Начало тут

«Облака» оптимизируют затраты и повышают надежность ИТ-решений на стороне клиента, поэтому растет востребованность cloud-сервисов на российском рынке. Что заслуживающего внимания происходит с данным направлением сегодня?

Оптимизация требует инструментов

Оптимизацию выполняют cloud-провайдеры, но инструменты оптимизации остро нужны и потребителям «облачных» сервисов. Концепция построения ИТ-системы на «мультиоблаке» давно стала нормой, что требует отслеживать потребление cloud-ресурсов. А рынок «облаков» пластичен, процессы мониторинга ситуации и учета затрат тут нужны постоянно, они требуют автоматизации для быстрой реакции на происходящее, а поэтому нуждаются в отдельных специализированных инструментах. Например, на платформе CloudMaster от Softline появился новый продукт — «мультиоблачный» оркестратор Clouder, который создан для повышения эффективности использования cloud-ресурсов, развернутых в приватной и публичной инфраструктуре под различными популярными системами виртуализации.

Администраторам Clouder позволит автоматизировать взаимодействие с сервисами, выполняющими предоставление ИТ-ресурсов, финансистам — упростить процесс бюджетирования на основе реальных данных об утилизации ресурсов и т. д. «Решение предназначено как для крупного бизнеса, так и для СМБ-сегмента, — говорит Алексей Вокуев, менеджер продукта в CloudMaster. — Наша цель — сделать продукт, который будет эффективно решать задачи, связанные с управлением и использованием виртуальных ресурсов как приватных, так и публичных „облаков“».

Удобство администрирования — путь к снижению стоимости владения

Наличие единой панели управления является одним из важных преимуществ современных решений, например, рассмотренного выше Clouder и других. «Вокруг CommuniGate Pro создана экосистема, позволяющая системным администраторам и администраторам домена обслуживать большие кластеры так же, как если бы они обслуживали монолитное решение», — отметил Андрей Киселев, руководитель направления по сопровождению информационных систем в компании iFellow, внедрившей упомянутую систему интегрированных коммуникаций весной этого года.

Важность единой панели администрирования отмечают корпоративные заказчики, внедряющие разные российские системы в ходе импортозамещения, в том числе прикладные, которые в последнее время превращаются в сложные решения, работающие на платформах, сочетающих «мультиоблачность» с гибридностью. Как видно, еще есть варианты для дальнейшей оптимизации администрирования и уменьшения стоимости владения инфраструктуры, построенной на «облаке»! Поставщики решений активно инвестируют в создание и развитие соответствующих инструментов или функций.

Совместимость должна быть гарантирована

Проблема обеспечения совместимости программных продуктов и сервисов для ИТ не является новой, но в условиях импортозамещения она резко обостряется. Основная причина в том, что крупные платформы — Microsoft, VMware и другие — поставляющие экосистемы с широким спектром программных продуктов, с российского рынка ушли или уходят, в результате российским компаниям решения приходится собирать из разного софта от различных вендоров. Количество «стыков» различных приложений, работающих в составе единого решения, естественным образом возрастает, в наиболее важных из них совместимость требует проверки — во что инвестируют российские вендоры. Совместимость систем — значимый этап в развитии продуктов, востребованный и ожидаемый рынком, отмечает говорит Владимир Бургов, генеральный директор CommuniGate Systems.

Одним из таких крайне важных «стыков», например, является проверка совместимости с системами бэкапа. «Мы уделяем особое внимание вопросам совместимости с различным российским системным ПО, но и продолжаем поддерживать другие, востребованные заказчиками системы», — говорит Андрей Крючков, директор по маркетингу технологий «Киберпротект». Целенаправленная работа по интеграции и совместимости с другими программными продуктами, как подчеркнули в компании, гарантируют пользователям возможность простого резервного копирования и восстановления на разнообразных платформах с использованием наиболее популярных коммуникационных сервисов, СУБД, операционных систем и систем виртуализации.

Развитие «облаков» продолжается на уровне концептов. Например, в отчете Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies 2022, который посвящен наиболее перспективным технологиям, указаны так называемые промышленные «облачные» платформы: целостные продуктовые предложения, сбалансированные для разных вертикальных рынков и доступные в форматах SaaS, PaaS и IaaS. Эти решения, как и другие упомянутые в отчете, получат массовое внедрение в средне- и в долгосрочной перспективе — оценочный период от 2 до 10 лет и более, как отмечают в Gartner — но с выходом на рынок этих продуктов их первые пользователи получат немалые конкурентные преимущества.

Вместо заключения

Индустрия «облаков» следует за национальным рынком, последовательно предлагая решения — как технологии, так и сервисы — актуальные для российских корпоративных заказчиков. «Мы следуем за потребностями рынка: необходимы решения для управления „мультиоблачной“ инфраструктуры — развиваем CloudMaster; заказчикам требуется платформа с открытым исходным кодом для построения решений на российской технической архитектуре — добавляем новые гипервизоры», — говорит Дмитрий Исаев, директор управления облачных решений в Softline.

Развитие сегмента в рублевой зоне практически эталонное. Скорее всего, так будет и дальше, если игрокам «облачного» рынка удастся решить проблему расширения аппаратных мощностей для разворачивания и масштабирования cloud-сервисов. Некоторое время развитие могут обеспечить складские запасы и решения для оптимизации имеющихся мощностей. На сегодняшний день российские дата-центры достигли высокого уровня автоматизации бизнес-процессов и готовы к внедрению систем управления с «искусственным интеллектом», отметил Евгений Колесник, директор центра поддержки клиентов Stack Group и M1Cloud, выступая на Международном саммите Ассоциации участников отрасли ЦОД. Но соответствующие возможности все же ограничены, достаточно скоро придется расширять аппаратную часть. С серверными мощностями после введения санкций все еще нет удовлетворительной ясности, но проблемы, связанные с инфраструктурой — для которой тоже нужен широкий спектр компонент, часть из которых требует импортозамещения — решают достаточно эффективно, о чем поговорим на следующей неделе.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости