17 марта 2023 г.
Недавно SuperJob объявил итоги опроса по поводу удаленки в компаниях. Как выяснилось, доля тех, кто работает удаленно, невелика: в 7 из 10 компаний, сохранивших дистанционный характер работы, — менее 10% от штатной численности. Всего же удаленный формат работы сохраняется в 40% компаний (до пандемии — примерно в 33% компаний, в разгар пандемии — в 59%). То есть можно считать, что ситуация вернулась к допандемийному уровню несмотря на разговоры о приходе «новой реальности» в систему организации труда и многочисленных преимуществах удалёнки.
Мы попросили представителей ИТ-компаний рассказать, как у них обстоят дела с удалёнкой:
- Закрепился ли в вашей компании удаленный формат работы? Если да, то сколько %% сотрудников сейчас работают удаленно?
- Для каких категорий сотрудников, должностей удаленный формат работы по-прежнему оправдан или даже предпочтителен?
- В чем, на ваш взгляд, причины массового возвращения сотрудников в офисы? В чем минусы удаленки по сравнению с работой в офисе? Про плюсы не спрашиваем, потому что про них уже много писали раньше.
- Насколько возврат сотрудников в офисы продиктован интересами организаций, а насколько — интересами самих сотрудников?
Если обобщить ответы, то в основном предпочтения отдаются гибридному формату работы. Хотя, конечно, многое зависит от профиля деятельности компании. О том, какими соображениями руководствуются в компаниях, принимая решения в отношении офисной работы/удалёнки, см. ниже в комментариях участников опроса.
Анна Анцинова, зам генерального директора по персоналу, OCS Distribution:
- В компании OCS формат удаленной работы приживался постепенно и нетравматично. Мы удачно ввели удаленку еще до пандемии — для случаев работы в командировке или при острой необходимости для сотрудника остаться дома, не прерывая рабочего процесса. Пандемия расширила и поставила этот формат на «постоянные рельсы», обеспечив рабочий процесс для почти 100% офисного состава, за исключением сотрудников, обеспечивающих работу офиса и инфраструктуры. Для OCS формат удаленки стал новой и удобной формой процессов и коммуникаций и, конечно, мы постарались взять от него все лучшее, что он может дать. Сегодня у нас действуют три формата работы: полный офлайн для сотрудников склада, производства, сервисных служб, гибридный формат — частично удаленка +
2-3 дня в офисе (в таком режиме работают почти 80% офисных сотрудников) и полностью удаленный формат. - Мы рассматриваем формат удаленки скорее как удобную возможность, а не как необходимость для какой-то из категорий. Если сотрудник и его руководитель уверены в том, что полностью удаленный формат никак не скажется на качестве рабочих процессов, а может быть и поможет работать более эффективно — мы приветствуем такое решение.
- Мы не настаивали на массовом возвращении сотрудников, наоборот — постарались эргономично вписать новый формат в нашу жизнь (и воспользоваться его плюсами). С другой стороны, для нас предпочтителен гибридный формат: мы стараемся, чтобы сотрудник хотя бы пару дней в неделю появлялся в офисе — пообщаться с командой, «пощупать воздух» — множество информации, идей, новостей передаются именно в неформальных беседах.
- Одна из ценностей компании OCS — баланс интересов. И в теме формата работы сотрудников она проявляется очень ярко. Гибридный формат удобен для сотрудника и эффективен для компании.
Ольга Барыбина, директор департамента оценки, удержания и развития главного актива ГК «F+ tech-Марвел»:
100% удаленная работа — редкое явление в нашей компании. Большинство сотрудников имеют гибридный режим и посещает офис
В дальнейшем сотрудник вместе с руководителем определяет долю удаленной работы в своем рабочем графике. Мы исходим из того, что должны совпадать интересы как работника, так и компании: зачастую ИТ-специалисты и аналитики предпочитают работать из дома, однако мы наблюдаем исключения из этого правила, причем по инициативе самого работника.
Отменять удаленную работу полностью мы не планируем, так как гибкий подход к организации рабочего процесса показал свою эффективность.
В отношении удаленной работы я бы скорее говорила не о минусах, а об особенностях организации рабочего процесса. Со стороны компании требуется серьезная поддержка для обеспечения сотрудников необходимыми инструментами и доступами. Для руководителей это означает качественные изменения во взаимодействии, сопровождении сотрудников, чтобы поддерживать их высокую включенность в единое информационное поле, поддерживать связи внутри команды и между функциями.
Долгое время удаленка считалась одним из обязательных условий работы для ИТ-специалистов. И текущая тенденция возвращения в офис всех сотрудников, вне зависимости от их функции, очень интересна в отношении того, победит рынок работника — и из общего правила все-таки придется сделать исключение для некоторых категорий сотрудников — или рынок работодателя. На мой взгляд, сейчас все говорит в пользу последнего.
Наталья Верещетина, директор по персоналу Merlion:
- До пандемии сотрудники, работающие удалённо, были единичными случаями. В пандемию большинство офисных работников перешли на удаленный формат, но постепенно персонал возвращается в офис, и сейчас порядка 70% офисных сотрудников вернулись работать в офисы.
- Удаленный формат закрепился преимущественно среди ИТ-специалистов.
- В нашей компании большое значение имеет командная работа, сплоченность, взаимопонимание между сотрудниками разных подразделений, связанных задачами или проектами. В офисе быстрее решать сложные вопросы и не утонуть в бюрократических переписках. Ну, и пользу от личного общения, понимания, что ты часть большой команды как факторов, влияющих на вовлеченность, никто не отменял.
- Затрудняюсь ответить. Лично мне нравится работать в офисе :).
Александр Гольцов, генеральный директор АМТ-ГРУП:
- В разгар пандемии мы придерживались порядка, утвержденного правительством — до 30% процентов сотрудников могли находиться в офисе. Для нас это было важно, поскольку в работе всегда много проектов, по которым необходимо присутствие сотрудников на рабочих местах. По этой же причине, как только это стало возможным, мы вернулись к полноценной работе в офисе.
- У нас не так много сотрудников, которые могли бы эффективно работать на удаленке.
- Основной минус — отсутствие «живого» общения. Не зря один из слоганов нашей компании: «Бизнес — это люди». Наши команды инженеров и продавцов постоянно взаимодействуют с заказчиками. Внутри офиса вопросы можно решить за 5 минут, просто заглянув к коллегам в соседнюю комнату, то же самое касается обсуждения и генерации каких-то идей по проектам и прочего. На наш взгляд, это более продуктивно, чем вести долгую переписку или обзванивать всех по очереди. Да, во время пандемии инструменты дистанционного взаимодействия получили широкое распространение. Но вернусь к началу — личное взаимодействие всегда продуктивней.
- На наш взгляд, главное в тенденции возвращения сотрудников в офис — показатели эффективности и результат. Причем об этом можно говорить как со стороны компаний, так и со стороны сотрудников. Плюсы для компании я уже обозначил выше. Для кого-то это еще и дополнительный инструмент контроля за рабочим временем сотрудников. Если же говорить про сотрудников — у нас были случаи, даже в разгар пандемии, когда коллеги настаивали на возможности работать в офисе. Основная причина — комфортная и удобная обстановка для работы. У кого-то нет специально оборудованных рабочих мест, у многих — маленькие дети, которые требуют внимания. Продуктивно работать при этом довольно сложно.
-
Наш основной режим работы сегодня — гибридный, однако мы создаём все условия для удалённой работы сотрудников, компания предлагает соискателям договоры на удалённую работу, где такой формат представляется единственно возможным. Это прекрасно подходит тем, кто работает из регионов и по объективным причинам не может посещать московский офис или офис в Иннополисе. В настоящее время у нас около 50% сотрудников работают на удалёнке, оставшаяся половина коллектива распределена между гибридом и работой в офисе. До пандемии у нас существовал офисный формат работы, но были и те, кто по согласованию с руководством работал из дома. Однако пандемия смешала карты, и офис пришлось на время закрыть, а сотрудники компании были полностью переведены на удалёнку. У нас в компании по умолчанию как сами сотрудники, так и инфраструктура готовы к удалённой работе, в связи с чем подобная вынужденная смена формата не так сильно повлияла на деятельность компании.
2. В целом нет каких-то определённых должностей, для кого предпочтительна и оправдана удалёнка. Любой сотрудник любого грейда, как правило, может выбирать — работать ли ему из дома или из офиса.
3. Минусов хватает как для самих работников, так и для компании. Например, затруднительно отслеживать активность и настроения сотрудников. На удалёнке продуктивность отдельных специалистов может снижаться — у многих возникают трудности с саморегуляцией. Работая из дома, также можно потерять связь с реальностью, оторваться от коллектива, ведь ни одна видеоконференция не заменит совместный обед или кофе-брейк на общей кухне с коллегами. На долгой дистанции это может привести к росту социальной разобщённости. Также можно сказать, что удалёнка может негативно сказываться на психологическом здоровье сотрудников, но тут палка о двух концах — если для одних удалёнка сопряжена со стрессом, то другие сталкиваются с обратным эффектом.
4. Плюсы офисной работы как работодателям, так и сотрудникам очевидны. Работа из офиса — это упорядоченный рабочий день, что позволяет легче соблюдать work-life balance. Важно, офис — это развитое общественное пространство, в котором можно не только трудиться, но и отдыхать. Некоторые компании обеспечивают сотрудников корпоративным питанием, а уж про кофемашину и фрукты на общей кухне я не говорю. Ещё офис — это возможность общения с живыми людьми, с которыми можно обмениваться информацией, делиться радостными новостями. Микроклимат позитивно сказывается на продуктивности и эффективности работы специалистов. Если говорить про интересы организации, в офисе тем же HR-специалистам проще проводить корпоративные мероприятия, заниматься адаптацией персонала и слаживанием коллектива, проводить встречи в формате один на один с сотрудниками.
Татьяна Лунина, директор по персоналу Konica Minolta Business Solutions Russia:
- До пандемии у нас удаленно работали только сотрудники региональных представительств. В ее разгар — 95% сотрудников компании. После пандемии наша компания перешла на гибридный режим работы: в зависимости от должности и функциональных обязанностей, сотрудники могут посещать офис по графику или по необходимости. В таком формате сегодня работает около 80% персонала.
- Такой формат наиболее актуален для отделов удаленной поддержки, разработчиков, сервисных инженеров и команды продаж, так как они могут решать большинство вопросов дистанционно. Гибридный режим оптимален для бухгалтерии, отделов логистики и маркетинга — им периодически требуются очные встречи с внутренними клиентами. Административный отдел и IT-группа поддержки пользователей продолжают работать в офисе.
- Одни сотрудники устали от удаленной работы и хотят вернуться в офис, поскольку чувствуют оторванность от коллектива. Другие — возвращаются, так как им проще решать вопросы, находясь в офисе. Очная работа обеспечивает прямую коммуникацию, более неформальное и оперативное решение задач. Кроме того, удаленка имеет такие минусы как отсутствие оборудованного рабочего места и отвлекающие факторы, связанные с семьей.
- Гибридный режим работы позволяет сохранить баланс между комфортом удаленной работы и очным контактом с командой, и внутренними клиентами. Но если сотрудники понимают, что работают лучше, находясь в офисе, они возвращаются к традиционному режиму работы.
Александра Мин, директор по персоналу компании МойОфис:
Думаю, пик спроса на удаленную работу все же был прошлой весной, когда большое количество специалистов покидали страну. Многие из них уже вернулись или планируют возвращаться в Россию. На возвращение специалистов в том числе оказывает влияние ситуация и с отсутствием релевантных вакансий из-за массовых сокращений ИТ-специалистов в глобальных ИТ-компаниях, и сложности с легализацией за рубежом.
Специалисты все чаще обращают внимание на отечественные решения, так как работа в российской компании дает стабильность, а также возможность создавать и развивать востребованные продукты в родной стране. Например, мы в МойОфис очень активно продолжаем найм по различным ИТ-специальностям. В 2023 году планируем вырасти на 70%, поэтому фокус на найм новых сотрудников, адаптацию и развитие персонала очень высокий.
Спрос на удаленную работу или гибрид по-прежнему остается высоким, при выборе нового места работы многие соискатели ориентируются на возможность выбора графика. Однако сейчас ситуация несколько стабилизировалась, мы наблюдаем рост числа кандидатов, готовых вновь рассматривать предложения с посещением офиса. По нашим наблюдениям, большинство соискателей говорят о том, что на удаленке нет возможности полноценно чувствовать культуру компании, многие хотят работать в команде профессионалов, с которыми есть возможность взаимодействовать офлайн в офисе, развивать собственные компетенции, устанавливать неформальные связи и просто отлично проводить время, например, за игрой в кикер после эффективного рабочего дня.
Алексей Морозов, руководитель маркетинга «Парус электро»:
Удаленный формат работы кажется привлекательным не только для сотрудников, но и для работодателя как возможность оптимизировать офисные площади. Однако как разработчик и производитель, наша компания не может реализовать этот формат в полной мере.
Например, на первый взгляд кажется, что для программистов это самый удобный формат. Но на практике присутствие отдела разработки рядом с производством позволяет в разы ускорить внедрение новых продуктов. Программный код или идея может сразу воплощаться в оборудовании и тестироваться по месту.
И так по многим направлениям деятельности компании — присутствие большинства сотрудников в офисе создает синергетический эффект, что позволяет успевать за изменениями на рынке.
Окончание следует
Источник: IT Channel News