15 сентября 2020 г.

Новые времена требуют новых мер, а сегмент смартфонов попал в ситуацию, в которой раньше никогда не был — продажи текущего года ожидают «в штуках» на 10,7% хуже, чем в предыдущем, согласно прогнозам Canalys. С такой ситуацией рынок «трубок» не сталкивался никогда, выход из нее для участников рынка непрост, но ничего катастрофичного не произошло. Итак, что угрожает рынку, что может, а что не может спасти ситуацию? И почему нет оснований для паники даже при таком уровне падения?

«Спокойствие, только спокойствие...»

Ситуация на рынке действительно будет серьезная, планируемое падение серьезно затронет показатели всех игроков канала, связанных с продвижением «трубок». Игроки рынка начнут конкурировать всеми возможными способами, в том числе, и ценами. И все это будет происходить на фоне общей экономической ситуации, когда рынки еще не восстановились от первой волны коронавируса, а местами начинается вторая.

Однако рынок «трубок» был и остается огромен. Напомним, что в прошлом году было продано 1,557 млрд устройств, по данным Gartner. Причем прошлый год был не слишком удачным, снижение продаж год-к-году составило порядка 1%, хотя сам Gartner прогнозировал «минус» 2,5%. Как видно, есть вероятность существенной коррекции мрачных сценариев, которые рисуют аналитики на этот год, возможно, они окажутся не такими уж апокалиптическими. Но коррекция возможна в обе стороны.

Но даже в пост-вирусном мире продажи смартфонов составят многие сотни миллионов, поэтому ни о каком «схлопывании» рынка речи быть не может. Игрокам рынка придется «затянуть пояса», денег будет меньше — причем на все: на промо, на маркетинг, на канал и даже на разработку — но ничего драматического пока не происходит. Более того, аналогичные ситуации мы уже видели на рынке ПК, где это не привело к коллапсу и даже не вызвало «переход количества в качество» — топ производителей остался тот же, да и никаких принципиально новых моделей и схем бизнеса вендоры рынку не предложили, даже значимых новых концепций не создали, хотя некоторая интересная динамика присутствует. Но — заметим! — все выжили в новых условиях!

Инновации спасают

Смартфоны отличаются от ПК, во-первых, отсутствием значимого корпоративного сегмента, в то время как на коммерческий сектор приходится порядка половины продаж ПК (регулярных, да еще и с предсказуемыми волнами обновления!), и, во-вторых, мобильностью. Мобильность делает «трубки» более уязвимыми на радость рынку. Смартфоны выходят из строя десятками миллионов — ломаются, бьются при падении, тонут и устаревают — а без гаджета современный человек жить не может.

Также напомним, что постоянно подрастают новые абоненты, которым будут нужны смартфоны, а это тоже потребует продаж миллионов новых трубок. Нового сотрудника вполне могут посадить за старый компьютер (возрастом 2-3 года), но вряд ли молодой человек будет пользоваться смартфоном трехлетней давности, согласитесь! Однако время жизни «трубок» все же возрастает. Более того, именно этим фактором и обусловлено снижение продаж смартфонов.

Ломаться и падать смартфоны не стали реже, демография не пошла на спал, что же изменилось? Моральное устаревание «трубок» сильно замедлилось. Рынку нечего предложить радикально нового, способного заставить среднестатистического абонента сменить работающее устройство предыдущего поколения на яркую новинку. Поэтому рынку нужны инновации, способные создать для массового абонента новые аппараты с актуальными «фишками», да не с простыми, а с вау-факторами. Разумеется, для разных категорий это должны быть разные «фишки». Какие возможны варианты?

5G — не драйвер...

«Пятое поколение» в настоящее время не является драйвером для рынка смартфонов! История с новыми возможностями, радикально более широкими для рачительного использования частотного ресурса, крайне важна для операторов, но пока совершенно безразлична для массового абонента.

Поддержка сетей пятого поколения постепенно будет проникать в «install base» мобильных аппаратов — по мере распространения новых чипсетов, обладающих поддержкой 5G, и естественного вытеснения устройств на старых чипсетах, такой поддержки лишенных. Это вполне понятный процесс, который сам по себе драйвером быть никак не может.

Что же может сработать как драйвер? Для абонента важны новые возможности, которые будут использовать особенности 5G-сетей, а вот с этим пока проблемы.

...но может быть основой для драйверов!

Пятое поколение за счет более высоких доступных скоростей и минимизированного времени отклика позволяет создавать иммерсивные сервисы, которые вполне могут быть востребованы современным массовым абонентом.

  • Гейминг, как считают аналитики, вполне способен стать драйвером. Даже для простых игр, которые будут «крутиться» на смартфонах, появившиеся возможности группового погружения в игровые миры способно создать принципиально новый опыт для геймеров. Кроме того, «облачный» гейминг уже позволяет играть на смартфонах, обеспечивая совершенно иной пользовательский опыт как в плане групповых игр, так и в использовании графики радикально более высокого уровня, чем доступна смартфонам.
  • Сферические и HD-трансляции обладают вау-фактором и в ряде случаев более интересны для зрителей благодаря иному уровню доступной выразительности. Поэтому как появятся возможность вести такие трансляции без лагов и «тормозов» — а для этого пригодится более широкая полоса пропускания, доступная в 5G-сетях — легионы блогеров начнут покупать соответствующие аппараты для стримов. Опциональные сферические камеры уже есть (на фото снизу слева — Huawei 360 EnVizion), но особой популярностью ока не пользуются. Может, распространение 5G исправит ситуацию.
  • AR/VR — соответствующие возможности тоже требуют серверных вычислительных мощностей, ресурсы смартфонов для них недостаточны. Малое время задержки, доступное в 5G, делает виртуальные миры и «дополненные» сервисы более интересными для абонентов. Во всяком случае, «разбалансировка» сигналов от вестибулярного аппарата и от очков виртуальной реальности станет настолько малой, что у пользователя не будет болеть голова после десятка минут использования сервиса.

Говоря о возможных драйверах, следует помнить: «могут» не означают «станут»! Например, «сферические» трансляции требуют от стримера новых умений в выстраивании композиции, что на практике может оказаться слишком сложным, поэтому формат может «не зайти». Про AR/VR как о потенциальном драйвере мы писали несколько раз, но возможное до сих пор не стало реальностью. Чтобы драйверы заработали, на них должны появиться многочисленные сервисы, удобные и — главное! — востребованные абонентом.

Драйверы, которые не требуют 5G

Перечисленные ниже потенциальные драйверы не новы, однако индустрия до настоящего времени не спешила создавать соответствующие решения. Вендоров можно понять: эксперименты с разными аппаратными решениями требуют денег, а также несут в себе высокий риск потерять инвестиции в R&D, если созданное и внедренное в производство не станет вау-фактором и не начнет толкать вперед массовые продажи новых гаджетов.

  • Защищенные аппараты вполне могут стать драйверами рынка. Если смартфоны с пылевлагозащитой (до приличных IP67) делают уже разные вендоры, то много ли вы знаете «противоударных» моделей, помещенных в обычные «гражданские» корпуса? Из топовых моделей поддерживают такое LG G7 ThinQ, оставаясь при этом в тонком стройном корпусе (на фото снизу справа), но он не стал хитом продаж, потому как корейский вендор так и не донес до массового потребителя даже сам факт наличия такой «killer feature», не говоря уже о ее значении для каждого. А это, заметим, и защита инвестиций, и свободное использование дорогого топового аппарата в экстремальных условиях — от спорта до туризма, включая обычный пляж.
  • Док-станции для смартфонов, способные превратить гаджет в ПК — с подключенным внешним дисплеем, полноразмерной клавиатурой и мышью — предлагал и Microsoft в те давние времена, когда делал прекрасные аппараты Lumia, и Samsung, подвигавший решение по имени DeX. Однако стационарная система с такой производительностью мало кому актуальна, но вот мобильное решение на аналогичных принципах вполне может быть востребовано. «Док» для смартфона, получивший форм-фактор ноутбука с клавиатурой, дисплеем и тачпадом собирался выпустить НР, но этот выпуск решения Elite x3 Lap Doc (на фото сверху справа) остался нереализованным из-за краха Windows Mobile. Но возврат к идее «ноутбука-как-периферии» для смартфона может встряхнуть сегмент производительных гаджетов настолько, что послужит заметным драйвером для всей индустрии.
  • Новые форм-факторы возможны непосредственно для смартфонов. Идея со складным дисплеем, конечно же, красивая, но технически сырая и очень дорогая на данном этапе. Однако почему-то никто из вендоров не предложил внешний тач-экран для смартфона, превращающий решение в планшет существенно за меньшие деньги, чем «фолдеры» (на фото сверху слева Huawei Mate Xs). Заметим, что концепты, в которых смартфон вставляли в планшет, рисовали еще лет пятнадцать назад! Заметим, что актуальные изменения форм-факторов могут предусматривать уменьшение размеров смартфона. Малоизвестные китайские производители предлагают мини-смартфоны на платформе Android, которые можно носить на запястье как очень крупные часы. Профилей применения для таких «смарт-часов» гораздо больше, чем для традиционных. В этом случае гаджет прекрасен для голосовой связи и видеоконференций, как аудиоплеер и диктофон, для взаимодействия с голосовыми ассистентами и т. д. Для серфинга, редактирования фото и работы с документами такой малыш подходит не очень хорошо, но вполне может быть вторым устройством, являясь «сателлитом» основного смартфона, при этом радикально более функциональным, чем девайсы на Wear OS, на Tizen и на их аналогах.

Еще раз подчеркнем, что возможность стать драйверами для рынка смартфонов, которая есть у перечисленных решений, вовсе не означает, что они выйдут на массовый рынок и в реальности станут драйверами. Описанные варианты существуют давно, но к буму так и не привели. Тут нужны инициативы вендоров и правильный активный маркетинг со стороны всех участников канала, а также немного везения.

Что это значит для канала

Пока все описанные варианты драйверов практически отсутствуют, и можно только строить предположение, когда они появятся и насколько тепло будут встречены абонентами. Поэтому в реальных условиях каналу надо готовиться к снижению объемов продаж «трубок», к ужесточению конкуренции и к продажам опций для мобильных устройств, из которых наиболее интересными являются различные варианты «носимой электроники» — от smart-часов до «умных наушников» — рынок которой растет крайне быстро.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE