19 июня 2000 г.
Перевод непрофильных затрат из CAPEX в OPEX, а заодно и снижение ФОТ за счёт вывода ИТ-команды за штат — вполне эффективное средство оптимизации бюджета; всё больше российских заказчиков именно по этой причине прибегают к полному или частичному аутсорсингу своей ИТ-инфраструктуры. Как сервис становится востребовано буквально всё: услуги печати, архивирование данных, значительные вычислительные нагрузки, организация мультимедийных коммуникаций (от электронной почты до видеосвязи), — даже информационная безопасность предприятия. Как участники российского ИТ-канала воспринимают этот тренд — и готовы ли к его дальнейшему усилению?
Меньше или больше?
По оценке Fork-Tech, к концу текущего года рынок аутстаффинга и аутсорсинга в российской ИТ-отрасли может снизиться на
Евгений Бандеев, коммерческий директор компании «Снежный Барс» (Улан-Удэ), подтверждает реалистичность таких оценок — но с уточнением, что они касаются общего тренда: «Тогда как внутри рынка происходят значительные сдвиги: одни ниши теряют актуальность, другие — активно развиваются. Что касается нашей компании, то мы не только продаём решения, но также предоставляем клиентам услуги по сопровождению ИT-инфраструктуры и аутсорсингу печати (покопийный контракт). Поэтому можем с уверенностью говорить, что не отмечаем падения рынка. Да, рынок немного трансформируется: меняются технологии, требования к специалистам, форматы взаимодействия между заказчиками и подрядчиками, появляются новые отечественные программные продукты. Также на трансформацию сильно влияет дефицит квалифицированных кадров, что особенно сильно ощущается в регионах. Аутсорсинг для некоторых организаций становится быстрым и удобным способом закрыть потребность в решении текущих задач. Если смотреть на компанию, „Снежный барс“, то количество заказчиков на аутсорсе увеличилось за прошлый год. Мы предоставляем такие услуги ИТ-аутсорсинга как обслуживание различных инженерных систем и покопийная печать».
Как компания из Сибири покоряет ИТ-рынок России: история «Снежного барса»
Начав путь в 2003 году в Улан-Удэ, мы за два десятилетия стали одним из ключевых игроков на российском ИТ-рынке. Сегодня мы входим в топ-25 системных интеграторов страны, наравне с такими гигантами как Softline и РАМЭК. Наш успех — это более 500 реализованных проектов и свыше 5000 выполненных государственных контрактов, подтверждающих нашу экспертизу и надежность.
Экспертиза, которая вдохновляет
«Снежный барс» — не просто поставщик ИТ-решений, мы помогаем бизнесу и государству двигаться вперед. Специализируемся на создании комплексных ИТ-инфраструктур, проектировании систем безопасности, миграции на отечественное ПО и разработке индивидуальных решений. Наш новый отдел прикладных проектов уже зарекомендовал себя как команда, способная решать сложные задачи, адаптируя технологии с инновационным подходом под нужды заказчиков.
География успеха
Из Сибири мы шагнули в крупнейшие города России: Иркутск, Красноярск, Чита, Хабаровск, Абакан, Кызыл и даже Москва. Офисы стали центрами технологической экспертизы, где мы не только внедряем решения, но и проводим мероприятия для заказчиков, демонстрируя новейшие технологии и оборудование.
Собственные разработки и производство
Мы гордимся тем, что не только внедряем, но и создаем. Собственная линейка компьютеров, моноблоков и серверов под брендом «Снежный барс» — результат нашей приверженности качеству и инновациям.
Миссия, которая объединяет: «Создаем будущее для бизнеса и государства, внедряя IT-решения»
Почему выбирают нас?
- 20 лет опыта — знаем, как решать сложные задачи.
- Комплексный подход — от проектирования до обучения персонала.
- Собственное производство — гарантия качества и надежности.
- Экспертиза в импортозамещении — безопасный переход на отечественные решения.
«Снежный барс» — настоящая команда профессионалов, доказывающая, что даже из Сибири можно покорить ИТ-рынок России. Мы продолжаем двигаться вперед, помогая заказчикам внедрять новые технологии.
Реклама ООО «Снежный Барс», ИНН: 0323118539
В то же время Андрей Кельманзон, управляющий партнёр дивизиона «Аутсорсинг и сервисы» компании IBS, допускает, что приведённые оценки Fork-Tech могут быть не совсем корректны: «Потому что аутсорсинг и аутстаффинг — это разные понятия. Аутстаффинг действительно может снижаться из-за сокращения штата и падения спроса, но аутсорсинг — это, прежде всего, вопрос экономики. Грамотно организованный аутсорсинг позволяет получать ИТ-услуги более высокого качества по более низкой стоимости по сравнению с содержанием собственной ИТ-команды или аутстаффингом. Поэтому он остаётся востребованным, особенно там, где нужно сохранить или улучшить качество обслуживания и повысить экономическую эффективность».
«Исследование рынка ИТ-аутстаффинга в России, проведенное SkillStaff и BCGroup, опровергает предположение Fork-Tech о снижении рынка на
Частично справедливой признаёт оценку Fork-Tech в части сокращения спроса на ИТ-услуги Максим Афонасьев, генеральный директор АКСУС: «Особенно это заметно в сегменте массового аутстаффинга на замену западным стекам. Однако мы наблюдаем не падение, а перераспределение спроса. Многие заказчики действительно оптимизируют численность ИТ-подразделений, но это ведёт к росту интереса именно к комплексному ИT-аутсорсингу».
«Мы оказываем услуги технической поддержки, — комментирует Александр Гольцов, генеральный директор АМТ-ГРУП, — и в обороте нашей компании доля этого направления составляет порядка 20%. Рост спроса на услуги аутсорсинга в этой области мы наблюдаем в течение последних
Светлана Кареева, старший менеджер по развитию бизнеса ICL Services, призывает рассмотреть факторы, влияющие на изменение рынка аутсорсинга, более детально:
- «Импортозамещение — всё ещё важный тренд. Если в центре страны он в самом разгаре, то на востоке компании гораздо более консервативны, и можно ожидать всплеска интереса в будущем.
- Импортозамещение приводит к тому, что на смену хорошо известным продуктам приходят ещё не так хорошо проверенные отечественные, которые часто отстают по таким свойствам как качество вендорской поддержки, качество базы знаний для конечного потребителя, качество обучения продукту. А значит, появились новые ниши, в которых требуются новые компетенции, которые не так легко развить in-house. В связи с этим в целом аутсорс будет расти, хотя и более плавно, — взрывная динамика, характерная
2023-2024 годов, вероятно, не сохранится. - Обширное внедрение ИИ до сих пор доступно только достаточно крупным компаниям (дорогая экспертиза, зависимость от инфраструктуры), и в предстоящий год ИИ не успеет оказать значительное влияние в целом на область аутсорсинга».
«Желание бизнеса „резать косты“ за счёт дорогостоящего персонала понятно, — говорит Сергей Астахов, руководитель управления инфраструктуры технической дирекции „Кит-системс“, — но потребность в поддержке и развитии информационных систем от этого не снижается. Западные вендоры ушли, но их нишу заняли азиатские и российские производители, а ИИ-помощники еще далеки от совершенства и в лучшем случае могут заменить первый уровень техподдержки. А значит, компании будут искать замену штатным специалистам, позволяющую решить эту задачу, не жертвуя уровнем сервиса. Многие из них в качестве такой альтернативы выбирают полный или частичный перевод функций внутреннего ИТ-отдела на сервисную модель».
Акмал Болтаев, руководитель управления ИТ-сервисов компании «Онланта» (входит в группу ЛАНИТ), свидетельствует о падении спроса на нынешнем рынке аутсорсинга, но причины его видит в другом: «ИТ-аутсорсинг, как и многие другие внешние отрасли, стал одним из направлений сокращения корпоративных расходов. Однако компании не принимают в расчёт потенциальные расходы, связанные с угрозами кибербезопасности, поломками и внутренним обслуживанием ИТ-инфраструктуры, из-за чего фактически теряют возможную выгоду и тратят больше, чем запланировали».
«Мы действительно наблюдаем некоторое охлаждение со стороны отдельных заказчиков, — поддерживает коллегу Сергей Матусевич, директор по развитию ИИ и web-технологий Artezio (входит в группу ЛАНИТ), — особенно тех, кто ранее активно работал с западными технологическими стеками или зависел от международных проектов. Но говорить о системном падении рынка на
«ИИ-генерация кода работает хорошо для простых, стандартных задач, — поясняет эксперт, — но качество такого кода часто оставляет желать лучшего. Фактически, ИИ становится инструментом повышения продуктивности разработчика, — но не его заменой. Компании нуждаются в специалистах, которые помогут внедрить ИИ-решения, настроить их под конкретные бизнес-процессы, обеспечить безопасность данных, а также в тех, кто сможет грамотно использовать ИИ как инструмент ускорения разработки. В итоге мы видим, что заказчики стали более взыскательными: они ищут не просто исполнителей, а технологических партнёров, способных предложить комплексные решения и взять на себя ответственность за результат».
Директор по персоналу компании «Пруфтек ИТ» Анна Заря также считает, что снижение в отдельных сегментах действительно есть: «Особенно по неактуальным технологиям и в проектах с временным спадом активности. Но в целом мы видим устойчивый спрос на аутсорсинг и аутстаффинг — особенно на тех направлениях, где бизнесу важно быстро закрыть потребность в компетенциях, оптимизировать риски или снизить издержки».
То, что заказчику нужно
По мнению Евгения Бандеева, ИТ-аутсорсинг сегодня стал гораздо более специализированным и ориентированным на конкретные потребности клиентов: «Особенно в условиях импортозамещения, ограничений по доступу к западным технологиям и роста интереса к облачным и сервисным моделям. На наш взгляд, переход от on-premises инфраструктуры к аренде облачных ресурсов — один из ключевых трендов. Также хотелось бы указать, что появляются потребности в предоставлении услуг по защите ИТ-инфраструктуры „из облака“ или в комплексной кибербезопасности (Security-as-a-Service) — поскольку растёт число атак, ощущается дефицит внутренних специалистов по информационной безопасности и, конечно же, ужесточаются обязательные требования регуляторов. С запросами приходят уже не как раньше, чтобы просто поставить „галочку“ в отчётных документах, а со знанием дела. К этой же категории можно отнести такие аутсорсинговые сервисы как мониторинг безопасности (SOC как услуга), различные EDR, SIEM, пентесты».
Андрей Кельманзон уверен, что российский рынок адаптировался к новым условиям: «Несмотря на сокращение числа доступных решений по сравнению с 2022 годом сегодня сформированы устойчивые технологические стеки, на базе которых можно строить импортонезависимые системы. Компетенции по их поддержке вполне достижимы для профильных игроков, и многие компании уже эффективно работают в этом новом технологическом ландшафте. Наибольший рост в ИТ-аутсорсинге наблюдается в области поддержки „1С“ в корпоративных внедрениях. Франчайзинговая модель, традиционно применяемая в сегменте „1С“, не обеспечивает необходимого уровня сервиса для крупных компаний, так как изначально не была предназначена для обслуживания сложных корпоративных систем. Эффективную поддержку в данном сегменте могут оказывать ИТ-партнёры, обладающие значительным опытом работы с корпоративным рынком и выстроенными сервисными моделями. Также сохраняется и даже усиливается спрос на поддержку решений SAP, несмотря на текущие ограничения. Это объясняется просто: компании стремятся высвободить внутренние ресурсы для разработки новых решений. В условиях нехватки квалифицированных специалистов и ограниченных компетенций поддержка устаревающих или уходящих из эксплуатации систем передаются вовне, на аутсорсинг. Это позволяет сократить затраты и сосредоточить собственный ИТ-персонал на более приоритетных задачах. В результате ИТ-управление становится более гибким и экономически эффективным».
«Начну с того, что сейчас есть колоссальный спрос на услуги по импортозамещению и миграции с западных платформ, — говорит Сергей Матусевич. — Это создаёт огромный рынок для системных интеграторов и разработчиков, которые могут помочь с переходом на отечественные решения. Облачные вычисления тоже на пике популярности, но с предпочтением российских провайдеров — „Яндекс.Облако“, VK Cloud, „Сбер Облако“. Организация коммуникаций — также горячая тема. Растёт спрос на российские решения типа TrueConf, „Сферум“, различные корпоративные мессенджеры. Другие востребованные направления — кибербезопасность (спрос на услуги по аудиту безопасности, внедрению SIEM-систем, настройке периметральной защиты просто взрывной), аналитика данных и бизнес-интеллект (построение дата-озёр, внедрение систем машинного обучения, создание дашбордов для руководства), мобильная разработка, особенно корпоративных приложений. Что интересно, аутсорсинг услуг печати тоже востребован — но, скорее, в госсекторе и крупных корпорациях».
Наиболее востребованными направлениями ИТ-аутсорсинга в России эксперты компании «Акцент» называют облачную инфраструктуру, информационную безопасность и защиту данных, разработку и поддержку ПО, организацию корпоративных коммуникаций и
«Среди наших заказчиков, — делится опытом Сергей Астахов, — наиболее востребована полная или частичная поддержка ИТ- и смежных инфраструктур, приобретаемая как в замещение, так и в помощь штатным специалистам. Также в последние годы растёт спрос на внедрение и поддержку решений семейства „1С“, в том числе за счёт миграции на них недавних пользователей учётных систем зарубежных вендоров. Аутсорсинг корпоративной печати стабильно развивается в крупном бизнесе, несмотря на рост проникновения ЭДО. Публичные облака, напротив, прирастают СМБ-сектором, тогда как корпорации отдают предпочтение частным инфраструктурам».
Как отмечает Светлана Кареева, чаще всего заказчикам нужна поддержка базовой инфраструктуры: «Это серверы на базе ОС Windows или Linux — с аппаратной виртуализацией или с использованием отечественных облачных технологий. СРК, системы мониторинга, инфраструктурные приложения (DNS, DHCP, LDAP и т. п.), сетевые устройства, СУБД встречаются в 70% запросов. Не теряет популярности и запрос на поддержку на местах — с постоянным присутствием или с выездными визитами инженеров. В последнее время немного чаще запрашивают управление мобильными устройствами и поддержку пользовательских рабочих станций».
«Сегодня, — констатирует Максим Афонасьев, — наибольшим спросом пользуются:
- Поддержка рабочих мест и офисной инфраструктуры (в т. ч. печать, замена комплектующих, лицензирование);
- Резервное копирование и архивирование данных — в первую очередь в регламентных отраслях;
- Облачные и гибридные вычисления, в том числе на частных инфраструктурах;
- ИТ-поддержка распределённых команд — с акцентом на отказоустойчивость и безопасность.
Вырос интерес и к „инфраструктуре как услуге“ с понятными стоимостью и результатом».
По наблюдениям Акмала Болтаева, востребованы все услуги: «Заказчики зачастую сами не понимают, в чём состоит их проблема, и что нужно предпринять, чтобы её решить, — в таких случаях мы приходим на помощь. Многие компании переходят на новые решения, но при этом у них нет готовых специалистов, способных полноценно поддерживать изменившуюся инфраструктуру. Иногда приходят с запросом на обслуживание редких продуктов, которые не распространены на российском рынке. По этой причине ИТ-аутсорсерам сейчас важно иметь обширные компетенции во всём, чтобы найти подход к самым разным заказчикам».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: