8 сентября 2021 г.

Внимание к проблематике перехода на сервисную экономику в В2В-рынке привлечено недавней крупномасштабной сделкой Veon с «Сервис-Телеком». Конечно, это прецедент не единственный, а часть большого тренда. Одним из ключевых трендов, набирающих силу в современной России, называет сервис «все как услуга» Кирилл Владимиров, генеральный директор компании Only. Сделку Veon мы рассмотрим чуть подробнее, так как из данного прецедента можно сделать ряд выводов, как характеризующих современное состояние рынка, так и имеющих теоретическое значение и практический интерес для многих игроков российского рынка и канала.

Инфоповод и вокруг него

Veon, материнская компания «Вымпелкома», который предоставляет услуги под торговой маркой «Билайн», продала 15,4 тыс. вышек мобильной связи, расположенных по всей России, компании «Сервис-Телеком». Объект продажи — Национальная башенная компания (НБК), которая управляла передаваемыми вышками, ранее выделенная из структуры «Вымпелкома», но при этом сохранившая принадлежность Veon.

Сумма сделки, которая должна быть закрыта до конца 2021 года, составляет почти миллиард долларов — точнее, 70,65 млрд руб., что составляет 970 млн долл, — а дальше эти башни «Вымпелком» будет арендовать на долгосрочной основе у нового владельца. Кроме того, до 2029 года «Вымпелrом», согласно обязательствам, будет обязан заказать у «Сервис-Телекома» строительство дополнительных 5 тыс. башен.

Пять практических выводов

Перечисленные ниже выводы актуальны для разных ситуаций. Мы будем иллюстрировать их фактами из рассматриваемой сделки, хотя примеров можно набрать множество как из российской, так и из мировой практики.

  • «Продаем не то, что покупаем» — принцип не новый, но остается вполне рабочим. Компания продает физическую инфраструктуру, а «обратно покупает» сервис. При этом процесс оказывается для компании выгодным по ряду вполне понятных и объективных причин.
  • Фокусировка крайне важна, особенно если она направлена на якорный бизнес. Для «Вымпелкома» по понятным причинам основным является предоставление телекоммуникационных услуг, а не развитие и поддержание работы инфраструктуры, в том числе, системы, объединяющей многие тысячи башен. Башни являются сложными инженерными сооружениями, которые постоянно требуют весьма недешевого специализированного обслуживания. Конечно, «Вымпелком» обладает прекрасной экспертизой во всем, что касается таких башен, а также располагает средствами, нужными для обслуживания. Только ресурс у компании «не резиновый», его лучше направить на развитие якорного бизнеса. На наличие возможностей в результате сделки увеличить инвестиции в качество сети и в новые цифровые проекты сделал акцент Каан Терзиоглу, CEO компании Veon.
  • «И пусть кто может, сделает лучше!» Оператор сотовой связи ограничен в возможностях использования сети башен, у независимой компании ограничений меньше — например, политических — поэтому эффективность использования соответствующего ресурса может быть заметно выше. Напомним, что башни могут быть использованы для как установки базовых станций, но и другого телеком-оборудования, причем от разных арендаторов. В результате параметр TR (Tenancy ratio, количество арендаторов на одну башню) у операторов обычно составляет 1,1-1,2, а у НБК в среднем равен 2, в некоторых регионах доходя до 3,4, как сообщает РКБ со ссылкой на исследования AC&M Consulting и собственные данные Национальной башенной компании. Очевидно, что в таких условиях доходность в пересчете на одну вышку у внешней компании может быть гораздо выше, чем у оператора, что по понятным причинам влияет на доступную вариативность ценообразования. В результате у оператора затраты на арендованные вышки могут оказаться заметно ниже трат на ту же инфраструктуру, когда последняя находилась в его собственности!
  • Из САРЕХ в ОРЕХ. Перевод затрат из капитальных в операционные открывает перед бухгалтерией интересные возможности, которые вполне легальным способом ведут к снижению затрат, а также, отметил г-н Терзиоглу, к финансовой гибкости. К каналу это отношения не имеет, поэтому без погружения в детализацию просто постулируем существование данной возможности.
  • Используем разные варианты. Ответ на вопрос «владеть или арендовать» не может быть однозначным, в реальных условиях он зависит от десятков разных параметров, которые надо учитывать перед принятием решения. В большинстве случаев — особенно при развитой и распределенной инфраструктуре — компании придется сочетать оба варианта. В рассматриваемой ситуации с VEON передано 15,4 тыс. вышек, но их количество, находившихся в управлении «Вымпелкома», было более чем втрое больше! Конечно, вышки разные, практически каждая из них уникальная в зависимости от локации, рельефа и решаемых задач — стоящая в чистом поле является несколько иным инженерным объектом, чем размещенная в низкоэтажной застройке пригорода или на сооружении в городской среде. Какие в итоге будут переданы «на сторону», а какие останутся в управлении «Вымпелкома», пока сказать сложно, компании не раскрывают подобных планов, но можно предположить, что оператор будет «миксовать» оба доступных подхода — владение и аренда — для достижения максимальной экономической эффективности.

Заметим, что мы рассмотрели только некоторые аспекты арендной модели. Есть и другие, например, г-н Владимиров обращает особое внимание на перенос рисков при использовании сервисов. Однако к теме риск-менеджмента мы еще вернемся.

Вместо заключения

Количество подобных сделок будет расти, так как подобная диверсификация оказывается выгодной для компаний по ряду вполне понятных и объективных причин. Отметим, что история с башнями хотя и масштабная, но не самая изощренная — на российском рынке уже встречались прецеденты и более экзотические. Например, мы упоминали прецедент, когда складской комплекс был продан компанией, входящей в экосистему «Сбера», а потом ею же арендован — по сути, решение эквивалентно рассмотренной выше сделке, но был один интересный нюанс: та сделка была еще и кредитована «Сбербанком»! Заметим, что это происходит в быстроразвивающемся сегменте, который, как отмечает Кирилл Стародубцев, генеральный директор Knight Frank Russia, является фаворитом среди инвесторов в коммерческую недвижимость. Это указывает на актуальность рассмотренных схем даже в очень горячих сегментах!

Ситуация с продвижением сервисной модели весьма интересна. В сентябре компания Lenovo объявила глобальную стратегию «всё-как-услуга» (Everything-as-a-Service), существенно расширив ранее доступные сервисы, что уже высоко оценили эксперты рынка. Это поможет компаниям развивать свои предприятия и снижать риски, чтобы получать больше прибыли и служить на благо общества, уверен Пунит Реньен, генеральный директор Deloitte Global. Поэтому в ближайшее время мы продолжим разговор о развитии и о проникновении концепции услуг, на примере HaaS/DaaS, а также учитывая особенности SaaS и IaaS. Сервисные модели, напомним, проникают в самые разные области как ИТ, так и канала, как отмечал Максим Сорокин, председатель совета директоров OCS Distribution. Например, «Дистрибуция как сервис» с прошлого года является основой стратегии дистрибьюторской компании OCS, и эта практика позволила выявить некоторые интересные тренды, которые также заслуживают более детального рассмотрения.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE