Чем технологичнее оборудование, тем в большей степени бесперебойность и продолжительность его работы зависят от регулярного квалифицированного обслуживания и своевременной техподдержки. В парках российских заказчиков сегодня по-прежнему превалирует вычислительная техника под глобальными брендами — частью закупленная до начала СВО, частью полученная уже по каналам параллельного импорта. Речь при этом идёт не только о серверах, маршрутизаторах, принтерах и МФУ: ряд российских компаний продолжает эксплуатировать ныне официально не поддерживаемые в РФ программные комплексы (SAP, например), — и для них также чрезвычайно важно, чтобы разработанные на Западе решения продолжали работать и сейчас, и в обозримой перспективе.

Неудивительно, что основная тяжесть сопровождения и поддержки всей палитры продуктов ушедших из России ИТ-брендов легла на плечи системных интеграторов. Те и прежде довольно плотно работали в этой области — правда, в непрерывном контакте с вендорами, осуществлявшими обучение специалистов, сертификацию сервисов, снабжение ЗИПом и т. п. Теперь сопровождение и поддержку осиротевшего аппаратного оборудования и ПО интеграторам приходится осуществлять своими силами, что ставит перед участниками канала новые вызовы — но и позволяет приобрести и укрепить совершенно уникальные компетенции, которым на российском (а, вероятно, и не только российском) ИТ-рынке бесспорно найдётся самое широкое применение.

Мигрировать или не мигрировать, вот в чём вопрос

Готовность российских заказчиков к миграции Ирина Ефанова, руководитель департамента по отраслевым решениям и взаимодействию с поставщиками ГК «КОМПЬЮТЕРЫ И СЕТИ», оценивает как высокую: «Санкционное давление растёт, и многие иностранные производители вышли из режима ожидания и окончательно ушли с российского рынка. Но несмотря на происходящие в мире события, существующая ИТ-инфраструктура заказчиков требует поддержки и развития».

Максим Даниленко, заместитель руководителя отдела системной интеграции ООО «ГК „Абак-2000“», считает, что заказчики со сравнительно свежим парком брендированных аппаратно-программных решений сохранят его до конца формального срока эксплуатации, покупая запчасти и расширяясь через параллельный импорт: «Те же, кому требуется новая закупка, будут покупать 100% российское решение, если это госкомпания, и 50 на 50 — если коммерческая».

«Помимо того, что замещение части систем может занять несколько лет, в некоторых ситуациях все ещё требуется дождаться сопоставимого аналога (например, в инфраструктуре сложная система с СХД, софтом резервного копирования, заменой Active Directory), — напоминает Валентин Губарев, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, директор департамента инфраструктурных решений и сервисов ИТ-компании КРОК. — Некоторые заказчики, которым важна максимальная экономия, уже на протяжении долгого времени пользуются партнёрским сервисом для так называемого commodity (самого простого оборудования). Содержать склад запасных частей на случаи поломок дешевле, чем покупать полноценные сервисные контракты у производителей. Но если ранее большая часть рынка покупала сервисные контракты, то теперь все переключаются на партнёрский сервис».

Заказчики сегодня активно тестируют и пилотируют российские решения, но в текущем году мало кто из них готов всерьёз приниматься за миграцию, — об этом говорит Владимир Бочкарев, технический директор TEGRUS: «Я думаю, реальные внедрения начнутся в 2023-2024 гг». Среди аргументов «против» эксперт выделяет неполное функциональное соответствие новых компонентов ИТ-инфраструктуры и системного ПО требованиям заказчиков, отсутствие уверенности в надёжности решения (в части интеграции с существующей ИТ-инфраструктурой), а также подчас более высокое совокупное ТСО — из-за необходимости одновременно поддерживать старые системы и внедрять новые силами прежнего ИТ-штата заказчика.

Как свидетельствует Андрей Самохин, директор сервисного департамента STEP LOGIC, сегодня 8 из 10 запросов на предоставление услуг по технической поддержке связано с желанием заказчиков вернуться к привычному формату, позволяющему:

  • беспрепятственно получать замены при выходе из строя действующего оборудования в строго оговоренные сроки,
  • иметь доступ к экспертизе производителя оборудования и/или ПО для решения нетривиальных задач,
  • получать обновления/новые версии прошивок для оборудования и/или ПО, улучшающие существующую функциональность, закрывающие критически важные уязвимости и исправляющие некорректное поведение системы (баги).

«В первую очередь, заказчиков интересует цена и функциональность альтернативных решений, — говорит эксперт. — Необходима референсная база: заказчики хотят быть уверены, что предлагаемые решения поддерживают сценарии инсталляции, которые описывают их ИТ-инфраструктуру. Важен опыт работы с предлагаемыми продуктами с точки зрения как эксплуатации в реальной жизни, так и представленных на рынке компетенций. Если компания находит предложение, отвечающее этим запросам, то, как правило, она готова рассмотреть вопрос миграции даже при учёте высоких финансовых и прочих издержек».

Заказчикам сегодня приходится расставлять приоритеты, — об этом свидетельствует руководитель отдела инфраструктуры компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ) Ильдар Закиев: «После составления матрицы оценок формируется дорожная карта миграции, в соответствии с которой действуют заказчики. Поэтому компаниям приходится какое-то время эксплуатировать зарубежные элементы ИТ-инфраструктуры, пусть и в режиме поддержки текущего уровня функционирования, без обновления и добавления функциональности».

Антон Сучков, директор департамента заказных систем IBS, разделяет заказчиков на три категории в зависимости от сложности решаемых задач: «Большинство заказчиков со сложившимися процессами и регламентами чаще всего выбирают альтернативную поддержку без участия вендора, принимая риски до момента выбора других платформ, либо вынуждены сопровождать действующие решения собственными силами. Другая часть заказчиков готова переходить на импортозамещённые продукты, терять в функциональности в краткосрочной перспективе, и постепенно развивать их с вендором. Третья категория заказчиков вынуждена переходить на импортозамещённое ПО, руководствуясь требованиями регулятора. В этом случае выбор стоит между комплексом разнообразного ПО, связанного между собой для обеспечения той или иной бизнес-функции, и заказной разработкой систем».

Комплексная поддержка SAP без вендора

Андрей Кельманзон, управляющий партнер сегмента «Аутсорсинг и сервисы» компании IBS

Уход с российского рынка зарубежных вендоров заставляет компании искать альтернативные способы поддержки программного обеспечения.

Многолетний опыт клиентов IT-сервисной компании IBS показывает, что полноценно использовать SAP можно без помощи вендора. Специалисты IBS готовы помочь компаниям, которые решили продолжить эксплуатацию любых продуктов SAP, представленных в России, в том числе узкоспециализированных отраслевых решений. Кроме того, поддержка SAP от IBS зачастую позволяет использовать бюджет с большей эффективностью, чем вендорская.

Услуги IBS по поддержке SAP-решений:

  • адаптация решений к изменениям законодательства РФ;
  • разрешение нештатных ситуаций в стандартном ПО;
  • выявление и устранение уязвимостей программного кода;
  • непрерывное совершенствование существующих систем;
  • разработка новых функциональных модулей.

В рамках модуля по адаптации SAP-решений к изменениям в законодательстве проводится мониторинг федеральных законов и нормативно-правовых актов. Обновления разрабатываются и внедряются по индивидуальному плану клиента, с учетом специфики его деятельности и готовы к использованию к моменту вступления требований закона в силу.

При возникновении нештатных ситуаций в стандартном ПО SAP специалисты IBS разрабатывают целевые решения для корректного выполнения функций на постоянной основе. На практике это означает предоставление четвертой линии техподдержки.

В рамках услуг по выявлению уязвимостей в программном коде проводятся проверки систем и приложений, интегрированных с SAP-решениями, для обеспечения полной безопасности ПО и данных.

Улучшить существующие SAP-решения клиенты IBS могут за счет изменения специалистами параметров администрирования СУБД, ABAP-кода, адаптации времени и параметров запуска. Анализ производительности систем и пользовательских разработок проводится на постоянной основе или по запросам.

IBS также предлагает разработку новых функциональных модулей для автоматизации бизнес-процессов по стандартам вендора, при этом клиентам гарантируется высокая производительность решений и гибкие настройки функционала.

IBS занимает одну из лидерских позиций среди российских аутсорсеров поддержки SAP-решений. Присоединяйтесь к нам: ВКОНТАКТЕ, TELEGRAM, HABR и VC.RU.

На правах рекламы

Готовность заказчика к миграции в любом случае определяется имеющимися у него технологическими возможностями, — например, наличием схожих по характеристикам и совместимости импортозамещающих продуктов, указывает Алексей Пилипчук, директор управления реализации сервисов Softline: «В части решений для пользовательского сегмента, инфраструктуры малого и среднего бизнеса такие возможности есть. Иная ситуация в сфере высоконагруженных систем уровня hi-end, развёрнутых у крупных корпоративных заказчиков: это высокопроизводительные вычислительные комплексы, системы хранения данных, телекоммуникационное оборудование для ЦОД и системы операторского класса, а также программные продукты. Особенно если эти продукты используют в качестве основы соответствующие базы данных зарубежного происхождения».

(Окончание следует)

Источник: Максим Белоус, IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости