1 ноября 2018 г.

Средний срок владения модным смартфоном ещё недавно составлял год-другой максимум. Сегодня даже в весьма благополучных с точки зрения экономики США интервал между покупками новеньких iPhone растянулся почти до трёх лет — и ничто не указывает на перемену этого тренда в обозримой перспективе.

Статистику, собранную принимающими подержанные смартфоны по trade-in ритейлерами, приводит издание The Wall Street Journal. В 2016-м средний возраст полученного от клиента аппарата составлял 2,39 года. Сегодня — уже 2,83 года, и следует ожидать дальнейшего увеличения этого показателя. Интересно, что отдельно для iPhone (всех версий) средняя продолжительность жизни в руках потребителя до замены ещё больше, — 2,92 года.

Снижение частоты смены сотовых аппаратов — один из важнейших факторов, которые влияют на общий спад активности в этом сегменте ИТ-рынка. Заметная доля ритейлеров, и не только американских, начинает терять интерес к смартфонам как к товарной группе, невзирая на то, что вендоры бодро выводят на рынок всё более дорогие (и, соответственно, высокомаржинальные) модели.

Мобильные терминалы верхней ценовой категории обычно отличаются высокой надёжностью, долговечностью и достаточной мощью аппаратной платформы, которая позволяет им и спустя несколько лет уверенно исполнять все необходимые пользователю приложения. Искусственное замедление «устаревших» флагманов, на котором были пойманы за руку Apple и Samsung, во многом призвано как раз побудить владельцев этих аппаратов повнимательней присмотреться к новинкам под теми же марками, непременно позиционируемым всякий раз как «невероятно быстрые и революционно мощные».

И всё равно — это не помогает. Особенно в Америке, где наиболее распространена продажа сотовых телефонов вместе с операторскими контрактами. Начальный взнос за приобретение новенького аппарата чрезвычайно мал или отсутствует вовсе, но покупатель обязуется каждый месяц исправно платить некую сумму не только за трафик и прочие провайдерские услуги, но и в счёт погашения фактически предоставленной ему рассрочки на сам гаджет.

Оператор как правило частично субсидирует такую покупку (что и позволяет говорить именно о рассрочке, а не о кредите), чтобы привлечь побольше клиентов. Типичный срок контракта — два года, по истечении которых ещё недавно многие действительно с лёгким сердцем сдавали старый телефон по trade-in и покупали на тех же условиях новенький, ещё более привлекательный и передовой. Возможно даже, у другого оператора, который за ту же ежемесячную плату, включающую рассрочку за сам аппарат, предложит более выгодный пакет услуг.

В стремлении уменьшить регулярный отток абонентов и сдержать ценовые войны, которые начали уже ощутимо сказываться на объёмах выручки, американские сотовые операторы в последнее время стали менее щедры в плане фактического субсидирования покупки смартфонов вместе с долгосрочными контрактами. Это привело к ожидаемому эффекту: по истечении двухлетнего срока, когда прекращаются выплаты за сам телефон, люди начинают выплачивать ежемесячно уже ощутимо меньшие суммы. Прежде же субсидии были порой настолько щедры, что момент окончания выплат за аппарат для многих проходил незамеченным.

Резкое снижение выплат по истечении более разумной рассрочки, конечно, повышает лояльность абонентов провайдерскому бренду, но в то же время отвращает от покупки нового аппарата. Зачем снова впрягаться в двухлетнюю кабалу, если этот вот уже полностью оплаченный телефон, позапрошлогодний флагман, по-прежнему хорош? Аналитики UBS Group AG свидетельствуют: если в 2015 г. 30,0% американцев планировали сменить в течение года свой сотовый аппарат, то в 2018-м такое желание изъявляют лишь 22,8%.

В России смартфонный рынок продолжает рост, хотя продолжительность жизни отдельно взятого аппарата тоже наверняка мало отличается от трёх лет (точной статистики обнаружить в открытом доступе, увы, не удалось). Сохраняется тенденция к приобретению более дорогих устройств: так, в I кв. текущего года, по данным IDC, . Средняя цена смартфона на платформе Android выросла до 175 долл. — это самый высокий показатель, начиная с III кв. 2014 -го.

При этом самую впечатляющую динамику демонстрируют у нас аппараты ценовой категории от 10 до 20 тыс. руб., главным образом под китайскими брендами. Структура американского рынка с его засильем тысячедолларовых гаджетов явно иная. Достаточно указать, что в России по количеству проданных аппаратов лидирует Samsung, причём явно не за счёт флагманских моделей. За этим брендом плотно следуют Huawei и Xiaomi (данные IDC за II кв. 2018-го). Apple же, хотя по числу продаж стоит на четвёртом месте, по их объёму в денежном выражении продолжает сохранять безусловное лидерство.

Надо полагать, по мере перехода на более дорогие, надёжные и долговечные модели наш покупатель также замедлит и без того не самые высокие темпы смены сотовых аппаратов. Что, в свою очередь, дополнительно притормозит продажи смартфонов в количественном исчислении — и ещё более затруднит продвижение на рынок новых гаджетов взамен старых.

Тем более, что принципиальных различий между поколениями смартфонов, если не считать числа тыльных камер, а также форм и размеров экранных «декольте», в последнее время не наблюдается. Вся надежда — на спорое, бурное развитие сотовых сетей 5G, предназначенные для которых аппараты обещают стать подлинно новым словом в смарфтоностроении.

Источник: Максим Белоус, crn.ru