24 июля 2017 г.

«Билайн» представил на российском рынке платформу Veon, объединяющую на момент запуска мессенджер, онлайн-кинозал и музыкальный сервис, настраиваемые информационные каналы, платежные и скидочные сервисы, а также «личный кабинет» абонента. В настоящее время решение ориентировано на частных абонентов, но, по словам представителей оператора, идет работа над корпоративной версией продукта. Корпоративная версия может составить конкуренцию присутствующим решениям класса интегрированных коммуникаций (Unified communications, UC), про актуальность которых CRN/RE писал. Возможно, на этом поле к имеющимся софтверным компаниям — «Новые облачные технологии», flock, Microsoft и другие — на российском рынке добавится мощный игрок в виде оператора сотовой связи.

Портал: версия XXI века

Концепция платформы, на которой интегрированы разнородные сервисы, покрывающие большинство потребностей среднестатистического абонента, напоминает идею интернет-порталов, бывшую модной в конце девяностых годов прошлого века, но в последствии утратившую актуальность. Однако вполне возможно, что у многих пользователей такая концепция встретит отклик и сегодня.

Коммуникационные, развлекательные, информационные и платежные сервисы, собранные в едином приложении и доступные через единый интерфейс, будут актуальны, например, пожилым пользователям, которым не очень удобно разыскивать разные сервисы в разных приложениях и на разных сайтах. Заметим, что Veon доступен абонентам всех операторов — нужно установить на смартфон соответствующее приложение из Google.play или из AppStore — но для подключенных к сети «Билайн» весь внутренний трафик этого сервиса будет бесплатным.

Бесплатность внутреннего трафика Veon для абонентов «Билайна» означает возможность пользователям сервиса в его рамках совершенно бесплатно обмениваться сообщениями в чате и пересылать «видосики», а также совершать голосовые вызовы по каналам IP-телефонии. Приятной абонентам «Билайна» будет и возможность смотреть фильмы из каталога Veon, не тратя при этом ни копейки, в том числе, и на оплату мобильного трафика. Наконец, оператор не будет тарифицировать просмотр новостей через Veon, которые также могут содержать тяжелые медиафайлы.

Насколько актуален и востребован на массовом рынке будет Veon, пока сказать сложно — все зависит от удобства предоставляемых сервисов, актуальности поставляемых новостей и востребованности фильмов из ассортимента, а также от маркетинговой активности оператора и его партнеров в продвижении новинки на российский рынок.

Партнером Veon по поставке информационных каналов выступает «Рамблер», а платежных сервисов — MasterCard. Партнеры достаточно крупные и известные, причем Veon намерен расширять их количество. Представители «Вымпелком» подчеркнули, что Veon открыт для сотрудничества с локальными компаниями во всех регионах страны, в том числе, и из сегмента SMB. Фирмы, присоединившиеся к партнерству с Veon, могут предоставлять его пользователям, например, скидочные купоны или другие «бонусы» для привлечения новых покупателей, увеличения лояльности имеющихся и т.д.

После ухода с российского рынка мобильной связи тарифных планов с безлимитным интернет-трафиком операторы стали предоставлять «лимитированные безлимиты». Выразительным примером таких инициатив являются, например, тарифные планы семейства «Включайся!» от «МегаФона», о которых CRN/RE писал. Идея с Veon является, по сути, похожим предложением для абонентов — предоставить безлимитный доступ, но к ограниченному количеству ресурсов — и является интересным ответным ходом «Билайна» в конкурентной борьбе. Для рынка, как мы уже отмечали, данные инициативы означают увеличение востребованности аппаратов с емкими аккумуляторами и крупными дисплеями, которые позволяют с большей эффективностью общаться и потреблять различного вида современный контент. Но как может выглядеть соответствующее предложение для бизнес-пользователей?

UC для мобильных абонентов

На момент анонса новой платформы представители «Билайна» лишь заявили о планах создать аналогичные предложения для корпоративных клиентов, но при этом не назвали ни ориентировочные сроки реализации такой инициативы, ни других деталей. Однако легко видеть, что эта инициатива вполне может быть актуальной для корпоративного клиента.

Уже сегодня Veon позволяет уменьшить практически до нуля затраты на мобильное общение сотрудников для небольшого бизнеса: достаточно подключиться к «Билайну», установить на смартфоны программы-клиенты и бесплатно пользоваться минимальным набором сервисов UC — месседжингом и голосовой связью через IP-телефонию. Практически все модели смартфонов имеют возможности работать с двумя SIM-картами, потому такой подход оказывается доступным практически всем компаниям. Однако, очевидно, что он не будет оптимальным — в этом случае бизнес получит возможность уменьшить траты на внутренние коммуникации, но не на внешние, а также окажутся недоступны традиционные сервисы для корпоративного клиента: интеграция с внутренней телефонной сетью компании, единое управление затратами на мобильную связь и т.д. Заметим, что в этом случае бесплатным не будет мобильный трафик для почтовой системы и обмен данными с информационной инфраструктурой предприятия, что делает описанный выше подход малоактуальным для сколько-нибудь серьезного корпоративного пользователя.

Для того, чтобы быть востребованным более крупным бизнесом, мессенджер Veon должен получить специфические возможности, аналогичные, как минимум, доступные во flock (об этом UC-решении и его бизнес-модели CRN/RE писал), а также возможность работы со стационарных компьютеров. Если традиционный набор возможностей для корпоративного пользователя будет доступен вместе со спецпредложением по мобильной связи и мобильному же интернет-доступу, то найдется немало корпоративных пользователей, которые будут заинтересованы в приобретении такого сервиса. Выводом такого продукта на рынок «Билайн» может существенно укрепить свои позиции на корпоративном рынке. Остается понять, когда такой продукт будет анонсирован, какие функции в нем будут реализованы и насколько актуальной для рынка окажется ценовая политика оператора.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE