3 марта 2020 г.

Cloud, HaaS, «облачный гейминг» и ряд других технологий на грани хайтех/финтех получат новый импульс развития в современных условиях. Особенности текущего момента, который радикально отличается от ситуации, например, годичной давности, стоит учитывать компаниям при планировании маркетинга, который сегодня требует переосмысления и активизации в силу ряда объективных причин.

Будет ли дефицит компьютеров?

Будет. Причем термин «компьютеры» в данном случае следует трактовать максимально широко — от десктопов/ноутбуков до серверного оборудования и СХД. Карантин в Китае привел к простою фабрик и нарушению логистических цепочек поставки как готовой продукции, так и компонент для производства, а также сырья для компонент. Последствия проявят себя как дефицит продукции. Насколько он будет сильным и долгим — вопрос открытый.

Например, в настоящее время проблемы с производством смартфонов «сбалансированы» спадом их потребления — прежде всего, в том же Китае. У корпоративных пользователей аналогичные процессы «балансировки» будут существенно менее выражены, хотя убытки понесет большинство компаний, что скажется на спросе всей ИТ-продукции. Аналитики IDC признали, что распространение коронавируса приведет сокращению спроса, на что уже отреагировал фондовый рынок, о чем CRN/RE писал. Сокращение глобального рынка ПК, по данным IDC, будет невелико — прогноз на падение в натуральном выражении снижен с изначальных 6,8% до 9%. Эпидемия приведет и к ограничению предложения ПК, что также признали специалисты агентства, однако собственных оценок масштабов этой проблемы озвучивать не стали.

Спад производства компьютеров зависит от множества факторов: длительности карантина (в большинстве «закрытых» провинций он продолжается и сейчас), местоположения заводов и их поставщиков (часть производств продолжает работу), объемов складских запасов, степени гибкости производителей и ряда других причин, в том числе, и рыночных. Заметим, что в условиях дефицита в первую очередь будут насыщать ключевые рынки — североамериканский, китайский, европейский — что вполне может резко усугубить проблемы в прочих регионах, в том числе, и в РФ.

Ожидаемый дефицит ПК достаточен для заметных изменений на рынке ИТ, которые затронут всех участников канала — от вендоров и дистрибьюторов до интеграторов и реселлеров. Маркетингу всех компаний придется работать в новых условиях, перестраиваясь и действуя очень активно.

Особенности ситуации

Основная особенность текущей ситуации, вызванная эпидемией, — ее масштаб в сочетании с многогранностью, ни с чем подобным мир не сталкивался. Ситуация начинает оказывать возрастающее воздействие на различные сегменты экономики.

Последствия эпидемии для рынка следует разделять, пусть условно, на «острую форму», которую мы наблюдаем сейчас (про свежие новости в интересующем нас сегменте CRN/RE писал), и на «пост-травматическую», которая займет несколько месяцев после того, как вирус будет побежден или, как минимум, его распространение будет взято под контроль. Эти формы вызваны разными процессами, поэтому различны по параметрам (например, по длительности), соответственно, требуют от участников рынка различной маркетинговой политики.

Например, в сфере туризма — возьмем ее для примера — рыночная политика будет сильно отличаться в «острой фазе», когда туристы массово отказываются от поездок в ряд популярных регионов и трафик резко падает, от ситуации «пост-травматической». В последнем случае индустрии придется работать в радикально новых условиях, когда финансовое положение у компаний сильно пошатнулось, вокруг столь же голодные и потому агрессивные конкуренты, а на рынок пришел отложенный спрос, причем значительная часть клиентов уже успела изменить как свои сезонные предпочтения, так и модели поведения.

Аналогичная ситуация будет складываться в разных сегментах экономики: участникам рынка — если не всем, то многим — придется менять модели поведения в новых условиях, чем может воспользоваться маркетинг. В прошлый раз CRN/RE писал о примерах, которые активизировали тренды известных изменений — смещение акцента на удаленную работу, более широкое применение чат-ботов в рекрутинге и т.д. — и они оказались важны для рынка. Но есть изменения, которые будут менять не акценты в поведении, а ряд парадигм у клиентов.

В ситуации, когда от старых моделей поведения клиентам все равно придется отказываться, самое время предлагать им новые. Если маркетинг сможет предложить новую законченную модель пользовательского поведения — причем внутренне логичную и отработанную в плане реализации — и донести ее до целевой аудитории, то множество клиентов охотно перейдет на нее, вместо того чтобы придумывать что-то свое. Кто первый сформировал «модельное предложение» и донес его до целевой аудитории, тот и получает конкурентное преимущество, поэтому работа маркетинга должна быть активизирована.

«Новые схемы» снизят новые риски

Возможные перебои в поставках оборудования несут для бизнеса заказчиков ряд определенных рисков, поэтому компании будут более пристально, чем обычно, рассматривать альтернативные варианты апгрейда и развития своих информационных инфраструктур. В этих условиях ИТ-компаниям следует наиболее активно продвигать новые форматы, например, HaaS/DaaS.

Высокие темпы роста относительно молодого рынка HaaS еще до эпидемии отмечал Павел Анохин, генеральный директор HP Inc. в России, в интервью для CRN/RE. Данное направление — DaaS в терминах HP — является одним из приоритетных для компании, отмечал г-н Анохин.

Эту схему сложно назвать «новой» — Елена Шедова, директор по маркетингу группы компаний Softline, отмечала рост популярности этого формата еще в 2017 году, о чем CRN/RE писал. В новых условиях HaaS/DaaS оказывается особенно актуальным. Все ранее существовавшие преимущества HaaS — экологичность, упрощение отчетности и т.д., о чем говорила г-жа Шедова — полностью сохраняются, но к ним добавлен еще один, очень важный: значительная часть оборудования, поставляемого по этой схеме, уже находится в стране, не нужно ждать его сборки на другой стороне континента.

Поставка оборудования по схеме HaaS, конечно, имеет некоторые специфические проблемы. Напомним, что по схеме HaaS могут быть выполнены поставки как новых систем (которые тоже могут оказаться в дефиците!), так и компьютеров, ранее использованных другими заказчиками. Поставка по второму варианту имеет ряд предсказуемых рисков. Например, при заказе большого количества систем их может не оказаться от одного производителя, заказчику придется обновлять парк решениями от разных вендоров, может потребоваться внесение определенных изменений в системы корпоративной безопасности и т.д.

Например, в ряде случае требуемый уровень корпоративный безопасности сегодня можно достичь только сочетая решения для обеспечения безопасности для всей сети с ИБ-системами на клиентских ПК, как неоднократно подчеркивал Николай Шмыков, руководитель группы по продвижению коммерческих ПК HP в России. Причем последние, как отмечает ш-н Шмыков, являются программно-аппаратными комплексами, а это не позволяет придать новые возможности, попросту «накатив update», такие решения должны быть встроенными в ПК на уровне архитектуры. Использование заказчиком систем, отличных от последних линеек коммерческих компьютеров от ведущих брендов, может потребовать пересмотра структуры ИБ в компании, но это уже другой вопрос, не зависящий от дефицита компьютеров на рынке.

Как видно, арендная схема с использованием компьютеров, ранее применявшихся у другого заказчика, не совсем идеальна и требует взвешенного подхода. Однако в современных условиях почти любой заказчик, как минимум, будет рассматривать возможность аренды по второму варианту с более высокой вероятностью, чем обычно, оказавшись перед выбором «ожидание или HaaS».

Чем опасно ожидание?

Почему компании-заказчики не могут просто подождать нужное оборудование на протяжении дополнительного времени в квартал-другой, ведь контрактные поставки зачастую длятся годами? Потому, что сегодня полным ходом идет «цифровая трансформация» бизнесов. Более того, компаниям уже мало проводить «трансформацию» бизнеса, нужно еще успеть это сделать раньше конкурентов.

Заметим, что сказанное справедливо для самых разных бизнес-задач, как для действий в известных для компании сегментах, так и при выходе на новые рынки и в новые области — всюду скорость крайне важна.

«Технологии стремительно развиваются, и задача бизнеса — первым в отрасли внедрять высокотехнологичные инновационные решения, чтобы оставаться конкурентоспособным, — говорит Евгений Горохов, исполнительный директор M1Cloud. — Отличие цифровой трансформации от обычной автоматизации — в смене бизнес-модели за счет роботизации основных операций, что обеспечивает резкий рост бизнеса».

Напомним, что российские компании проявляют более высокую активность в деле «цифровой трансформации», чем демонстрируют компании в мире. В ходе последнего исследования DT-Index, проводимого Dell совместно с другими компаниями, 7% опрошенных российских предприятий показали, что уже внедряют процессы «цифровой трансформации», в то время как для всех компаний мира этот показатель составлял всего 5%. В будущее российские компании и год назад смотрели без оптимизма — 96% опрошенных были уверены в трудностях, которые поджидают их бизнесы в ближайшее время, хотя в мире таких пессимистов было всего лишь 50%. Это легко объяснимо, ведь в российских условиях к общеэкономическим и «общеиндустриальным» трудностям добавлены известные локальные риски. Однако российские компании, действующие «в реальном секторе» экономики, с рынка уходить не намерены, готовы конкурировать за каждый рубль клиентов и для этого активно трансформируют свои бизнесы. Российским компаниям особенно важная скорость!

«Подлинная трансформация должна произойти сейчас, и она должна быть радикальной», — уверен Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell EMC в России, Казахстане и Центральной Азии, о чем CRN/RE писал.

Как видно, дефицит компьютеров при правильном маркетинге оказывается благом для локальных интеграторов! К каким последствиям приведут новые условия на рынке бизнесы других игроков канала — вендоров, дистрибьюторов, розничных продавцов — и какие действия в складывающихся условиях могут предпринимать эти компании, мы тоже можем предположить. Разговор о том, какие направления ИТ и смежных областей оказываются наиболее «горячими» в современной ситуации, мы продолжим на страницах CRN/RE.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE