25 марта 2020 г.

Сейчас должен быть настоящий бум для продажи домашних smart-устройств и «умных колонок», способных управлять всем этим парком. Для этого сегодня есть как минимум два мощных драйвера. Однако должны заметить, что в данном случае разговор идет теоретический: если в рассмотренных решениях для работы на «удаленке» и для развлечений в домашних условиях кейсы проверены множество раз, то рынок устройств для «умного дома» пока относительно мал и находится в самом начале развития, однако некоторые предположения относительно происходящего на нем делать уже можно.

Почему сегмент важен?

Потому что это важный и практически единственный сегмент товаров для цифровой розницы, у которого практически отсутствует «install base». Огромная целевая аудитория может быть охвачена продажами девайсов, которые обеспечивают новый пользовательский опыт. Есть несколько актуальнейших кейсов для самой широкой аудитории в современных условиях, остается донести соответствующие месседжи до ЦА.

«Сказочку расскажет, песенку споет»

Вендоры говорят, что дети разных возрастов любят общаться с «умными колонками», играя с ними в словесные игры, задавая вопросы, заказывая музыку, сказки и мультфильмы. «Яндекс» неоднократно показывал, как «Алиса» понимает детский лепет и, самое интересное, алгоритмы демонстрировали распознавание детской речи на лучшем уровне, чем доступно большинству взрослых! Сегодня, когда дети заперты в квартирах вместе с родителями, вариант с помощью от smart-колонки в решении извечной задачки «чем занять ребенка?» для многих окажется актуальным, и уже под эту задачу можно продать миллионы «умных колонок» прямо сейчас!

О каких устройствах идет речь

В рассмотренном кейсе речь идет прежде всего об устройствах с «Алисой» в диапазоне цен от 5 до 11 тыс. руб. Их поставляет сам «Яндекс», продукция которого в канале представлена не очень хорошо, но также Elari и LG, которые с каналом взаимодействуют прекрасно. Также на рынке представлены «умные колонки Irbis и DEXP, о которых CRN/RE писал.

Альтернативы «Алисе» есть, но не для рассмотренного выше «детского кейса». В настоящее время колонку от Mail.ru с ассистентом «Маруся» купить все еще нельзя. Google Assistant такой разговорчивостью не отличается, не говоря уже об аналогах американского (например, Alexa), китайского (например, Xiaomi) и корейского (например, Bixbi) производства. Однако для другого кейса, актуализированного развитием ситуации, подойдут и перечисленные платформы.

Добавляем уюта в дом

Работа на «удаленке» обеспечивает экономию нескольких часов каждый день у каждого изолированного сотрудника. Потратить это время на привычные развлечения вне дома — тренажерные залы, шоппинг, походы в кино и т.д. — по понятным причинам проблематично, поэтому все это время будет направлено или на домашние развлечения, или на повышение комфорта. Что будет, когда прибиты все полочки, завершена генеральная уборка и выполнена перестановка мебели? Человек задумается о новых элементах для повышения комфорта, «умном освещении», дистанционным управлением кондиционированием/отоплением, кухонной утварью, бытовой техникой и т.д.

Особо интересны решения, поддерживающие интеграцию голосовых ассистентов с фирменными платформами вендоров. Например, LG ThinQ хорошо сопряжена «Алисой». Линейка бытовой техники, поддерживающей ThinQ, довольно обширна, что позволяет с помощью российского голосового ассистента включать телевизоры, активировать очистители воздуха, запускать стирку, отправлять «на задания» роботы-пылесосы и т.д. Правда, эта история все еще не будет работать автоматически, она требует популяризации различными форматами маркома.

В случае со smart home речь идет не столько об экономии ресурсов, сколько о повышении комфорта проживания. Внедрение решений для smart-building — а «умными зданиями» бывают офисы, склады, фермы, стадионы, кинотеатры, аэропорты и т.д. — решает бизнес-задачи с минимизацией затрат на ресурсы для обслуживания зданий и на поднятие на новый уровень эффективности обслуживающего персонала. Эту разницу пользователям тоже приходится объяснять, так как многие все еще думают, что «умный дом» — история про экономию электричества.

Вместо заключения

Развитие «умного дома» радикально снизило стоимость «входного билета» при расширении функциональности, что сделало направление массовым и интересным для канала. В условиях, когда идет спад продаж самого массового товара — смартфонов — у цифровой розницы список вариантов невелик. Популяризация «умного дома» для ритейла приятна возможностями масштабируемости решений заказчиков. К «умной колонке» можно подключать самые разные устройства — от копеечных датчиков влажности для комнатных растений до весьма дорогих стиральных машин и кибер-пылесосов, которые тоже можно пытаться продавать даже в имеющихся сложных условиях, и в этом будут некоторым подспорьем ранее продвинутые решения «умного дома».

Источник: Александр Маляревский