16 августа 2021 г.

Продолжим разговор о цифровизации в современных условиях, начатый ранее, с детализацией отдельных аспектов и примерами кейсов. Как увидим ниже, цифровизация в нишах сегодня высокотехнологична, а возможности интеграций открывают самые разные возможности для развития компаний, а в ряде случаев, и для «цифровой трансформации» (DX), если не в масштабах всей компании, то в рамках отдельных бизнес-единиц. Особое внимание будем уделять BPM (Business Process Management) и его взаимодействию с другими аспектами цифровизации бизнес-процессов.

Для определенности примеры будем брать с фиксированного вертикального сегмента — складского хозяйства. Склады как бизнес-единицы играют важную, если не ключевую роль в обеспечении материальных потоков на любом предприятии, поэтому должны быть оцифрованы для процессов сквозного контроля материальных потоков. Вы думаете, что соответствующие процессы на складах сводятся к оцифровке складских ведомостей? Все гораздо шире! Простой перевод документов складского учета в digital совершенно недостаточен для полноценного включения складов в упомянутые системы управления материальными потоками, в другие сквозные цифровые процессы на предприятии, а также в локальные digital-решения.

Зачем такие сложности?

«Оцифровка» склада — процесс, требующий времени и других ресурсов, а также аккуратной последующей актуализации, которая тоже требует постоянной затраты ресурсов. Только с применением таких новомодных систем можно интегрировать складской digital в сквозную систему управления предприятием, выполнять менеджмент склада на современном уровне и развивать складское хозяйство, обеспечивая в нем снижение накладных расходов и переход на новый уровень эффективности. Наличие «цифрового склада» позволяет сделать бизнес-процессы на всем предприятии сквозными, и сделать BPM законченной системой. О высокой важности создания сквозных бизнес-процессов на предприятиях говорил Максим Мельситов, директор по развитию бизнеса компании BIA Technologies, в выступлении на вебинаре «Цифровая экосистема цепочек поставок для промышленного предприятия», отмечая положительное влияние на ряд бизнес-метрик, например, на сокращение времени исполнения рутинных процессов на порядок.

В идеале «цифровая копия» должна включать описание самого склада — от каждого стеллажа и проезда до всех входов-выходов и примыкающей территории — а также в ней должны быть учтены единицы хранения с их точным местоположением. В ряде случаев крайне желательно «подверстать» к этим данным оперативную информацию с IoT-сенсоров — термометров, гигрометров, датчиков освещенности, открытия дверей, работы вентиляторов и т. д. Заметим, что вся эта информация обычно актуальна для BPM — если не напрямую, то опосредованно — а также важна для технических приложений, обеспечивающих учет складских запасов, поддержание нужных режимов хранения, охрану склада и т. д.

Очевидно, что данные будут учтены и другими системами, например, решениями для учета складских запасов, бухгалтерией, ERP и т. д. Заметим, что сейчас «цифровые копии» складов активно создают как для огромных логистических центров, у которых складское хозяйство является основой бизнеса, так и для внутренних складов предприятий. Складов на каждом промпредприятии много — сырья, готовой продукции, запчастей, буферные (для хранения промежуточных изделий) и проч.

Так, Магнитогорский металлургический комбината (ММК) создал «цифровую реплику» для внутреннего склада в листопрокатном цеху (ЛПЦ) № 3. Пример этого решения показателен в плане того, насколько тесно «цифровой склад» должен взаимодействовать с другими цифровыми решениями на предприятии, причем решающими задачи на разных уровнях.

«Цифровой склад» для MES, EPR и логистики

Аксиома: цифровые решения на предприятии, решающие задачи разных профилей и уровней, должны тесно взаимодействовать между собой. Упомянутый выше «цифровой склад» в ЛПЦ № 3 в ММК сопряжен с цеховой MES (см. врезку), управляющей работой данного листопрокатного цеха. MES поставляет цифровому складу необходимые исходные данные о каждом рулоне металла, на основании которых система склада принимает решение о размещении очередной единицы продукции и отдает соответствующие команды «исполнительным механизмам». На основании этой информации потом произойдет последующее перемещение рулона. Это может быть отгрузка потребителям или, например, перемещение в другой цех на оцинковку — это уже как прикажут системы вышестоящих уровней.

Очевидно, что для выполнения своих функций цифровая система склада готовой продукции данного цеха должна быть «совмещена» не только с MES, но и с решениями для контроля отгрузки и с бухгалтерией, а также тесно взаимодействовать с EPR, CRM и другими решениями, оркестрирование которых выполняет ВРМ, управляющая бизнес-процессами всего комбината.

Магнитогорский металлургический комбинат для работы на современном уровне требует сквозной цифровизации бизнес-процессов — растут объемы производства, увеличивается номенклатура отгружаемой продукции, появляются новые требования к эффективности и т. д. — неотъемлемым элементом которой является «цифровой склад» ЛПЦ № 3. Наличие полной информации о каждой единице продукции нужно как для оперативного управления на уровне цеха, так и в целом для понимания ситуации на огромном ММК.

При этом уменьшается влияние человеческого фактора, что для пространства, на котором размещены металлические рулоны, может, и не столь важно, но на складе продуктов питания или «товаров народного потребления» может существенно уменьшить «усушку/утруску» хранимой продукции. Становятся радикально проще многие повседневные задачи. Например, зная координаты каждой единицы продукции, легко и просто направить к ней работника для инвентаризации или кран для дальнейшей транспортировки данного рулона. Заметим, что в данном случае кран не является роботом — оператор в нем присутствует — но система кранового позиционирования и автоматизированное рабочее место крановщика, связанное с ИТ-системами, существенно упрощают и ускоряют выполнение повседневных действий.

MES (Manufacturing Execution System, система управления производством) — программный комплекс, предназначенный для синхронизации, координации, анализа и оптимизации работы производственного цеха. Обычно MES-решения работают на уровне отдельного цеха, но могут быть применены и для интегрированного управления всем производством в масштабах предприятия.

Digital и cклады

Склады являются огромными «предприятиями внутри предприятий», на них постоянно идет активная работа. На крупном складе — миллионы операций в день — норма! Очевидно, что вся эта активность должна быть управляема, контролируема и, по возможности, оптимизирована, а поэтому решение «цифрового склада» можно рассматривать как своеобразный «MES». В общем случае, на складах собственное производство отсутствует, поэтому термин «Manufacturing Execution System» тут применим с некоторыми допущениями. В ряде случаев, заметим, на складе могут быть произведены некоторые действия производственного характера, например, маркировка товара.

Чтобы снизить стоимость внутренних «транзакций», применяют самые современные решения, использующие новейшие разработки в области digital. Современный склад не менее цифровизирован, чем, например, поле, ферма или другие элементы сельскохозяйственных индустриальных структур! Говоря об ИТ-системах для складов, Ольга Скулова, директор департамента информационной безопасности и программного обеспечения OCS Distribution, отмечает, что сейчас дистрибьютор с партнерами участвует в создании нескольких складских решений, использующих «умные очки» и, например, поставляет специализированные системы видеонаблюдения с аналитикой эффективности загрузки фур и организации погрузочной зоны.

Заметим, что последний пример с применением видеоаналитики для контроля процессов в погрузочной зоне показателен — данные изменения на «цифровом складе» оказывают влияние на бизнес-процессы, выходящие за пределы компании, а также на удовлетворенность клиентов. Цифровизация складов не только увеличивает эффективность/управляемость «внутри», но работает и «снаружи», формируя новый «клиентский опыт», важный для взаимодействия как с подрядчиками/поставщиками, так и с покупателями/клиентами. В современных условиях важно задуматься о правильном выстраивании бизнес-процессов, чтобы преобразовать «клиентский опыт» в конкурентные преимущества, как отмечает Леонид Перминов, руководитель направления «Контактные центры» в CTI.

RPA, сканеры и другие инструменты для складов

Хай-тех-решений для складского хозяйства разработано на удивление много — их активное применение позволяет повысить эффективность работы склада. Активное использование «умной техники» помогает существенно интенсифицировать работу персонала, увеличить плотность размещения объектов хранения и т. д. «RPA-решения могут обеспечить роботизацию достаточно сложных складских задач, таких как учет движения материальных потоков, управление запасами, внесение складских корректировок, автоматическое планирование, прием и распределение входящих заказов и так далее, — подчеркивает г-жа Скулова. — Во всех процессах роботы могут связывать существующую ERP-систему с другими приложениями или источниками данных, а также могут помогать сотрудникам проводить анализ складских остатков».

Простейший пример — сканеры с автоматизированной системой распознавания. Если объекты, поступающие на склад, снабжены маркировкой со штрих-кодом, то все просто. Но штрих-коды есть далеко не везде, поэтому зачастую для этой задачи приходится изобретать специализированные решения. Например, для упомянутой выше системы «цифрового склада» для ЛПЦ № 3 на ММК, где нужно маркировать металлический прокат, разработчикам пришлось изобретать систему маркировки на основе QR-кодов.

В ряде случаев приходится создавать системы «компьютерного зрения», позволяющие автоматически распознавать объекты. Сканеры позволяют существенно ускорить процессы приемки/выдачи товаров, ревизий и т. д. Ускорение может составлять десятки процентов! Очевидно, что такая автоматизация позволяет увеличить эффективность труда складских рабочих и ряд бизнес-показателей. Кейс, в котором роботы обрабатывают возвращенные товары, упоминает г-жа Скулова. Сданные товары в ряде случаев можно — и нужно! — выставить на продажу, разумеется, со скидкой. Роботы определяют размер скидки, используя информацию о предыдущих возвратах и о предпочтениях покупателей, и размещают информацию об появлении акционного товара. Оптимизация процесса с помощью интеллектуальной автоматизации минимизирует списание запасов и снижает затраты на обработку, что, как отмечает Ольга Скулова.

«Цифровой склад» требует мощной вычислительной инфраструктуры для повседневных задач широкого спектра оборудования: решений для EDGE-вычислений, «тонких клиентов», стандартных серверов и т.д. «Востребовано всё перечисленное, — говорит Назир Наурзоков, инженер по проектным решениям Acer/Altos. — Модельный ряд Altos позволяет создать в т. ч. и моновендорную инфраструктуру, включающую тонкие клиенты, башенные и стоечные серверы, а также системы хранения данных».

В складских системах начинают использовать голосовое управление. Качество систем распознавания голоса стало высоким, что позволяет минимизировать как набор текста, так и нажатие кнопок складскими рабочими. При выполнении некоторых процедур также важно, что при использовании голосовых команд у работников склада остаются свободными руки.

На складах активно используют роботов в разных формах — как программных ботов, так и аппаратные устройства для RPA. Если беспилотные автомобили на дорогах общего пользования пока присутствуют в тестовом режиме, то в складском хозяйстве беспилотные электрокары и погрузчики становятся нормой. В закрытом от посторонних пространстве складов автопилотируемая техника уверенно ориентируются и способна выполнять работы в автоматическом режиме: забрать, доставить, разместить, проконтролировать наличие/расположение/etc. Тем более, что электрокары — а также погрузчики разных типов — активно взаимодействуют с «цифровой репликой», которая знает о складе все. Тренды RPA и их значение для дистрибьюторов мы недавно рассматривали.

Digital для data-driving

Важно, что «цифровой склад» благодаря доступу к данным компании позволяет использовать роботизированную технику и другие средства автоматизации, что увеличивает эффективность, но верно и обратное — системы позволяют собирать разнообразные данные о состоянии склада. Компания получает большие объемы объективных данных, которые при правильном применении способны обеспечить новые уровни эффективности. Это справедливо как для складского хозяйства, так и для других видов деятельности.

Будущее — за интеграцией различных платформ внутри предприятия и формированием отраслевых и межотраслевых экосистем на основе принципов устойчивого развития — такое видение представила компания «Сименс» на екатеринбургском Иннопром-2021. При этом «Сименс» выступает за концепцию «умной локализации», которая предполагает сочетание передовых мировых технологий и российских ноу-хау при создании цифровых решений, что было подчеркнуто на стратегических сессиях «Иннопрома», в которых принимал участие Александр Либеров, президент компании «Сименс» в России.

Одними из трендовых направлений является применение «цифровых двойников». «Как российские, так и зарубежные внедрения демонстрируют, что использование „цифровых двойников“ помогает снизить эксплуатационные расходы, оптимизировать технологические процессы и поддерживать высокий уровень производственной безопасности, — говорит Александр Белоглинцев, специалист по продажам корпоративных решений в Dell Technologies. — На некоторых крупных предприятиях эта технология уже реализована, у многих построение „цифровых двойников“ является частью „дорожной карты ИТ-трансформации“».

По мере внедрения практики сбора и накопления данных с датчиков в различных отраслях аналитики ожидают, что все больше организаций будут рассматривать построение «цифровых двойников». В данном сегменте на российском рынке происходят интересные изменения. «Появились сильные игроки с пониманием задач, которые можно решать с применением „цифровых двойников“, — говорит Ольга Баранова, операционный директор Orange Business Services в России и СНГ. — Иными словами, если еще несколько лет назад мы говорили о теоретических подходах и примерном понимании что и какими средствами может быть достигнуто, то сейчас интерес к теме приобретает более практичные формы».

Тема цифровых двойников" становится практически-значимой, поэтому об этом направлении мы подробнее поговорим в продолжении статьи.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE