ключевые должности, приглашались, как правило, не просто профессионалы и специалисты высокого уровня, а люди, с которыми приятно работать, трудоголики, "командные игроки", болеющие за дело, за конечный результат.

CRN/RE: Какие события вы считаете ключевыми для "СК Пресс"?

Л.Т.: Ключевые события для издательского дома по определению - это новые издания, которые завоевывают лидирующие позиции в новых нишах рынка компьютерной и не только компьютерной периодики. Начиная с 1995 г. практически ежегодно "СК Пресс" представляло на Комтеке первые номера газет и журналов, которые сейчас являются ведущими в своих категориях. Это удостоенный многих наград еженедельник PC Week/RE, не имеющие соперников газеты "CRN/RE. ИТ-бизнес" и "Enterprise Partner. Корпоративные системы".

Важным событием стало объединение всех основных подразделений "СК Пресс" под одной крышей, что позволило эффективнее управлять нашим уже достаточно большим предприятием, смелее планировать дальнейшее развитие бизнеса.

CRN/RE: Главные успехи "СК Пресс"?

Л.Т.: На разных этапах жизни "СК Пресс", как и у обычного человека, бывали не только успехи, но и неудачи, однако успехов в общем было больше. Если сегодня оглянуться назад, то можно, видимо, назвать несколько главных вех. Это стабильный выпуск флагманского издания PC Magazine/RE и других изданий. Это сохранение ведущих специалистов, привлечение многих сильных профессионалов компьютерной прессы и компьютерного бизнеса, наращивание ресурсов для разработки и внедрения следующих проектов. Ведь главное - постоянное движение вперед. Иначе скучно.

CRN/RE: Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах издательского дома.

Л.Т.: Еще до конца года мы хотим приступить к выпуску нескольких новых изданий некомпьютерного профиля: журналов "Дорогие игрушки" (для состоятельных людей, которым требуется помощь, чтобы потратить деньги), "Международный аэропорт Домодедово" (бортовой журнал для авиапассажиров), Seventeen (переводной журнал для девушек и молодых женщин) и Men's Fitness (тоже переводной журнал для мужчин). Есть и другие планы. Будем надеяться, что у нас хватит удачи, энергии, желания, умения и ресурсов, чтобы эти и другие проекты воплотить в жизнь не менее успешно, чем ранее. Хотелось бы только, чтобы не помешали какие-либо форсмажорные обстоятельства.

Главный редактор PC Magazine/RE
Рубен Герр

У какого-то из европейских народов есть пословица "Человек, прочитавший Библию, на всю жизнь остается человеком, прочитавшим Библию". Есть, конечно, и куда более фривольные интерпретации этой идеи, но приведенная мне больше по душе.

Начав размышлять об эволюции изданий нашего Дома, я никак не мог отойти от этой мысли. Все наши издания следовали за запросами читательской аудитории. Вспомним, кем были "при Советской власти" теперешние российские лидеры компьютерной индустрии. Программисты, научные сотрудники, инженеры-разработчики... Кто еще? Разве что небольшое число "комсомольских лидеров". Однако всех этих людей роднит одно: неутолимое стремление к самостоятельной деятельности, не под чью-то диктовку, а по собственным побуждениям.

Для всех тех, на кого теперь равняется молодежь, было характерно одно: желание самостоятельно принимать решения и нести за это всю ответственность, словом, полная власть над своею судьбой и желание хотя бы немного переделать мир по собственному усмотрению. Человек, хлебнувший Власти, уже не может жить по-другому.

В лидеры современной российской ИТ-индустрии вышли те, кто не мог "жить по-другому" даже в условиях, в которых все этому противодействовало. Теперь на смену им приходят новые поколения, которые уже и представить себе не могут, что фасон куртки или прическа могли стать серьезным препятствием в карьере, но это не важно. У них вполне достойные учителя.

Хотим мы того или нет, издание делают люди, стоящие по обе стороны от печатного пресса: и те, кто снабжает этот пресс материалами, и те: кто их "потребляет". Поэтому в ответ на все поздравления с юбилеем хочу ответить: "Спасибо, но ведь это вы сделали нас такими, какими мы стали!".

Главный редактор PC Week/RE
Эдуард Пройдаков

10 лет журналу PC Magazine/RE и соответственно Издательскому дому "СК Пресс"... Зрелый возраст для любого проекта. По существу любое дело можно в той или иной степени рассматривать как проект. Да и каждый из нас тоже, в конце концов, чей-то проект. Известно, что каждый проект проходит примерно те же стадии: рождение, взросление, зрелость, старение и реинкарнацию, т. е возрождение в другом обличье.

Наши юбиляры - ровесники российского компьютерного рынка - они росли и развивались вместе с ним. Вырастить проект - особое искусство. Говорят, что мужчина - это чудом выживший мальчик. Так и с проектами, фирмами и издательскими домами. Мне всегда интересно наблюдать процесс раскрутки бизнес-идеи, когда сначала образуется неглубокая и медленно вращающаяся воронка событий, которая усилиями менеджеров начинает втягивать в себя все больше и больше людей, ресурсов, привлекать все больше внимания. Потом она порождает другие воронки и образует то, что мы называем рынком. Интересны роли, которые при этом играют разные люди: есть те, кто хорошо раскручивает новые проекты, есть администраторы, поддерживающие вращение на заданном уровне, наконец, система была бы не полна без "душителей" фирм. (В хорошо спроектированной системе все операции должны быть обратимы.)

Итак, с этой системной точки зрения юбиляры достигли начала самого и плодотворного периода своей жизни - зрелости: времени браков и детей, повышения социальной роли и ответственности. Да сопутствует им успех!

Главный редактор Enterprise Partner, управляющий редактор BYTE/Russia
Камилл Ахметов

10-летие "СК Пресс" - это важная веха для всего ИТ-рынка России. Ведь цивилизованному, здоровому рынку обязательно нужна поддержка бизнеса в виде пропаганды технологий для аудитории. Именно такими и стали первые проекты издательского дома - рупорами ИТ-технологий для масс. Знаменитый PC Magazine/RE 10 лет назад вообще был единственным средством массовой информации такого уровня для квалифицированных пользователей ПК, а PC Week/RE стал 6 лет назад еженедельником, освещающим практически все вопросы, связанные с развитием и применением ИТ.

Более новые издания уже фокусируются на более конкретных потребителях. Так, газета Computer Reseller New, а ныне просто CRN/RE первой стала уделять основное внимание именно ИТ-бизнесу. Газета Enterprise Partner стала первым в России изданием для руководителей и ИТ-директоров предприятий, а новый проект Издательского дома "BYTE/Россия" опять же впервые ориентирован на специалистов, формирующих информационную политику предприятий, системных администраторов, сотрудников отделов автоматизации и технических центров, разработчиков ПО.

Я думаю, что в дальнейшем наш издательский дом выпустит еще не одно издание, нацеленное на разные ниши рынка.

Главный редактор журнала "Byte/Россия"
Андрей Борзенко

Десять лет - много это или мало? Думаю, что для российской компьютерной прессы - срок просто огромный. Хотелось бы, кстати, отметить один немаловажный факт: многие из тех, кто участвовал в становлении отечественной компьютерной журналистики, работают сегодня в "СК Пресс".

Я хорошо помню не холодное лето 1991 г. и первый номер журнала PC Magazine/RE, который приобрел в магазине на Мясницкой. В то время российская компьютерная индустрия только зарождалась. Если, например, на некоторых предприятиях "оборонки" дефицита ПК тогда особого не ощущалось, то вот получить информацию о новых технологиях и тенденциях мирового рынка было довольно сложно. Оригинальные журналы были редкостью, да и стоили они немало. Это сейчас без использования ресурсов Сети практически невозможно представить себе какую-то работу, а в то время любое печатное издание зачитывалось чуть ли не до дыр. Разумеется, первый номер нового журнала PC Magazine/RE исключением не стал.

Так случилось, что в том же 1991 г. я начал работать в компьютерной прессе и сегодня с полным правом могу отметить двойной юбилей.

Хотелось бы пожелать всем сотрудникам "СК Пресс" стабильности, что особенно важно в наше неспокойное время, ну и, разумеется, дальнейших успехов и процветания.