Увеличить
Увеличить
Дмитрий Хороших, менеджер по развитию бизнеса ЦОД Cisco

Компания Cisco — один из признанных лидеров в сфере сетевых технологий и уже более 10 лет является серьезным игроком на рынке вычислительных систем и смежных решений, позволяющих создавать передовые платформы для работы самых разнообразных приложений.

Все началось в 2009 году, когда на волне виртуализации Cisco выпустила свою вычислительную систему Cisco UCS. Основная цель была в том, чтобы изменить подход к проектированию, управлению и последующей эксплуатации серверных систем. Вместо традиционного для других производителей подхода к управлению вычислительной системой как набором отдельных компонентов — серверов, коммутаторов, СХД и пр., вендор предложил подход, при котором администратор настраивал все параметры вычислительной среды из единого интерфейса и мог использовать единые шаблоны для управления не одним сервером, а целой группой, например, кластером виртуализации. Такой подход позволил Cisco всего за 5 лет занять лидирующие позиции на рынке блейд-серверов.

По данным компании IDC, в 2014 г. Cisco вышла на 2-е место в мире по объему продаж блейд-серверов UCS, а к 2017 г. занимала 1-е место. И сегодня поставщик входит в тройку лидеров. Это неслучайно, ведь по данным той же IDC, использование серверов UCS в ИТ-инфраструктуре позволяет снизить совокупную стоимость владения (TCO) вычислительной платформой на 46% в течение трех лет эксплуатации оборудования.

Вслед за тенденциями на рынке виртуализации, в 2016 г. в портфеле компании появилось собственное гиперконвергентное решение Cisco Hyperflex — программно-аппаратный комплекс для построения гибких, надежных и масштабируемых вычислительных платформ для работы с самыми разными приложениями. По данным компании Gartner, с 2018 г. Hyperflex входит в группу лидеров рынка гиперконвергенции. А американское издание CRN в 2019 г. назвало Hyperflex продуктом года.

Кроме разработки собственных решений, Cisco активно сотрудничает в создании совместных решений с партнерами. Например, в 2016 г. аналитики IDC назвали серверы Cisco UCS лучшей платформой для SAP HANA, а буквально на днях компания Cisco совместно с фирмами Cloudera и Nvidia выпустила обновленное типовое инфраструктурное решение для систем искусственного интеллекта. Это лишь 2 примера из более чем сотни решений, но они наглядно демонстрируют, насколько широк сегодня спектр применений вычислительных систем Cisco UCS.

Помимо серверной платформы UCS и созданных на ее основе типовых решений для реализации большого числа различных прикладных задач, в портфеле Cisco для центров обработки данных (ЦОД) есть еще 2 категории продуктов. Первая — это сетевая архитектура ACI anywhere для решения всего спектра задач сетевого взаимодействия виртуальных и физических серверов в ЦОД, в том числе, территориально-распределенных и облачных. Вторая категория — продукты для аналитики, автоматизации и оркестрации ресурсов в ЦОД на всех уровнях архитектурного стека.

Жизнь в новых реалиях

Когда в марте этого года мы все столкнулись с новыми реалиями, стало ясно, что правила, по которым развивалась ИТ-инфраструктура многих компаний, отныне изменятся навсегда. В связи с переходом на удаленный режим работы, у ИТ-отделов появились задачи организации безопасного удаленного доступа к приложениям и настройки новых сервисов для поддержки и координации удаленной работы.

«Многие заказчики, с которыми мы общались, почувствовали проблемы в работе ИТ-инфраструктуры еще до начала решения этих задач, — говорит Дмитрий Хороших, менеджер по развитию бизнеса ЦОД Cisco. — Если в обычном режиме работы нужно перезагрузить сервер или провести перекоммутацию в серверной, то в любой момент можно пойти и сделать это. А если случилась авария — можно попросить администраторов выйти сверхурочно, чтобы восстановить работоспособность. Многие компании жили в таком режиме годами и считали это нормой. Естественно, при таком подходе всевозможные мероприятия по автоматизации, удаленному управлению и пр. будут считаться лишними и ненужными затратами, часто расходы на автоматизацию рассматривались только как возможность сократить персонал. Сегодня, когда все сотрудники вынужденно работают из дома, а любой визит в офис необходимо согласовывать чуть ли не с генеральным директором, ситуация меняется кардинально. Почти все наши заказчики, ранее перешедшие на платформы Cisco UCS и ACI (сеть ЦОД, ориентированная на работу с приложениями) высоко оценили возможности систем Cisco в изменившихся условиях. Многим заказчикам очень помогло в реализации проектов то обстоятельство, что у Cisco существует набор типовых решений для самых разных бизнес-приложений. Типовое решение хорошо тем, что его заранее собрали и протестировали в лаборатории Cisco, подготовили документацию, инструкцию по сборке, инсталляции и пусконаладочным работам. Заказчику не нужно проводить тестирование, проходить все этапы самостоятельно. В обычных условиях наш подход существенно экономит время, а сейчас, когда возможность приехать в офис для организации тестирования оказывается под вопросом, такие типовые решения могут оказаться единственным выходом при разработке новой платформы в сжатые сроки».

Специалисты Cisco считают, что сегодня, когда напряжение, вызванное несколькими месяцами пандемии, начало спадать, самое время заглянуть в будущее и решить, в каком направлении развивать ИТ-инфраструктуру предприятия. Здесь можно назвать 2 основные задачи, без решения которых сложно будет двигаться вперед. Обе связаны с управления ИТ-инфраструктурой:

  1. Развертывание новых сервисов и управление изменениями в них, контроль связности и взаимодействия.
  2. Контроль нагрузок, определение узких мест и масштабирование ресурсов.

Как утверждают аналитики IDC, сотрудники ИТ-отделов до 46% своего рабочего времени тратят на отладку и поддержку работы существующих сервисов, а не на развитие новых, причем из этого времени 4/5 приходится на сбор необходимой информации о текущем состоянии системы и только 1/5 — на анализ и решение проблем.

Эффективно управляем, находим скрытые ресурсы

Современные компании, как правило, редко довольствуются единой вычислительной платформой. Кроме собственных ресурсов, многие сегодня используют облачные сервисы, и зачастую не один, а несколько. Но при этом управление данной распределенной инфраструктурой производится вручную. Да, есть какие-то скрипты, что-то частично автоматизировано, но единой платформы, позволяющей получить полную картину происходящего, сегодня нет ни у кого. Малейшее изменение в системе — и старые скрипты не работают, а это оборачивается потерями времени и денег.

Автоматизация инфраструктурного слоя на примере серверов UCS или сети ACI дает возможность перенести внимание на следующий уровень — приложения и сервисы. Возьмем, например, систему планирования логистики товаров в крупной розничной сети. Из каких приложений она состоит, где они расположены, с какими системами связаны? Есть ли модули, которые разрабатываются внутри компании самостоятельно? Каков цикл разработки этих модулей? Вопросов много, особенно, если часть модулей действительно разрабатывается пользователем самостоятельно, а, значит, система живет в режиме постоянных изменений.

И как быть, если при этом отдельные части системы находятся во внешнем облаке? Cisco Cloud Center позволяет управлять таким сложным окружением с помощью новой концепции, которая называется «профиль приложения». Владельцам приложения нужно единожды описать внутренний состав и требования приложения, а затем с помощью Cloud Center его можно будет развернуть в своей инфраструктуре или во внешнем облаке без каких-либо дополнительных временных затрат. Более того, если компания использует в ЦОД сеть ACI, все вопросы сетевой связности и политик безопасности приложения будут автоматически настроены одинаковым образом как в своей сети, так и в публичном облаке. А встроенный в Cloud Center инструмент Cost Optimizer позволит посчитать стоимость для бизнеса различных приложений в зависимости от цены вычислительных ресурсов и объемов их потребления.

Вторым частым сценарием развития инфраструктуры является ситуация, когда нет часто меняющихся приложений, и, на первый взгляд, система статична. Все приложения виртуализированы, ИТ-специалисты в любой момент могут получить отчет о текущей загрузке ресурсов, что-то перераспределить, заранее понять, что нагрузка растет, и нужно масштабировать систему. Это очень хороший сценарий работы ИТ-отдела, но если приложений больше сотни, то управление такой системой «вручную» становится нетривиальной задачей. Здесь на помощь придет инструмент Cisco Workload Optimization Manager (CWOM). Он контролирует работу вычислительного кластера в реальном времени, собирает информацию о потреблении ресурсов различными приложениями, и с помощью встроенных алгоритмов машинного обучения поможет найти узкие места и выработать стратегию их устранения.

«Часто сложно понять, какие ресурсы нужно добавить, а это чревато либо излишними тратами на расширение, либо, наоборот, компания продолжает мириться с недостаточной производительностью, так как запрошенный бюджет оказывается непомерно большим, — отмечает Дмитрий Хороших. — CWOM поможет найти скрытые резервы систем. Так, в одном из центров разработки компании Cisco на кластере с 6000 виртуальных машин за 2 недели анализа с помощью CWOM было найдено ресурсов для работы еще 2000 виртуальных машин. Увеличение производительности на 30% без затрат на расширение — неплохой результат даже для платформы разработки. В системах наших заказчиков, которые проводили пилотное тестирование CWOM в этом году, удавалось найти 10-15% резервных мощностей, не очень много, но некоторым компаниям в марте-апреле нынешнего года именно этих 15% не хватило, чтобы перейти на удаленную работу без больших финансовых и временных затрат».

Курс на мультидоменную интеграцию и управление приложениями

Отдельно следует рассказать о типовых решениях Cisco CVD (Cisco Validated Design). Они разрабатываются совместно с экосистемными партнерами для выполнения самых разных прикладных задач: построения платформ виртуализации, создания инфраструктуры виртуальных рабочих мест, подключения сервисов Oracle, SAP, Microsoft, работы с большими данными, использованием платформ контейнерной виртуализации и искусственного интеллекта. По опыту специалистов Cisco, в большинстве проектов слишком много времени приходится тратить на решение повторяющихся задач, таких как планирование архитектуры, тестирование, подготовка документации.

«Типовые решения создаются для того, чтобы ускорить процесс разработки и внедрения новых систем, — подчеркнул Дмитрий Хороших. — Каждый такой документ — это примерно 2 тыс. человеко-часов работы сотрудников Cisco и технологических партнеров, и все эти документы выложены на сайте Cisco для свободного доступа. Сегодня мы видим огромный интерес к таким решениям со стороны партнеров и надеемся, это в итоге поможет заказчикам Cisco снизить общую стоимость владения инфраструктурой».

В заключение несколько слов о том, какой видят в Cisco ближайшую перспективу в развитии инфраструктуры ИТ. Если задуматься, чего не хватает специалистам для полного контроля работы всех приложений, то следующим шагом, после единой платформы управления ландшафтом распределенного ЦОД, должно быть сквозное управление доступностью приложений на всем пути от пользователя до информационной системы. С точки зрения мониторинга, эта задача уже сегодня решается с помощью продукта Cisco AppDynamics, но управление вычислительной платформой, сетью ЦОДов и сетями уровня предприятия и WAN все равно пока осуществляется с помощью отдельных систем. При этом везде мы видим тенденции к укрупнению доменов управления. В ACI вы не управляете каждым коммутатором в отдельности, а задаете настройки всей сети в едином контроллере, то же можно сказать про сети DNA, SD-WAN. Профиль приложения в Cloud Center также может контролировать различные ресурсы, требуемые приложению — вычислительные, сетевые, состав системного ПО и пр. Логичным следующим шагом будет интеграция различных доменов управления, чтобы была возможность, наконец, перейти от управления устройствами к управлению приложениями.

Курс на такую мультидоменную интеграцию был анонсирован около двух месяцев назад. По оценкам аналитиков компании Cisco, такая интеграция позволит существенно повысить надежность и безопасность приложений, а также в 4 раза сократить затраты на управление текущей инфраструктурой за счет внедрения нового подхода к управлению изменениями. Ведь жизнь в режиме постоянных изменений — один из девизов «новой нормальности», и ИТ как нервная система современного бизнеса ежеминутно чувствует все эти изменения на себе.

Надо отметить, что решения для ЦОДов входят в Cisco в список наиболее приоритетных. Объем этого бизнеса составляет существенную часть оборота вендора, его доля выражается двузначным числом. В настоящее время в России все золотые партнеры Cisco, а также более трех десятков других компаний-интеграторов имеют в штате обученных сотрудников, специализирующихся на реализации проектов в области ЦОД. В каждом регионе России есть 3-4 партнера, которые ежегодно реализуют по несколько проектов.

«Мы видим высокий интерес заказчиков к серверным решениям Cisco. Только за прошедший год было завершено более сотни проектов построения либо модернизации центров обработки данных. Динамика роста направления ЦОД в Cisco, которую мы наблюдаем, опережает динамику рынка в целом», — подытожил Дмитрий Хороших.

Спецпроект