10 мая 2023 г.

Более или менее массово в жизнь россиян на сегодня вошли только два типа «умных» устройств: робот-пылесос и «умная» колонка.

  • 28% россиян с разной периодичностью пользуются «умными» устройствами; самые часто используемые из них — робот-пылесос и умная колонка (58% и 44% соответственно в группе пользователей);
  • 63% граждан в той или иной степени информированы о том, что смарт-девайсы собирают информацию о пользователях, каждый пятый россиянин не видит в этом угроз (21%).

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян об опыте пользования «умными» устройствами в рамках спецпроекта с ТАСС.

Интернет вещей ближе, чем кажется

В условиях растущей цифровизации в мире активно набирает обороты Интернет вещей — система передачи данных между устройствами без участия человека. Она лежит в основе концепции «умного» дома, объединяющей электронных помощников в борьбе за комфорт, безопасность и чистоту. При желании такие смарт-устройства могут применяться и в одиночку — будь то бытовая техника, система безопасности или управления освещением.

С той или иной периодичностью «умными» девайсами для дома пользуются более четверти россиян (28%), в том числе 14% — ежедневно, 9% — несколько раз в неделю. То есть, пользование домашними смарт-технологиями носит преимущественно регулярный характер.

  • Портрет типичного пользователя «умными» устройствами выглядит так: россиянин 25-34 лет (45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в одной из столиц — Москве или Санкт-Петербурге (42%). Доля ежедневных пользователей в этих группах составляет не менее 20%.
  • Для работы большинства «умных» устройств требуется бесперебойный доступ к Wi-Fi. Видимо, поэтому их гораздо активнее используют россияне, отдающие предпочтение интернету или смешанной модели медиапотребления (35-32% vs. 4% в группе активных телезрителей).

Помощник по хозяйству и приятный собеседник

Сегодня производители готовы предложить смарт-решения на любой вкус и под разные потребности: с развитием технологий «поумнели» чайники, посудомоечные и стиральные машины, мультиварки, кофемашины и многое другое. Рейтинг самых часто используемых девайсов для дома у россиян возглавил робот-пылесос (58% из числа пользователей «умными устройствами»). Второй по популярности ответ в этой группе — умная колонка (44%). На третьем месте с ощутимым отрывом от лидеров сразу несколько устройств — смарт ТВ (12%) и умное освещение/умная розетка (10%).

  • «Женским» девайсом скорее можно назвать робот-пылесос (65% vs. 51% среди мужчин) и умную колонку (49% vs. 40% среди мужчин), «мужским» — смарт ТВ (16% vs. 7% среди женщин).

Не пользуются «умными» устройствами для дома 72% россиян, показатель максимален в группе активных телезрителей — 95%. Безразличны к современным технологиям также представители старшего поколения 60+ лет (не пользуются 87%), россияне со средним образованием и ниже (85-86%), а также жители сел (82%).

На крючке у смарт-девайсов

Несмотря на все преимущества, в «умных» девайсах есть то, что способно насторожить пользователей, а именно их способность собирать широкий спектр сведений о владельцах и их жилищах с помощью встроенных камер и датчиков. Об этой особенности «умных» девайсов россияне информированы скорее поверхностно: 38% наслышаны без подробностей, 25% знают хорошо. В общей сложности доля осведомленных составляет 63%. Для каждого третьего россиянина данная информация оказалась новой — 36% в ходе опроса впервые узнали о том, что смарт-девайсы способны «следить» за пользователями. В группе селян и активных телезрителей такой ответ звучал от каждого второго (46% и 49% соответственно).

  • Максимальную информированность демонстрируют те, кто знаком с «умными» устройствами не понаслышке. Так, среди пользователей девайсами уровень общей информированности достигает 79%, среди россиян без подобного опыта — 57%.
  • О том, что смарт-устройства умнее, чем кажется, также чаще осведомлены мужчины (72% vs. 56% среди женщин), россияне 25-44 лет (69-73%), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (72%), жители мегаполисов (79%).

Осторожно, угроза!

Главная угроза того, что «умные» устройства собирают персональные данные пользователей, видится россиянам в возможности передачи этих данных третьим лицам (15%). Еще 6% ответили, что сбор и анализ информации о пользователях представляет собой вторжение в личную жизнь, нарушение прав и свобод, 5% не исключают возможность слежки/шпионажа через «умные» девайсы.

По мнению каждого пятого, сбор широкого спектра информации о пользователях смарт-девайсами не представляет никаких угроз (21%), а у каждого третьего данный вопрос вызвал затруднения (34%).

  • Оптимистично настроенных (не видящих угроз) больше среди пользователей «умных» девайсов (34% vs. 16% среди «непользователей»), молодежи 18-34 лет (34-33%) и активных потребителей интернета (31%).
  • Меньше всего в данной теме разбирается старшее поколение (затруднились 49%) и россияне, предпочитающие телевидение интернету (55%).

Какие-либо действия, препятствующие сбору персональных данных, предпринимают 23% пользователей «умных» устройств (доля группы — 28%). В числе самых частых мер по защите конфиденциальности — заклеивание веб-камеры ноутбука (12%) и отключение девайсов от сети (6%). Не предпринимают ничего подобного 76% пользователей смарт-девайсов.

Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ