13 августа 2021 г.

Современный рынок труда, в особенности хоть сколько-нибудь квалифицированного, год от года всё очевиднее перестаёт быть рынком нанимателя. По оценке Microsoft, более 40% наёмных работников во всём мире подумывают о смене места занятости уже в текущем году, подбирая более привлекательные для себя варианты (по уровню оплаты, карьерным перспективам, дополнительному соцпакету и т. п.).

Менее прочной позицию наёмных работников не делает даже усиленная автоматизация: современные умные машины всё ещё нуждаются в человеческом присмотре и перепроверке получаемых ими аналитических выводов, особенно по критичным для бизнеса направлениям, — а соответствующие специалисты сегодня буквально на вес золота.

Разумным компромиссом в таких условиях представляется более глубокий и полный учёт нанимателем потребностей и запросов своего персонала, и в частности — переход от традиционной централизованной к гибридной системе организации труда. Другой вопрос — как именно это сделать; на что обращать внимание в ходе трансформации бизнеса, чтобы не ввергнуть компанию в чрезмерные расходы и сохранить высокий уровень её конкурентоспособности?

Попытку ответить на этот вопрос, сделав акцент на наиболее ярких гранях феномена гибридной занятости, предприняла Microsoft в исследовании 2021 Work Trend Index, в ходе которого были изучены мнения более чем 30 тыс. респондентов из 31 страны мира, а также проанализированы буквально триллионы деперсонифицированных метрик занятости и производительности труда в онлайновых платформах Microsoft 365 и LinkedIn.

Читателям CRN/RE уже знакомы фрагменты этого доклада и дополнений к нему, освещающие, в частности, проблемы перегруженности сотрудников повседневной рутиной и возросшую роль руководителей в парадигме гибридной занятости. Однако имеет смысл, на наш взгляд, представить более полный и структурированный обзор 2021 Work Trend Index, — поскольку именно в комплексе его выводы и рекомендации звучат наиболее убедительно.

«Гибридное» значит «лучшее»

Едва ли не самый наглядный тренд, вскрытый исследователями, — это практически единодушное позитивное восприятие гибридной схемы занятости как работниками, так и работодателями. Речь идёт, подчеркнём, именно о совмещении классического офисного труда и выхода на связь с коллегами из дома или любого другого подходящего места: 73% опрошенных хотели бы продолжить работать в гибридном режиме и после полной победы над пандемией, и в то же время 67% жаждут более тесных коммуникаций со своим коллективом (что вполне логично: убеждённые одиночки будут выбирать не гибридную, а чисто удалённую работу).

Одновременно с этим 66% респондентов-работодателей, ответственных за принятие решений, выразили готовность (или даже уже принялись) перестраивать физические пространства своих офисов, делая их более адекватными новым практикам гибридной работы. В центре внимания оказывается обеспечение максимальной гибкости в плане того, когда, где и как люди делают свою работу, — главное, чтобы сам процесс трудовой деятельности был для сотрудников максимально комфортным.

При этом довольно очевидно, что реформирование офисных пространств не должно выходить за рамки разумного: нет смысла монтировать в опен-спейсах СПА-бассейны и зимние сады, непропорционально наращивая тем самым непроизводственные расходы компании. Благо, достичь позитивных результатов можно и за гораздо меньшие средства: исследователи отмечают, что даже сейчас, полтора года спустя после начала коронакризиса, многие работодатели не удосужились сделать ряда наиболее очевидных шагов для повышения продуктивности своих распределённых офисов.

Так, 42% опрошенных сетуют об отсутствии компенсаций расходов на простейшие канцелярские принадлежности при работе дома (бумага, скрепки для степлеров и т. п.), а 10% до сих пор мучаются с медленными каналами Интернет-связи (которые за всё это время работодатель не позаботился для них улучшить). В целом 46% респондентов 2021 Work Trend Index засвидетельствовали отсутствие каких-либо возмещений затрат, понесённых ими в период удалённой работы, со стороны нанимателя.

Впрочем, вопрос о компенсации расходов не так прост, каким может показаться. В последнее время немало компаний — включая такие ИТ-гиганты, как Google и Facebook — озабочены минимизацией своих затрат на гибридную рабочую силу. В частности, они намерены сегрегировать денежные оклады сотрудников в зависимости от того, откуда именно те будут выходить на связь в режиме удалённой занятости.

С чисто формальной точки зрения (и особенно — в глазах финансового департамента компании-нанимателя) идея здравая. Если работник живёт в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе с их запредельными даже по американским меркам ценами, почему он должен получать ту же зарплату, что и дистанционный сотрудник на аналогичной должности, физически обретающийся в городке Стамфорд штата Коннектикут (население 128 тыс.)?

По данным Reuters, переходящим на удалёнку и уезжающим из больших городов сотрудникам Google уже сегодня урезает оклад на 15-25% в зависимости от разницы в повседневных расходах между старым и новым местами проживания. А Марк Цукерберг прямо заявил, обращаясь к сотрудникам Facebook: «Мы намерены корректировать размеры окладов и компенсаций в зависимости от места расположения удалённого работника. И если кто-то вздумает ловчить, скрывая своё новое место проживания, последствия будут самыми серьёзными».

Конечно же, так ведут себя не все крупные работодатели: Twitter и Reddit, к примеру, практикуют «географически независимые модели оплаты труда», привлекая тем самым наиболее талантливых дистанционных работников из глубинки. В результате те получают возможность, не сходя с места, зарабатывать на уровне ведущих специалистов из признанных ИТ-центров мира.

Но и прижимистые корпорации понять тоже можно: ещё до пандемии они начали реализовывать чрезвычайно масштабные проекты по созданию не офисов даже, а целых новых рабочих пространств и ландшафтов — достаточно упомянуть Middlefield Park в калифорнийском Маунтин Вью, возводимый Alphabet (материнской компанией Google), грандиозный офисно-торговый комплекс Amazon в Северной Виргинии на 25 тыс. сотрудников, перспективный корпоративный кампус Facebook близ Сиэтла на площади в 37 тыс. кв. м.

Очевидно, гигантские инвестиции в подобные проекты надо как-то компенсировать, — и потому урезание зарплат сотрудникам, не собирающимся пользоваться новыми роскошными кампусами и комплексами, выглядит вполне обоснованным. Другое дело, что в условиях дефицита работников высокой (а в последнее время уже и средней) квалификации избирательная политика даже крупнейших в мире компаний в отношении зарплат не лучшим образом отразится на их привлекательности в глазах потенциальных соискателей.

Об этом следует помнить работодателям, планирующим за счёт перехода на гибридную занятость снизить расходы на персонал: экономия не должна вырождаться в скопидомство.

(Продолжение следует)

Источник: Максим Белоус, crn.ru