25 декабря 2020 г.

Удаленная работа останется массовым явлением и после отмены локдаунов — порядка 40% работников никогда не вернутся в офис на привычный «full time», как сказал Вадим Тихонычев, специалист по развитию продаж в Dell на недавнем Форуме компании. Одни работники будут практиковать полную удаленную занятость, другие станут выходить в офис на part-time, по сути, сочетая традиционную и удаленную форму, но офисная реальность уже никогда не будет прежней.

Новые форматы на проверку не новы

«Удаленка» уже получила дополнительное законодательное регулирование в РФ: соответствующий закон 8 декабря подписан Президентом, а вступит в силу с 1 января 2021. Новый закон дополняет и детализирует положения главы Трудового кодекса, посвященной особенностям регулирования труда дистанционных сотрудников, в частности, закрепляя понятия «дистанционная работа», «временная дистанционная работа» и «комбинированная дистанционная работа». Как видно, понятие дистанционная работа существовало в ТК и раньше.

Хотя «удаленка» и раньше была вполне легальной, но по факту такой формат работы был доступен только руководителям, как отметил Владимир Пуляев, ИТ-директор компании «Силовые машины». Кроме руководства им пользовались некоторые творческие работники, но и то не все. Общее количество работающих в удаленном режиме в 2019 году по различным оценкам не превышало 4% от общего количества занятых в РФ, как было отмечено на конференции, проведенной летом ИД «Коммерсантъ» и компанией «Инфосистемы Джет» при поддержке Cisco и Citrix.

Однако, ранее гибкие форматы не практиковали широко, хотя технически это можно было сделать давным-давно, причем массово, если бы не сопротивление менеджеров, желающих контролировать работников по старинке, и служб безопасности, подозрительно относящихся к «расползанию» элементов инфраструктуры за пределы корпоративного периметра. Локдаун задал новые правила игры, которые вынужденно попробовали все — включая менеджеров и специалистов по ИБ — и за время двух волн уже успели привыкнуть к новой реальности.

Организационно такой переход был, конечно, непрост, но основные вопросы все компании уже решили более полугода тому назад, а за это время успели произвести несколько итераций по оптимизации. «Большинство сотрудников не имеют закрепленного рабочего места и получают компенсацию, если используют личное оборудование, — рассказывает о ситуации Александр Кондрашев, руководитель департамента ИТ-инфраструктуры „ВымпелКома“. — Компания пересмотрела трудовые контракты, позволив сотрудникам работать вне офиса, переработала мероприятия по информационной безопасности и проводит онлайн-обучение».

Но как отразится новая реальность на канале и на сегментах рынка?

Домашний «кабинет» становится нормой

Наличие ноутбука позволяет работать дома, но не всегда с достаточным уровнем комфорта и производительности. Пользователи массово обустраивают стационарные локации для работы в домах и квартирах. Конечно, далеко не каждый россиянин может выделить под рабочее место отдельную комнату, поэтому слово «кабинет» в заголовке этого раздела взято в кавычки, но для активной и продуктивной работы все же нужно пространство, где можно поставить удобное офисное кресло и стол, а на столе разместить не только сам компьютер, но и различные элементы рабочего пространства — документы и периферию. Также важно, чтобы за спиной у работающего был нейтральный фоном, позволяющий без проблем участвовать в видеоконференциях.

Наличие такого «кабинета» позволит установить монитор большой диагонали — а может и мультимониторную систему — использовать полноразмерную клавиатуру, мышку, а в некоторых случаях графический планшет. Заметим, что для такой системы не обязателен мобильный компьютер, окажется актуальным и стационарная система. Легко предположить, что продажи всех перечисленных типов устройств в ближайшее время пойдут вверх.

Мониторы. Продажи этих устройств показывают, что процесс уже начался и идет полным ходом, обгоняя ожидания аналитиков. В третьем квартале уходящего года продажи мониторов в натуральном выражении выросли на 15,9% год-к-году, по данным IDC. Годовой рост рынка аналитики ожидают более скромным — процентов на семь — потому, что в первые два квартала люди покупали для домашней работы ноутбуки и старались избегать дополнительных трат в условиях экономической неопределенности. Предсказуемо, что доля продаж мониторов частным пользователям возросла на четверть — с 40% до 50%, как отмечает IDC — а доля продаж B2B сократилась, соответственно, с 60% до 50%. На ближайшие годы IDC прогнозирует достаточно скромный рост продаж мониторов — всего на 0,3% в год — так как сегмент будет насыщен достаточно быстро, а монитор является продуктом длительного использования.

Заметим, что бум, возникший из-за пандемии, не привел к изменению перечня лидеров сегмента: на первом месте по-прежнему Dell (16,9%), на втором — TPV (15,1%), поставляющий мониторы под брендами AOC, Envision и Philips, на третьем месте НР (12,6%), а замыкают пятерку Samsung и Lenovo, на которые приходится 10,6% и 9%, соответственно.

Эргономичная периферия для активно работающих — «must have». В данном случае эргономичность следует трактовать также как экологичность: например, будут актуальны клавиатуры с минимальной громкостью звука от срабатывания клавиш, чтобы не мешать домашним фоновым шумом. Это же пожелание, заметим, актуально и для мышек.

Принтеры для обустройства домашнего офиса весьма охотно покупают — в третьем квартале прирост продаж лазерных устройств со скоростями до 20 ppm увеличился на 63%, по данным IDC! Конечно, подобный пик не может держаться долго — сегмент насытится достаточно быстро — но ключевые вендоры при выпуске новых устройств уже внесли коррективы в позиционирование. Например, анонсировав компактные бизнес-устройства печати LaserJet Enterprise 400, компания HP позиционировала их как решение для «для офисных и удаленных сотрудников».

Подход НР интересен и очень важен, так как при ориентации на удаленных сотрудников, новинка отвечает всем требованиям к корпоративному девайсу. Например, LaserJet Enterprise 400, как и другими современными печатающими устройствами из линеек этого вендора, просто управлять «на дистанции» — есть поддержка помощью HP Web Jetadmin и HP JetAdvantage Security Manager, а также широкие возможности интеграции благодаря наличию HP Open Extensibility Platform. Важно, что новинки получили HP Sure Start, которое обнаруживает атаки и уязвимости, при необходимости автоматически восстанавливая BIOS, а также модуль HP Trusted Platform Module (TPM), обеспечивающий защиту данных с помощью сертифицированных закрытых ключей.

Принтеры НР показывают, какими должны быть устройства для домашнего офиса — защищенными и управляемыми. Про это нужно помнить при выборе других компьютеров для домашнего пользователя, популярность которых также будет нарастать: десктопов и роутеров.

Стационарные ПК для домашних офисов вряд ли будут в «тауэрах» — наши жилища имеют весьма ограниченные размеры — скорее всего, будут популярны мини-корпуса. Также для дома хороши моноблоки, которые также позволяют минимизировать место на рабочих столах. Основная проблема в организации процессов администрирования этих систем: перекладывать соответствующие задачи на пользователя — опасно, а расширять штат админов для управления/обновления/контроля на всем зоопарке ПК у удаленных сотрудников — дорого. Большинство проблем в данном случае может быть решено с помощью виртуализации рабочих столов и отдельных приложений, о чем мы поговорим в следующий раз, но в сегменте роутеров все еще хуже.

Роутеры, которые являются специализированными компьютерами, — важный элемент домашнего офиса, но наиболее проблемный с точки зрения ИБ и управляемости. Домашние работники пользуются огромным «зоопарком» разномастных роутеров, при этом значительный процент из этой «install base» имеет дыры в защите, которые никто и не думает закрывать. Множество таких устройств не обладает возможностями удаленного администрирования, которые позволяли бы техподдержке компании выполнять нужные действия легко и быстро. Как быть с роутерами, которые фактически являются наиболее проблемными и наиболее уязвимыми устройствами в домашнем офисе удаленных сотрудников — пока никто не знает.

Ситуация с домашними роутерами — важная, но далеко не единственная проблема в наборе новых рисков, с которыми сталкиваются компании при переходе сотрудников на «удаленку». В широком смысле возрастает риск взлома ИТ-инфраструктуры из-за расширения поверхности атаки при предоставлении удаленного доступа к корпоративным ресурсам и сервисам, как отметил Андрей Янкин, директор Центра информационной безопасности «Инфосистемы Джет». Однако проблема комплексного обеспечения нужного уровня ИБ, требующая комплексного подхода, уже не относится к продажам пользовательских устройств, поэтому про нее мы будем говорить отдельно.

Стоит помнить о переносе «на домашнее обучение» части нагрузок школьников и студентов, которым также нужно в доме место для работы. Однако, за редким исключением, учащиеся не являются требовательными пользователями, поэтому им будет достаточно стола и ноутбука, хотя они также будут использовать ресурсы принтера и роутера.

Что дальше?

Когда снимут вынужденные «антивирусные» ограничения, и вернется свобода передвижения, резко возрастет популярность мобильной работы — в широком диапазоне концепций от «третьего места» до «цифровых кочевников». Заметим, что ключевые вендоры начали выпуск ноутбуков под будущие задачи, в частности, со встроенными элементами для работы с 5G-сетями — о преимуществах таких устройств на Dell Technologies Forum 2020 рассказывал Артур Антонов, технический специалист по клиентским решениям компании. Судя по всему, скоро ноутбуков с поддержкой 5G будет анонсировано очень много: на CES 2021, по предварительным данным, ожидают анонс большого количества мобильных устройств в сочетании с мощным акцентом на возможности 5G-сетей.

Курс на развитие новых форматов занятости будет продолжен. Планомерное введение удаленной работы, в отличие от вынужденного перехода на домашний офис, позволяет сотрудникам выбирать удобное место для работы в широких пределах, а это, как подчеркивает Алексей Лукацкий, консультант по интернет-безопасности Cisco, приводит к повышению их продуктивности, росту бизнес-показателей компании и помогает бизнесу сокращать расходы на аренду офисных площадей. «Когда около 20 лет назад мы перешли на дистанционную работу, у нас выросла продуктивность на 10-40% в зависимости от сотрудника, и вместе с ней увеличились финансовые показатели, — вспоминает г-н Лукацкий историю работы в российском представительстве Cisco. — И эти показатели сохраняются до сих пор».

Но удаленная работа будет влиять не только на продажи устройств для конечных пользователей, ориентированных на применение в домашнем офисе. Большинство компаний — а именно 92%, согласно данным Acronis Cyber Readiness Report — для обеспечения дистанционной работы используют различные новые инструменты, как для доступа к корпоративным ресурсам, так и для кибербезопасности. Легко видеть, что новые форматы работы окажут мощное влияние на организацию ИБ, а также, в ряде случаев, на концепцию построения корпоративных инфосистем. «Ландшафт киберугроз очень сильно изменился за последние несколько лет и особенно за последние шесть месяцев, — говорит Сергей Белоусов, основатель и генеральный директор компании Acronis. — Традиционные автономные антивирусы и решения для резервного копирования неспособны защитить от современных киберугроз».

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что многие компании осознали, что раз «удаленка» — это навсегда, поэтому нужно выстраивать новую конфигурацию всех корпоративных ИТ-систем, — говорит Андрей Конусов, генеральный директор компании «Аванпост». Но об этом поговорим в следующей статье.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE