9 января 2023 г.

Начало тут

Российский рынок: локальная специфика поверх общих трендов

Сегмент принтеров в РФ отражает глобальные тренды с некоторым лагом. Показательно, например, в 2020 году количество отпечатанных документов уменьшилось на 14%, а на следующий год поставки печатающих устройств на российский рынок в натуральном выражении сократились на 14,4% по сравнению с уровнем 2020, по данным IDC. Похоже, что российские корпоративные заказчики поняли, что печатают меньше, и, соответственно, уменьшили закупки печатающих устройств.

Объем российского рынка принтеров и МФУ может составить 1,2-1,3 млн шт. по итогам 2022, что составит минус 45-50% по отношению к предыдущему году, отмечают эксперты ITResearch. Во второй половине года уходящего года обозначилась тенденция хотя и к небольшому, но устойчивому росту продаж, считают аналитики.

В завершающемся году падение продаж печатающих устройств, согласно прогнозам экспертов, продолжится. Сильное снижение связано с прекращением прямых поставок основных производителей печатной техники, говорит Артем Даниелов, менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia: «По итогам года ожидаем падение рынка примерно на 25-35%».

В стоимостном выражении все еще более мрачно. «Общий продаж возможно будет оценить в начале следующего года. Пока, по нашим оценкам, падение рынка составило около 60% в стоимостном выражении», — говорит Петр Горбей, руководитель направления «Печатная техника» группы «Марвел|F+ tech».

С такими оценками солидарны и дистрибьюторы. «По итогам года можем увидеть падение продаж в штуках на 45%, в деньгах на 25-30%», — говорит Татьяна Скокова, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion.

Оценки вполне логичны. Продажи легких недорогих моделей шли достаточно ровно на протяжении почти всего 2022 года — за счет оставшихся в канале вендоров, некоторых складских запасов и налаживаемого «параллельного импорта». А с тяжелыми моделями ситуация была гораздо сложнее: у оставшихся вендоров такие модели встречаются редко, на складские запасы рассчитывать не приходилось, а организовать «параллельные» поставки оборудования этого типа не так просто, как легких печатающих устройств.

Что дальше

Инсталлированная база принтеров в этом году претерпела изменения только в нижнем сегменте, говорит Оксана Дозорова, руководитель группы печатной техники компании Treolan (входит в группу ЛАНИТ): «Верхний сегмент и цвет остались без изменений, если не брать во внимание общий тренд к „устареванию“ печатного парка». Заметим, что в данном случае под устареванием следует понимать как вырабатывание печатающими устройствами ресурса, так и несоответствие возросшим требованиям компаний к печати — не обязательно к количеству отпечатков, возможно, к скорости печати, управляемости принтерного парка, кибербезопасности устройств и т. д.

«Заказчики стараются максимально продлить срок службы уже установленного парка, — говорит Петр Горбей. — По разным причинам: наличие большого запаса расходных материалов и запчастей, обученный персонал. Системы мониторинга и управления печатью также адаптированы к уже установленному парку и их перенос на новые аппараты потребует значительных финансовых и трудозатрат». Но приобретать новые устройства все же придется.

Важной особенностью принтеров стала невозможность их виртуализировать. Это отличает их от большинства других компонент ИТ-инфраструктуры, наряду с наличием в печатающих устройствах механических подвижных деталей и необходимости расходных материалов. Виртуализация позволяет более эффективно использовать имеющиеся вычислительные мощности, но для печати такой подход невозможен.

В сегменте офисной печати турбулентность, связанная с санкциями, достаточно успешно преодолена стараниями игроков канала.

«Решающим фактором для офисной печати является наличие расходных материалов, запчастей и сервисных услуг с прогнозируемой стоимостью, чего „параллельные поставки“ обеспечить не могут», — напоминает Андрей Ванькевич, руководитель отдела поддержки и продвижения продукции в ГК «Катюша».

Вместо заключения

Конечно, сейчас рынок офисной печати несколько менее удобным для потребителей, чем в досанкционные времена. «Предпочтения потребителей не меняются — им нужна качественная печатающая техника, желательно простая в обслуживании и экономичная. — говорит г-жа Скокова. — Проблема в том, что меняется представленный в России ассортимент, и корпоративный заказчик не всегда может купить то, что ему нужно. Сейчас он чаще вынужден выбирать из того, что доступно».

В оценке перспектив сегмента печатающих устройств стоит помнить про общую ситуацию в экономике страны. «Потребности в печатающей технике у российских заказчиков по-прежнему есть, но бюджеты при этом сокращаются. — напоминает г-н Кушигин. — И как обычно во время кризиса, наблюдается „сползание“ спроса от более дорогих и продвинутых решений к менее дорогим».

Для рынка важно происходящее вокруг рынка принтеров. А там кроме роста доли совместимых расходных материалов и сервисов перезаправки картриджей будет происходить много интересного. Нас ждет, как отмечает г-н Даниелов, повышение спроса на MPS-услуги и сервисные контракты, рост интереса к программному обеспечению по управлению печатной инфраструктурой для обеспечения безопасности и экономичности.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News