18 июня 2020 г.

Количество активных пользователей умных часов с Apple WaychOS (зелёная линия) и другими ОС (синяя линия) в мире с 2017 по 2029 г., млн человек (Источник: Canalys, июнь 2020 г.)

За I кв. 2020 г. отгрузки умных часов в мире выросли — выросли! — на 12% год к году в количественном отношении, достигнув 14,3 млн единиц, свидетельствуют аналитики Canalys.

Флагманом рынка по занимаемой доле продолжала оставаться Apple, хотя её поставки сократились на 13%, тогда как безусловным лидером по динамике роста оказалась не склоняющаяся под американскими санкциями Huawei: +113% относительно объёмов I кв. 2019 г.

Таблица. Мировые поставки умных часов в I кв. 2020 г. относительно того же периода 2019-го

Компания Отгрузки за I кв. 2020 г., млн единиц Доля рынка в I кв. 2020 г., % Отгрузки за I кв. 2019г., млн единиц Доля рынка в I кв. 2019 г., % Динамика доли рынка в годовом исчислении, %
Apple 5,2 36,3 6,0 46,7 —13
Huawei 2,1 14,9 1,0 7,9 +113
Samsung 1,8 12,4 1,2 9,6 +46
Garmin 1,1 7,3 0,8 5,9 +39
Fitbit 0,9 6,2 1,1 8,9 —21
Прочие 3,3 22,8 2,6 20,8 +24
Всего 14,3 100,0 12,7 100,0 +12

Источник: Canalys.

Впрочем, говорить о закате эпохи доминирования Apple в сегменте умных часов было бы крайне недальновидно. Данные об отгрузках свидетельствуют о бурном приросте новых пользователей альтернативных гаджетов, однако многолетнее лидерство «яблочной» компании на этом рынке обеспечило ей внушительную инсталлированную базу. За I кв. 2020 г. число владельцев умных часов с операционной системой Apple WatchOS увеличилось ещё на 4 млн и достигло в сумме 70 млн человек. По итогам второго квартала, уверены в Canalys, общее количество отгруженных в мире устройств на базе WatchOS за всю историю их существования выйдет на отметку в 100 млн.

Первый квартал текущего года в сегменте умных часов интересен ещё и тем, что впервые доля этих гаджетов, пришедшаяся на Северную Америку в целом, составила менее трети от общего числа отгрузок. И там, и в Европе в этот период внимание потребителей также переключилось с Apple и Huawei на Samsung и Garmin, тогда как в прочих регионах мира именно Apple и Huawei пользовались наибольшим вниманием канала (напомним, статистика Canalys охватывает именно партнёрские поставки, а не продажи с полок). Как и в сегменте смартфонов, первенство нынешних лидеров рынка умных часов активно оспаривают китайские компании второго эшелона, — Xiaomi, Oppo и Vivo. Именно бурный рост отгрузок гаджетов под этими марками в значительной мере обеспечил 24-процентный прирост категории «Прочие» в I кв. 2020-го.

В 2020 г. общее число пользователей умных часов в мире превысит 150 млн человек, уверены в Canalys. Наилучшую динамику прироста новых владельцев такого рода гаджетов демонстрирует КНР: даже за первые три месяца этого года, когда в стране вовсю бушевал коронакризис, отгрузки умных часов на внутрикитайском рынке выросли на 66% относительно того же периода 2019-го. Аналитики связывают этот всплеск спроса с разрешением использования в Поднебесной цифровых SIM-карт (eSIM); распаиваемых прямо на системной плате того или иного гаджета чипов, которые подменяют собой привычные сменные SIM-карты. Что очень удобно для пользователя, поскольку не составляет труда перепрограммировать eSIM (всего лишь отсканировав особым приложением QR-код) вместо физической замены карты в роуминге либо при переходе от одного оператора к другому.

Для таких компактных гаджетов, как умные часы, переход на eSIM помимо очевидного удобства означает ещё и отсутствие необходимости в особом слоте под физическую сменную карту, что повышает герметичность и прочность корпуса. Понятно, что далеко не все назапястные умные устройства поставляются с модулями сотовой связи: чаще они как раз представляют собой беспроводные аксессуары для смартфонов. Однако именно за счёт повышенного интереса китайских потребителей к полностью автономным умным часам с сотовыми модулями их продажи в I кв. и выросли так убедительно, — хотя традиционно пиковым сезоном для умных часов в КНР считается предрождественский четвёртый квартал.

Сегмент умных часов продолжает, таким образом, развиваться даже на фоне всеобщего кризиса ИТ-отрасли, спровоцированного COVID-19. Хотя четыре года назад аналитики J’son & Partners прочили этому сегменту куда более внушительный рост (тогдашняя их оценка поставок умных часов в 2020 г., 224 млн единиц, с очевидностью в несколько раз превзойдёт реальные показатели по итогам года), в 2019-м, по данным IDC, всё-таки было отгружено 92,4 млн единиц, и вряд ли достижения нынешнего года поблёкнут на этом фоне.

В России умные часы также продолжают пользоваться спросом: «Связной» сообщает, что за первые три месяца 2020 г. российские покупатели приобрели 230 тыс. умных часов на сумму 5,8 млрд руб., что означает рост год к году на 53% в количественном и на 37% в рублёвом исчислении. Средняя цена на эти гаджеты вместе с тем снизилась на 10% (с учётом не самого щадящего курса рубля в начале года, отметим) и составила 24,3 тыс. руб. Лидерами как в количественном, так и в денежном зачёте на российском рынке умных часов продолжают оставаться Apple и Samsung.

Правда, аналитики указывают, что существенный всплеск спроса на умные часы в первом квартале в РФ как раз и был спровоцирован скачком курса доллара: многие, прежде раздумывавшие о такой покупке, предпочли взять приглянувшийся товар по старой цене, не дожидаясь её увеличения на фоне неопределённости, вызванной вспышкой коронавируса. Так что по итогам II кв., вполне вероятно, сегмент умных часов, да и носимых гаджетов в целом, как минимум в России продемонстрирует спад. Вдобавок, полноценное (не в тестовом режиме) разрешение контролирующих органов на использование технологии eSIM в России ожидается не ранее конца 2020 г.

Источник: Максим Белоус, crn.ru